Уроки 74–75 СЛОВО О МАЯКОВСКОМ. «ГРОМАДА-ЛЮБОВЬ» И «ГРОМАДА-НЕНАВИСТЬ»
Уроки 74–75 слово о маяковском.
«громада-любовь» и «громада-ненависть»
Цели: познакомить с очерком жизни и творчества поэта, его
любовной лирикой; работать над чтением «лесенки» поэта.
Ход уроков
I. Работа по теме
урока.
1. Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?» и его анализ.
– Догадались, кто автор
этого стихотворения?
Конечно. Сегодня наш
разговор – о В. В. Маяковском, с творчеством которого мы уже ранее знакомились
с вами, отмечая и пристрастия поэта к гиперболам, и необычность тонической
системы, и новаторство поэта в лексике (его неологизмы).
Не правда ли, очень необычно
содержание этого стихотворения-вызова, использованы необычные метафоры, яркие
контрасты.
– В чем же состоит
конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого
конфликта?
Окружающий поэта-футуриста
мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный – метафора
«карта будня» и означает заведомую расчисленность будней, уподобленных
географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности
– такой, в общем, и была карта мира к 1913 году. Далее, героя окружают,
оскорбляя его, пошлые предметы быта. «блюдо
студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского.
Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину
давящего, теснящего мегаполиса. Ну, а «водосточная труба» завершает картину
противопоставленного человеку, угрожающего ему своей пошлостью мира вещей.
Поэт-футурист переделывает
мир неудовлетворяющей его действительности. Он «сразу смазал» (обратите
внимание на аллитерацию) «карту будня», плеснув на нее краски, то есть
праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана» (еще
одна метафора), преображается и «жестяная рыба», ведь по форме она напоминает
губы (а этот образ – метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна –
музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир,
созданный поэтом по своим меркам. Метафора в поэзии раннего Маяковского –
основной способ пересоздания мира, постижения связи отдельных явлений, главная
формула его поэтического открытия.
2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 97–102, II ч. ).
– Что поразило вас в
личности Маяковского?
– Какие факты личной и
творческой жизни поэта привлекли ваше внимание?
3. Анализ стихотворений.
Поэзия Маяковского –
ораторская по сути и форме, она предполагает присутствие публики, причем вряд
ли благосклонно расположенной к поэту, потому что поэт часто «заводит» ее
дерзким вызовом. Уподобление грубо-прозаической водосточной трубы
изысканно-поэтической флейте тоже должно шокировать публику, привыкшую отделять
язык поэзии от языка «улицы». Своей задачей в поэзии Маяковский считал
сближение литературы и жизни.
Послушаем еще один вызов
Маяковского миру сытых и богатых.
1) Чтение и анализ стихотворения «Нате!» (с.
388–389).
– В чем вы видите конфликт
поэта с миром? Каковы ценности поэта и ценности толпы?
Перед нами картина
выступления поэта в артистическом кафе «Розовый фонарь» (это улично-дразнящее
название, очевидно, было придумано по контрасту с салонно-манерным «Зеленая лампа»,
названием литературного общества пушкинского времени). Поэты-футуристы часто
выступали перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития»
ими своих новаторских идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано
именно такое выступление – вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики,
портреты «пошлых» мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Но задачу поэзии
Маяковский видел совсем в другом.
Конфликт здесь возникает
из резкого противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской
поэзии: ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов). Люди, перед которыми должен
«кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной меркой –
количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку»
вытопит он через час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный
для молодого Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых
его врагов.
Чтобы дать толпе
представление о своих ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов – ведь
в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед
людьми, поэт же «открыл» их. В «шкатулках стихов» лежат более ценные вещи –
«бесценные слова», которые он, опять же в отличие от накопителей-мещан, мотает
и транжирит.
«Стоглавая вошь» – метафора
отвратительного паразитизма, тупого единства этой «толпы», которая хочет смять
«бабочку поэтиного сердца». Но поэт может, если ему надоест «кривляться»,
захохотать и «радостно плюнуть» в лицо лощеной публике. Этим неэстетическим
жестом и завершается стихотворение, озаглавленное «Нате!».
2) Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!».
В сравнении с задорным
выкриком «А вы могли бы?», с дерзким вызовом, бравадой стихотворения «Нате!», в
«Послушайте!» совсем другая – проникновенная, исповедальная, даже просительная
– интонация.
Мы впервые слышим поэта,
который не боится показаться беззащитным; он обращается к людям, которые его
понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя
прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно
была звезда» – детская наивность, максимализм.
Пафос этого стихотворения
передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без
смысла названо здесь «беззвездной мукой», идеал – «звезда». Лирический герой
Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с
бессмысленным существованием, отсутствием звезд на небе, «врывается к Богу»
(гиперболизм). Целуя «жилистую руку» творца,
он верит, что действительно «не перенесет эту беззвездную муку».
Бог внял его мольбам – на
небе появилась звезда. И только после этого герой «наружно» успокоился, ему
стало «не страшно», хотя он остался «тревожным» – это тревога за свой идеал.
Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезды – это «плевочки»,
а не «жемчужины», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».
4. Сообщения учащихся:
«адресаты Маяковского»; «особенности любовной лирики
Маяковского».
5. Выступление учащегося «Громада-любовь».
II. Итог
уроков.
Домашнее
задание: подготовиться к уроку по творчеству Н. А. Заболоцкого (с. 148–151,
II ч.); индивидуальные сообщения о жизни и творчестве.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.