Уроки 11–12 ПОДВИГ А. Н. РАДИЩЕВА. «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»
Уроки 11–12
подвиг а. н. радищева. «ПУТЕШЕСТВИЕ из петербурга в Москву»
Цели: познакомить с биографией А. Н. Радищева; обсудить
главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Ход урока
I.
Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя.
Сегодняшний урок мы
посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина,
«с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы
будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим
убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением
в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба
первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать
уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого
скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось
бы обыкновенные «путевые заметки».
Радищев принадлежит к тому
же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая
жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество
декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой
жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и
раболепия» (А. Герцен).
2. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг
Радищева» (индивидуальное задание).
3. Путешествие по страницам «Путешествия…».
Дальнейший рассказ о
писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга
«Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим
трагическими событиями.
Сообщение можно построить,
опираясь на такие примерно вопросы:
1) Почему, зная, что
издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы
ускорить ее выход в свет?
Объяснить побуждения
Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестьцы»,
провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и
мысли автора:
«Но если бы закон или
государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и
нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни
мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе
твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих
раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты
поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на
доске).
2) Почему Екатерина II так
испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание
«Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы
французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска,
против начальства, царя и грозит плахою…».)
В указе о замене смертной
казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении
противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием
«Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями,
разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение,
стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников
и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама
и власти царской…»
3) О чем же рассказал Радищев
своим современникам, к чему призывал, что предвидел?
– Сатирическое обличение
самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).
– Выявление
античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се
жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».
Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного)
и «Пешки» (быт крестьянина).
Необходимо отметить
революционный пафос повествования, который создается не только правдивым
изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и
непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также
включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).
4. Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на
смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание;
стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после
смерти Екатерины II.
– Какую оценку событиям своей
жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?
Вспомните слова
Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и
подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.
II. Обобщение по уроку.
Слово учителя.
В русской литературе XVIII
в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны
самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены
гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей
алчных, пиявиц ненасытных».
Поразительный по смелости
политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне
Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести
придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник,
первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший,
устремляющий злость свою на внутренность слабого».
Коллективным многоликим
героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от
крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель
рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто
изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними
обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в
русской литературе.
Выбор А. Н. Радищевым
жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского
сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица
пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня –
душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Но, в отличие от
Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе (мы
будем изучать его на последующих уроках), эта эмоциональность связана у
Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и
переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под
страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового
большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных»
определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор
«Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед
расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения
передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.
Революционная
«чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в
«Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в
стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского
общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты
просветительского реализма.
Крупнейший
политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский
революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также
замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была
первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной
Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев
воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку
необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной
жизни человечества:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
безумно
и мудро,
Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…
Мудрости смертных столпы разрушив,
ты их паки
создало;
Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.
Царства ты зиждешь; они расцветут
и низринутся
паки.
Домашнее
задание:
1) Ответить устно на
вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?
2) Анализ стихотворения
«Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?».
3) Прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.