Урок 1 ВВОДНЫЙ
Урок 1 вводный
Цель: углубить представление учащихся о литературе как
искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
I.
Обмен мнениями о личном читательском опыте.
1. Какие книги,
прочитанные летом, заинтересовали вас?
2. Какие из них было
трудно читать? Почему?
3. Как знания, умения и
навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам
читать и понимать книги?
4. Какие
литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники
есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим
одноклассникам?
II. Чтение вступительной
статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).
Беседа по статье.
– Как вы понимаете выражение
«основное базисное образование»?
– Почему именно в
программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные
произведения русской литературы?
– Почему освоение данной
программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?
– Какого чтения потребуют
изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III. Обзор
курса литературы 9 класса.
Учитель. Основная задача курса литературы
9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным
многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с
составляющими нашего курса.
На доске открывается первая страница перекидного календаря с
красочной надписью: «Древнерусская литература» (составляющие курса
конспектируются в тетради).
1-й ученик-ассистент (разворачивая
«грамотку»).
Не пора ль
нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь
мыслью за Бояном.
Учитель. Временем возникновения древнерусской литературы ученые
склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с
древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности,
созданным в конце XII столетия.
Судьба древнерусской поэмы
«Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой
силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты
узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Еще долго после
прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого
былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие
маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии,
ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят
повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье,
как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные
плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово…» – драгоценная
жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой
обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут
читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница
«календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).
2-й ученик-ассистент.
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Учитель. Живым примером судьбы талантливых людей в условиях
самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова – реформатора русского
литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о
котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою
понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники
нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его
развития – путь сближения литературного языка с языком народным».
3-й ученик-ассистент.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Учитель. Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от
фонвизинского Митрофанушки?
Инсценировка действия IV,
явл. VIII «Недоросля».
Учитель. Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года
родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная
цепь, начальное звено которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской
словесности.
Звучит «Вальс» А. С.
Грибоедова.
Учитель. Перед нами – «Шедевры русской литературы XIX века».
Открывается новая страница
на доске: «Литература XIX века. Романтизм. Реализм» (запись в тетради).
Учитель. А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В.
Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А.
Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия
ждут нас!
4-й ученик-ассистент.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Учитель (открывает последнюю страницу – «Литература ХХ
века»). ХХ век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и
многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
«Перекличка» тем и имен.
1-й ассистент. До 1917 г. русская литература была единой. В
поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О.
Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький,
Л. Андреев.
2-й ассистент. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из
России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся
параллельно. Среди писателей русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б.
Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
3-й ассистент. В советской литературе 20-х гг. господствовала
тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление
свершившихся в стране событий – в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н.
Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
4-й ассистент. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой
Отечественной войны.
5-й ассистент. В литературе 50–70-х гг. происходит
переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной
жизни.
6-й ассистент. Трагическая судьба узников сталинских лагерей
вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и
много других произведений.
IV. Заключительное слово
учителя.
Здесь обозначены лишь
отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской
литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не
все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина
выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не
сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете
понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой
метафорой, туманным намеком.
Язык искусства – совсем
особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается
художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы
узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за
страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его
волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.
Бывают, конечно, случаи,
когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание писателя – это вхождение в
его художественный мир, заключенный в произведении. Стремление увидеть лицо,
желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного –
неодолимо. Имени нет, биография забыта – след остался. Глубокий, своеобразный,
неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и жизнеописания
не сгинули во тьме веков.
Домашнее
задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская
литература», с. 4–6.