Уроки 72–73 ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ
Уроки 72–73 литературно-музыкальная
композиция, посвященная сергею есенину
Цели: вспомнить с учащимися страницы жизни и творчества С.
Есенина; отметить своеобразие его лирики; работать над выразительным чтением
стихотворений.
Ход мероприятия
Ученица. Есенинское небо
над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы – сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села:
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи
села.
И в ельнике ему горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, –
России стихотворная душа.
Т.
Зубкова
Учитель. С. А. Есенин родился в селе Константиново Рязанской
губернии, в крестьянской семье. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим
драчуном и ходил всегда в царапинах, – вспоминал он в 1925 г. в автобиографии.
Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Ученик. Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
Учитель. И снова строчка из автобиографии: «Стихи я начал писать
рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам».
О чем же его стихи?
Он часто повторял: «Моя
лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное
в моем творчестве».
Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…».
Учитель. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал.
«Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…»
Ученик.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Ученица. «Нет поэта без Родины», – говорил Есенин. Для нее берег
он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимым.
О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
(Из стихотворения «Запели
тесаные дроги…».)
Учитель. Есенин считал себя певцом русской деревни,
продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены,
происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.
Ученик читает стихотворение «Край ты мой заброшенный…».
Учитель. В стихах Есенина запечатлен
прекрасный облик нашей родины и тогда, когда
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось…
и тогда, когда она превращается в
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз…
С родиной у Есенина
связана и лучшая метафора – «страна березового ситца».
Звучит песня «Не жалею, не
зову, не плачу…».
Ученица. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем
русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке…», «Словно
белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым
языком…».
Звучит песня «Отговорила
роща золотая…».
Учитель. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и
горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися
мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных
особенностей есенинской лирики.
Звучит песня «Клен ты мой
опавший…».
Учитель. Стихи, обращенные к матери… Сколько русских поэтов
прикасались к этой священной теме! И только, пожалуй, Некрасову и Есенину
удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность
сыновнего чувства к матери.
Ученик. О первом чтении Есениным
стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как
по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у
окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад…
Дальше мои впечатления
пропадают, – заканчивает Евдокимов, – потому что зажало мне крепко и жестко
горло; таясь и прячась, я плакал…»
Звучит
песня «Письмо матери».
Учитель. Обратили ли вы внимание еще на одну особенность стихов
Есенина? Ну конечно же, они удивительно музыкальны! Давайте послушаем еще одно
стихотворение, посвященное матери.
Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…».
Учитель. В 1924–1925 гг. на Кавказе Есенин создал изумительный
цикл лирических стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной
силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то
сознанием ее неполности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма
эмоций сопровождает это страдание.
Ученик читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».
Учитель. О животных, о «братьях наших меньших» (кстати, это
выражение – строка из его стихотворения) Есенин говорит с неизменной нежностью.
С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.
«Корова», «Песнь о
собаке», «Лисица», «Лебедушка»… В этих стихах Есенин признается: «Для зверей
приятель я хороший, / Каждый стих мой душу зверю лечит…», «Звери, звери,
придите ко мне / В чашки рук моих злобу выплакать…».
А вот что вспоминает
известный артист Василий Иванович Качалов о стихотворении Есенина «Собаке
Качалова».
Ученик. Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же
подружился с его собакой. «…Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по
лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел
и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную
прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал
его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал
такой». Джим, радостно взвизгивая, стремительно высовывал голову из подмышки
Есенина и лизал его лицо…» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к
Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.
Ученик читает стихотворение
«Собаке Качалова».
Учитель. Время Есенина – время крутых поворотов в истории
России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в
февральские дни 1917 г., и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался
разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге коммуной
вздыбленную Русь…». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской
войной страну, ее русские деревни.
Ученица. …Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы,
Немолчный топот, громкий
стон,
Визжат тачанки и телеги.
Ужель я сплю и вижу сон,
Что с копьями со всех сторон
Нас окружают печенеги?..
(Отрывок из
поэмы «Гуляй-поле».)
Учитель. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не
принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился этим
противоречием.
Ученик.
Я человек не
новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл
стихотворений, написанных в 1925 г. Главное здесь – воспоминания поэта о своей
жизни.
Ученик. Снежная
равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не
я ли сам?
Учитель. Этот «зимний цикл» – последний аккорд есенинской
лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который окончился для
поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.
Звучит песня в исполнении А.
Малинина «Мне осталась одна забава…».
Учитель. На смену плодотворному периоду литературной
деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса
душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и
неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля
крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.
Ослабленный болезнью,
издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в
гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с
собой или это было убийство? пока
нет точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта
тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась
по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное
письмо.
Ученик читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до
свиданья…».
Учитель. 31 декабря 1925 г. в Москве состоялись похороны
Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную
площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом
Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на
Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло
за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге Россия не видела
такого величественного прощания народа с поэтом!
Ученик. Да кто ж так до́ сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел свет оставит?
…
Хоть годы – счастливы, быстры,
Есенин…
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Т. Смертина
Звучит песня «Над окошком
месяц…». Выходит ученик, и под песню читает отрывок из рассказа В. Астафьева
«Есенина поют» (из книги «Затеси») (См. также в журнале «Литература в школе»
(1989. – № 2. – С. 40).)
Ученик. «…Плачет тальянка, плачет…
Только не там, не за
рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете.
Дальний плач
тальянки, голос одинокий…
Отчего же это и почему так
мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все
его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу?
Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут,
как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно
было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт,
страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за
всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в
себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз
отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким
себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим
братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…
А где утешишь? Нету его,
сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит
нас вечной грустью…
…На траве мокро, с листьев
капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без
конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с
умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни,
военная труба!
Уймись, велеречивый оратор!
Не кривляйтесь, новомодные
ревуны!
Выключите магнитофоны и
транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!»
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.