Уроки 58–59 ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ (ГЛАВА «COMME IL FAUT»). ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА ГЕРОЯ (ГЛАВА «Я ПРОВАЛИВАЮСЬ»)
Уроки 58–59 подлинные и мнимые
ценности жизни (глава «comme il faut»). приемы психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)
Цели: закреплять навыки аналитического чтения; раскрыть
приемы психологического самоанализа героя.
Ход уроков
I.
Проверка домашнего задания.
Конкурс на самый интересный вопрос.
II. Работа по теме урока.
1. Анализ главы «Comme il faut».
1) Беседа.
– В чем состоит идеал
человека «комильфо»?
– Как Толстой оценивает
это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств
человека «комильфо»?
– Что было главным злом
этого увлечения?
2) Работа в группах.
Вопрос 1-й группе.
Как вы оцениваете такую участь героя?
Вопрос 2-й группе.
Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми
руководствовался рассказчик?
Вопрос 3-й группе.
Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших
друзей? Стоит ли их переубеждать?
3) Пересказ-анализ главы XXXI «Comme il faut».
– В чем же автор хочет
убедить своего читателя и как он это делает?
4) Заключительное слово учителя.
Пройдя через «пустыню
отрочества», герой трилогии в юности испытывает сильную тягу к нравственному
обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается верой в возможность
добра и счастья.
В пору юности Николай
Иртеньев осознает, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и
проявить свои способности. «…Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться
другим человеком и начать жить иначе».
Но вскоре ему приходится
убедиться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью.
Вот он мечтает о скромной
жизни, хочет быть просто старательным студентом университета. Но богатая
фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится
«первым кандидатом с двумя золотыми медалями», там – магистром, первым ученым
России, Европы. Но тут он спрашивает себя: «Ну а потом?» Спрашивает и видит,
что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования, и ему
делается стыдно.
После исповеди Николенька
хвалится извозчику, какой он хороший, и ему снова становится стыдно.
Самое интересное и
поучительное в повести «Юность» – это разоблачение того идеала «комильфотного»
человека, которому старался следовать Николай Иртеньев.
Кодекс человека comme il
faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы,
сословия, различные группировки. Герою трилогии это представляется следующим
образом: «Род человеческий можно разделить на множество отделов – на богатых и
бедных, на добрых и злых, на военных и штатских, на умных и глупых и т. д., и
т. п.» Кроме этих подразделений, герой трилогии придумал в годы юности еще
одно: «Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу,
было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas* (см. Примечание)».
Первых юный Иртеньев
уважал, вторых – презирал. А людей из народа – просто не замечал; они «для меня
не существовали», признается он.
В повести дается подробное
перечисление свойств и качеств, какими должен был обладать «комильфотный»
человек. Вспомним некоторые из них:
«Первое и главное» –
«отличный французский язык и особенно выговор»;
«второе условие» – «были
ногти длинные, отчищенные и чистые»;
«третье условие» – «умение
кланяться, танцевать и разговаривать»;
«четвертое, и очень
важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной,
презрительной скуки».
У героя трилогии были еще
и свои методы определять признаки «порядочного» человека: убранство комнаты,
экипаж, печатка, почерк и главное – ноги, вернее обувь.
«Сапоги без каблука с
угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с
узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, как
балдахин стоящие над носком, – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и
т. п.».
Толстой называет пагубным
увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось
следствием светского воспитания.
«Главное зло, – пишет
Толстой, – состояло в том убеждении, что
comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно
стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он
comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение
и даже становится выше большей части людей.
2. Работа над главой «Я проваливаюсь».
1) Беседа.
– Почему накануне экзамена
герой «был в каком-то странном тумане»?
– Каково состояние
внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?
– О чем он думал после
экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?
– Что больше всего
огорчало Николеньку в этой истории?
– Что изменилось в его
чувствах после долгих раздумий?
– На чем построен сюжет
главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с
этим можно рассматривать замысел Толстого?
– Что значит «я
проваливаюсь», вынесенное в название главы?
– Почему описанную
половину юности автор считает не очень счастливой?
2) Слово учителя.
Познакомившись со
студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым и др., Николай Иртеньев убедился в
том, что его голландская рубашка, хороший прононс и т. д. не производят на них
никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы.
Знаменательно, что последняя глава «Юности» озаглавлена «Я проваливаюсь». Герой
трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: «Я
был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив». С большим трудом он справился
с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и
никогда не будет делать ничего дурного.
На исходе детства
Николенька делает открытие, что не все люди равны. Однако какой-то практический
инстинкт тотчас же подсказал ему, что с Катенькой «не годится говорить об этом,
и он промолчал, но почувствовал, что в эту минуту в нем произошла одна из тех
«моральных перемен», когда «ваш взгляд на вещи совершенно изменяется».
Николенька с глубокой грустью убеждается в том, что между людьми нет равенства,
что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы,
группы, разряды, круги и кружки и что ему нелегко будет найти свое место в этом
мире.
Защита лучшего в человеке,
стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление
борьбы добра со злом в разные периоды формирования личности составляют пафос
трилогии Толстого.
3. Подготовка к сочинению «Диалектика души в повести Л. Н. Толстого
«Юность».
1) Слово учителя.
При издании повести
«Детство» Н. А. Некрасов заменил это название на другое – «История моего
детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие "История
моего детства" противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего
детства?» Нет, не история жизни конкретного человека лежала в основе замысла
автора, а нечто другое. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том,
что происходило с душой ребенка, подростка, а потом молодого человека в самые
важные периоды его жизни. Получается, что развитие души человека – основная
тема этого произведения. И задача вашего сочинения – показать, как Толстой
изображает это развитие, иными словами, показать диалектику человеческой души.
2) Составление плана сочинения.
Примерный план сочинения.
I. Автобиографическая
проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.
II. Духовное становление
человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».
1. Духовный конфликт героя
с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.
2. Подлинные и мнимые
ценности жизни героя.
3. Толстой оценивает
своего героя по способности или неспособности к духовному росту.
4. «Диалектика души» и
чистота нравственного чувства в повести.
5. Особенности
повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над
действием, диалоги).
6. К каким выводам о
смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?
III. В чем
общечеловеческое значение повести «Юность»?
III. Итог
урока.
Домашнее
задание: написать сочинение-миниатюру на указанную выше тему.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.