Урок 49 «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Урок 49 «Мертвые души». история создания, особенности сюжета, система образов
Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть
особенности сюжета, систему образов, композицию.
Ход урока
I. Работа по теме
урока.
1. Слово учителя.
«Мертвые
души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода,
рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».
Интересно
включить материал о следующей версии: Гоголь ориентировал свое произведение на
эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную
структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и
аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II
том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в
третьей (III том) изобразить их в «раю». однако
законченным оказался только I том.
2. Сообщение учащегося «История создания «Мертвых душ».
3. Беседа с учащимися.
– Как объяснить, что в
творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с
анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая
«Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы
Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный
писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам
таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!
«Гоголем невозможно
начитаться!» – признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной
странице Гоголя.
4. Чтение учителем (или подготовленным
учеником) этюда И. Андроникова «Одна
страница» (В «Избранном» И. Андроникова «Я хочу рассказать вам…»).
5. Беседа о прослушанном.
– Удивлены? Ведь
Андроников был безумно влюблен в поэзию Лермонтова, ей отдал всю свою
творческую жизнь литературоведа. Гоголю же он посвятил только одну работу, да к
тому же – об одной лишь его странице. Это все равно что написать статью
об одной лермонтовской строке! И начал Андроников свое эссе о Гоголе
признанием, напоминающим строки из его работ о Лермонтове: «Гоголем невозможно
начитаться…» И эти слова произнесены по поводу «Мертвых душ»! Последуем и мы
его примеру.
6. Чтение учителем первых страниц поэмы.
Беседа.
«В ворота гостиницы
губернского города NN…»
– Превратите мысленно
страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN,
но особенно – бричка и ее владелец?
– Почему сравнительно
легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали
каждую гоголевскую мелочь?
– В чем тайна искусства
Гоголя?
– И все-таки… самая
интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке…
Почему Гоголь «умолчал» его имя?
– А как вы отнеслись к
странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о
ее… колесе? И существенно ли это уточнение?
Отмечаем неторопливое,
завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность,
разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как
своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная
«съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне
незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на
последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»:
«тайна занимательности».
7. Работа с опорной схемой.
– Какова же композиция
«Мертвых душ»?
Композиционные звенья поэмы
Первое |
Второе |
Третье |
2–6-я главы |
7–10-я главы |
11-я глава |
1-я
глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито
автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками,
подготовка почвы для авантюры).
2–6-я главы – изображение
жизни российских помещиков.
7–10-я главы – изображение
губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев
усадеб, но центральное место – мир чиновников.
– Как помещики и чиновники
воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о
капитане Копейкине»?
11-я глава – повествование
о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.
8. Аналитический пересказ главы «Чичиков у
Манилова».
Отметить построение главы,
способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета,
пейзажа, интерьера.
II. Сочинение-миниатюра:
«Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает
Плюшкиным?»
(Путь от Манилова к
Плюшкину – это лестница вниз.)
Домашнее
задание: характеристики Коробочки, Ноздрева, Собакевича (по вариантам) по
плану:
1) описание деревни;
2) описание господского
дома;
3) описание внешнего вида
помещика;
4) отношение помещика к
предложению Чичикова;
5) отношение Чичикова к
каждому из помещиков;
6) купля-продажа мертвых
душ.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.