Урок 44 «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ
Урок 44 «ГЕРОЙ нашего времени»:
первые впечатления. своеобразие поэтики
Цели: начать обзор и обсуждение романа Лермонтова; развивать
навыки монологической речи; отметить своеобразие поэтики романа.
Ход урока
I. Работа по теме
урока.
1. беседа: от лирики – к
роману.
– В каких стихотворениях
Лермонтова таится возможность романа?
– Почему лирические
страницы Лермонтова так явно таят в себе роман?
– Какими строками вы бы
открыли встречу с лермонтовским романом? И какого романа вы ждете от автора
«Думы»?
2. Поиск авторского «ключа» к роману.
1) Чтение и обсуждение «предисловия»
к «Герою нашего времени».
– Ваше впечатление от
лермонтовского «Предисловия»? Почему оно столь иронично? Как создает
автор ироничность, даже язвительность «предисловия»? кто его адресат? Что таит в
лермонтовском контексте слово «публика»?
Но в дальнейшем Лермонтов
озадачит нас еще больше: вторую часть романа – «Журнал Печорина» – он вновь
откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем.
2) Чтение и обсуждение «Предисловия к "Журналу
Печорина"».
– Вас не удивил такой
поворот в романе: он ведь «закончен», поскольку «Печорин… умер», но,
оказывается, роман-то, по сути, только начинается, к тому же с нового
предисловия. Как вы это объясните? И нужно ли еще одно предисловие?
– Сравните два «предисловия». Почему они столь различны
по интонации и смыслу? В какой авторской формуле заключен лермонтовский
замысел? Как вы отнеслись к этим «вызывающим» словам автора?
3) чтение и обсуждение
первых страниц «Бэлы».
– Вернемся к началу: мы
ведь позволили себе неточность (может быть, оправданную), сказав, что роман
«начинается» со второго «предисловия»;
нет, он, конечно же, начинается с первых страниц первой части, открывающейся
повестью «Бэла».
Вслушайтесь в прозу
Лермонтова. Как пишет Лермонтов-прозаик? Сравните его стихи и прозаические
страницы.
– Что означает «я» в
предисловии и в повести?
Чтение со слов «Я ехал на перекладных из Тифлиса…» до «…а внизу Арагва, обнявшись с другой
безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется
серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
– Меняется ли тон
повествования рассказчика?
Обратите внимание на
неожиданный стилистический «взлом»: вслед за спокойной, короткой хроникальной
фразой «я ехал на перекладных…» – пространный, в долгих, усложненных фразах,
пейзаж: «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет…»
Что же произошло в пределах
одной лермонтовской страницы? В чем тайна пейзажа, прерывающего повествование?
Оправдан ли пейзаж, причем именно такой – яркий, романтически таинственный и
тревожный?
(Отмечаем
художественное единство романа и контрастность его поэтики в смене сдержанной,
«реалистической» стилистики повествования романтическим пейзажем, предвещающим
романтический мир прозаического творения Лермонтова.)
II. Реализация домашнего
задания.
1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».
– Почему рассказ об
истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?
– Какие страницы повести
поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные
эпизоды: незабываемую охоту Печорина – и его испуг, смятение, едва «ставнем
стукнет».
– Как встретили в крепости
похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч
вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят
историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?
2. Выступление учащихся II группы по
повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.
– Кто из героев дает
портрет Печорина? Почему?
– Почему сцена встречи
Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
– В романе есть признание
Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять
героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь
мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например,
он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?
– В чем тайны
художественной выразительности портрета Печорина?
III.
Итог урока.
Домашнее
задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»;
выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.