Урок 30 «ХОЧУ ВОСПЕТЬ СВОБОДУ МИРУ» (СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА ПУШКИНА)
Урок 30 «Хочу воспеть свободу
миру» (свободолюбивая лирика пушкина)
Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать
обучать анализу стихотворений.
Ход урока
I.
Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Одна из важнейших тем
лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность,
без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода –
основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы для него
окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении
предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением
о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась
«святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о
свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Слово «свобода» и близкие
ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского
словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные
ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В
лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о
направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его
существования.
Уже в стихотворениях
1817–1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом
«похвального слова» («…хочу
воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт
вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем
от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от
суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом
поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…»)
и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного
Пушкина – не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода – это его точка
зрения на мир, на людей и на самого себя.
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) Стихотворение «К Чаадаеву».
Само название указывает на
жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение
построено в форме обращения к другу:
…Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Оно носит личный, даже
интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается
как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт
призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина – в ненависти к самодержавию,
стремлении к свободе.
Перечитаем конец
стихотворения:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Высокий эмоциональный
настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях,
– все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис
стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только
в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности.
Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин
использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет».
Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были
распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть»,
«вольность», «самовластье».
Изобразительно-выразительные
средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом
власти роковой», метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока
свободою горим», «на обломках самовластья», «звезда
пленительного счастья»; сравнение:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Усиливает призывность
интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет
собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре
строки – рифма перекрестная, вторые 4 строки – кольцевая, третьи 4 строки –
кольцевая, четвертые 4 строки – перекрестная, последние 5 строк – перекрестная
(ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и
женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части
стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.
– Что возникает в финале
стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об
обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»);
Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память
о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел
в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)
2) Стихотворение «Анчар».
А вот следующее
стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли
поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя
сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В
контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает
новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной
силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели
человечества.
Стихотворение «Анчар»,
написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.
В основе его – древняя
легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной
точностью: путь к анчару – подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности
раба, а в его послушании, то есть в предельном подчинении его чужой воле, «властному
взгляду» (даже не «властному слову»).
Стихотворение построено на
контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти – и идущий к
нему человек, раб – и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей
силой:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Казалось бы,
стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще
более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен
его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет
идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он
с ними
…Гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Гуманистический
пафос здесь достигает особенной силы. композиция,
построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только
что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в
этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо
обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.
Стихотворение написано
4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф –
описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы – приказ владыки; далее –
описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.
Звучание стиха резко
меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара
Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь – центр
трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны
тут все средства звуковой выразительности.
Повторение слов
естественно сменяется повторением звуков ([а]: Послал к анчару
властным взглядом).
Третья часть – это история
раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.
Единство всех элементов и
определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя –
носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения
«Анчар».
3. Стихотворение «Арион».
Море – любимый образ
Пушкина, символ веры поэта.
В чем тайна пушкинского
моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало
быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие
судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное
людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа – символа
свободы.
Догадались? Мы читаем
«Арион» Пушкина.
– Как построил поэт свой
«Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении… А кто же все-таки
его герои?
(Подготовленный ученик
может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на
берег дельфином.)
– В чем смысл заглавия?
Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.
– Почему стихотворение,
посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно –
себе: «Пловцам я пел…»?
– Как вы встретили
развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он
завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я,
таинственный певец, на берег выброшен грозою…»?
II. Итог урока.
Домашнее задание:
выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить анализ стихотворения.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.