Урок 36 ПОЭТИКА СТИХОТВОРЕНИЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Урок 36
Поэтика стихотворений Сергея Есенина
Цели: определить
особенности поэтики стихотворений Есенина (песенную основу, народно-поэтические
истоки, образность); выявить влияние школы имажинизма и традиционной русской
поэзии на творчество поэта; отметить богатство поэтического языка как
характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в
лирике).
Ход урока
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими
пригоршнями сокровищ его души.
А. Толстой
I. Проверка домашнего задания.
Слушаем чтение наизусть и анализ понравившихся
стихотворений Есенина. Можно предложить к рецензии образцы работ.
Уделено ли внимание поэтике, отмечены ли изобразительные
средства? (Использовать раздаточный материал.)
1. Красной нитью среди произведений Есенина выделяются
стихотворения о Родине, о русской природе.
Впрочем, для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное
ощущение родных лугов, полей, лесов. Может быть, только у Есенина это все
теплее, больнее, острее. И еще одно, что все-таки характерно именно для
Есенина. Любовь к зверью, «братьям нашим меньшим». Любовь такая же нежная, как
к родным людям.
Обычно в письмах домой передаются приветы родным,
хорошим знакомым. А Есенин? В письме сестре Шуре есть необычные строки:
Ты – мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Вечно ищущий дружбы бескорыстной и честной, поэт
обращается к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» И может быть, только в
этом разговоре он абсолютно уверен в полном взаимном понимании и дружеской
преданности.
Есенинская любовь к миру, обостренное чувство жалости оборачиваются
способностью словом передавать состояние души животных, говорить от их имени.
«Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» – не просто стихи о животных, это стихи о
жестокости человека, о вине его перед «братьями меньшими».
Мое внимание привлекло стихотворение «Песнь о собаке», которое, по мнению
литературоведов, отличается ювелирной техникой.
Особенно ими отмечается усиленная работа глаголов. На фоне
трогательно-нежных слов: «златятся рогожи в ряд», «ласкала», «струится снежок
подталый» – вдруг – грубо-просторечный глагол «поклал». Он усиливает угрюмую непреклонность, страшную жестокость
в действиях хозяина, решившего утопить семерых щенков. Передавая силу
материнского чувства, поэт сопровождает глаголы деепричастиями: «до ночи она их
ласкала, причесывая языком», – а вот описание действия хозяина лишено деепричастий:
человек оскорбляет, убивает, не задумываясь.
Ужас от совершившегося усиливается двумя метафорами: «звонко глядела» (в
исступленной надежде стонущая материнская душа) и «глухо... покатились глаза
собачьи» (надежды больше нет!). Боль матери, потерявшей последнюю надежду на
сострадание человека, подчеркивает употребление антонимов: «звонко» – «глухо».
Страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег».
Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же... Глаза – зеркало души.
Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез,
страдания (желтый цвет здесь – цвет осени, умирания). Возникает ассоциация с
фразеологизмом «выплакать глаза», который выражает высшую степень страдания.
Какой прекрасный прием использует Есенин! Превосходные метафоры и сознательная
упрощенность поэтического текста вызывают одинаково сильное переживание!
Поэт Егор Исаев пишет: «И какая ледяная тоска больно
сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа!
Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери-собаки и
высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Больнее не скажешь».
Заключительный аккорд стихотворения несет в себе и еще одну важную
особенность: конкретную картину поэт переводит в обобщение:
Глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех...
«Бросят» – обобщающий глагол: хозяин не исключение, таких,
к сожалению, много!
Таким образом, сердечная боль автора переходит в сердца читателей.
Я думаю, что есть еще одна особенность этого произведения – это двоякое
его прочтение.
Стихотворение, о котором идет речь, написано в 1915 году. Идет Первая
мировая война, а поэт вроде и не замечает, пишет совсем о другом. А может, мы
не так внимательно читаем? Разве в «Песне о собаке» не сказалась трагедия
войны? О чем это, одно из самых сильных, а потому и популярное есенинское
стихотворение? О матери, которая теряет своих детей. Трагедия матери. А что
такое война? Трагедия матерей, трагедия страны, теряющей своих сыновей.
Так тесно переплетаются темы природы и Родины в поэзии Есенина. Мир
человека и мир природы в произведениях этого поэта единый и неделимый, он
наполнен огромной человеческой любовью. В одном из самых первых
некрологов-откликов на есенинскую смерть можно прочитать: «Лучащаяся из его
стихов любовь – не абстрактно-надменная любовь к человечеству, – к «дальнему»
через голову ближнего, а к близкому, к любимой женщине, к матери, к белой липе,
к собаке, к земле...»
2. «...Есенин был живым, бьющимся комком той
артистичности, которую... мы зовем высшим моцартовским началом...», – писал
Пастернак в очерке «Люди и положения».
Я прочитал стихотворение Есенина «Синий май. Заревая теплынь...»,
написанное в 1925 году. В нем меня привлекло мастерство автора, то
«моцартовское начало», о котором говорил Пастернак.
Несбывшиеся надежды, личная неустроенность, долгая поэтическая работа на
пределе чувств и сил вдруг обращают 30-летнего поэта к теме угасания, прощания
с молодостью, завершенности: «Мир тебе, отшумевшая жизнь».
И все же в лирике позднего Есенина нет отчаяния. Поэт принимает жизнь
такой, какая она есть.
Стихотворение
«Синий май...» относится
к философской лирике Есенина. Автор в нем размышляет о
жизни, о себе, не отрекается от прожитого:
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.
В этом произведении поэт предстает как непревзойденный мастер пейзажа:
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Но пейзаж у него лирический. Всепоглощающий лиризм –
главная особенность поэзии Есенина. Выражение чувств через явления природы –
одна из самых характерных особенностей его стихов.
Для Есенина природа – это вечная красота и гармония
мира. Природа, по его мнению, врачует людские души:
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Мир поэзии Есенина переливается всеми цветами радуги. Присущи цвета и
этому стихотворению: «синий май», «заревая теплынь», «белая накидка». Цветовая
гамма этого произведения способствует передаче тончайших состояний человеческой
души:
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Стихи Есенина пронизаны поэтичными метафорами: «Спит черемуха
в белой накидке», «…вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры»; яркими
эпитетами: «пенный пожар», «веселый май», «голубая прохлада». Есенин утверждает
идею жизнелюбия через антитезу: «...все явись, в чем есть боль и отрада».
Лирический герой стихотворения необычайно близок герою народных песен
ощущением крепкой связи с природой, с жизненным укладом деревни. Читая
стихотворение, мы представляем чистую горницу в деревенском доме, окруженном
цветущим садом. Да и по ритмике это произведение напоминает народную песню,
такое же напевное и мелодичное.
Стихотворение «Синий май...» необычно. Оно радостно и
печально одновременно. Строки отмечены такими задушевными интонациями, что,
кажется, писались они самой нежностью, самим сердцем. Стихотворение наполнено большой
любовью к жизни, к Родине, России. Эта любовь понятна всем читателям Есенина,
истинно российского поэта.
…Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль, –
написала о нем наша современница Т. Зубкова.
II. Работа по теме урока.
В своих домашних работах вы уже старались определить
некоторые особенности поэтики языка Есенина. Надеюсь, что наш урок поможет вам
лучше разобраться в образности стихотворений этого поэта, а значит,
по-настоящему насладиться есенинским словом.
В ходе лекции учащиеся делают соответствующие записи.
1. Есенин и имажинизм.
Вы, наверное, удостоверились, что у Есенина много стихов такого рода, где
он хочет бесстрашно поведать о себе, поделиться с кем-то своей печалью,
озарением, воспоминанием. Да, их немало.
Но есть и совсем другие. Их можно было бы определить строкой самого
поэта: «Буйство глаз и половодье чувств». Проявляется нагнетаемая, все
усиливающаяся в молодости образность поэта, идущая поначалу от чисто
«зрительной жадной внимательности» (К. Ваншенкин).
Вот один из его первых опытов:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Или другое:
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
Трогательно: клененочек, ягненочек. С ними поэту неохота
расставаться – с ними и со своей молодой наблюдательностью. Это вообще могло
превратиться в игру, но врожденный инстинкт самосохранения таланта уберег его.
«В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма.
Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не
имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим
образом», – писал Есенин в заметке «О себе».
Имажинизм, думается, схож с английским
имажинизмом не только названием (image – образ). Эта английская школа
начала века, объединившая ряд значительных поэтов Англии и Америки,
воспринимала стихотворение как цепочку образов.
За несколько лет до обнародования манифеста
имажинистов Есенин уже сочинил такие стихи:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Об этой особенности стихов Есенина К. Ваншенкин рассуждал
так:
«Рассудочный эксперимент,
наглядно показывающий, как образ, изначально лишенный органичности, начинает
смахивать на пародию.
А ведь главная сила Есенина именно в глубинной естественности.
...Пожалуй, в большинстве написанного им классическая стройность и
ясность meсно соседствуют и чередуются с бурной образностью».
Так сказалось некоторое влияние школы имажинизма.
2. Сквозные образы
лирики Есенина.
Образность, действительно, – неотъемлемая часть стиля
Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта
находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений
Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза. И уж, конечно, не
случайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.
Учитель читает стихотворение наизусть.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.