Урок 1 ВВЕДЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛА XX ВЕКА. МНОГООБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, СТИЛЕЙ, ШКОЛ, ГРУПП
Урок 1
Введение. Характеристика литературного
процесса начала XX века. Многообразие
литературных направлений, стилей, школ, групп
Цели: дать понятие о связи
исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем
своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие
литературных направлений, стилей, школ, групп.
Ход урока
Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их.
М. Горький
I. Вступительная беседа.
На лето была предложена литература для самостоятельного чтения.
Расскажите о прочитанных книгах по плану:
1) Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно
запомнилось, почему?
2) Какие
проблемы в нем ставит автор?
3) По
какой проблеме, с чтением и анализом какой
главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить перед
классом?
Примерный
список литературы
1. И. А.
Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Митина любовь.
2. В. Г.
Короленко. Чудная.
3. М.
Горький. Дело Артамоновых.
4. В. Я.
Брюсов. Парки в Москве.
5. Ф. К.
Сологуб. Пилигрим.
6. А. А.
Блок. «Ты отошла, и я в пустыне…»
7. А. Т.
Аверченко. Аполлон.
8. В. В.
Хлебников. «Москва, ты кто?..»
9. А. Н.
Толстой. Хмурое утро.
10.
Тэффи. Жизнь и воротник.
11. Е.
Замятин. Русь.
12. И. Э.
Бабель. Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча.
13. Б. А.
Пильняк. Повесть непогашенной луны.
14. М. А.
Шолохов. Донские рассказы.
15. К. М.
Симонов. «Жди меня...».
16. И. А.
Бродский. Фонтан.
17. В. П.
Астафьев. Где-то гремит война.
18. В. И.
Белов. Плотницкие рассказы.
19. В. Г.
Распутин. Прощание с Матерой.
Прослушать ответы 3–5 человек.
Так пришла новая эпоха в литературе. Со своими проблемами, темами и
авторами. Каков же он, век двадцатый? Сегодняшняя беседа поможет почувствовать
атмосферу начала XX века.
Заранее подготовленный
ученик читает стихотворение А. Блока наизусть.
Два века
Век
девятнадцатый, железный,
Воистину
жестокий век!
Тобою в
мрак ночной, беззвездный
Беспечный
брошен человек!
В ночь
умозрительных понятий,
Матерьялистских
малых дел,
Бессильных
жалоб и проклятий,
Бескровных
душ и слабых тел!
С тобой
пришли чуме на смену
Неврастения,
скука, сплин,
Век
расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов,
банков, федераций,
Застольных
спичей, красных слов,
Век
акций, рент и облигаций
И
малодейственных умов.
Двадцатый
век... Еще бездомней,
Еще
страшнее жизни мгла
(Еще
чернее и огромней
Тень
Люцеферова крыла).
Сознанье
страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый
взлет аэроплана
В пустыню
неизвестных сфер...
И
отвращение от жизни,
И к ней
безумная любовь,
И страсть
и ненависть к отчизне...
И черная,
земная кровь
Сулит
нам, раздувая вены,
Все
разрушая рубежи,
Неслыханные
перемены,
Невиданные
мятежи...
II. Лекция. (Ход лекции конспектируется учащимися.)
Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов
развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той
исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале
лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности
русского литературного процесса.
1. Социально-экономическое и политическое развитие
России.
Начало XX
века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894
году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма.
Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно:
капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире),
возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые
промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).
Железные
дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.
Возникли
крупные банки, связанные с промышленностью.
Финансовая
система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы
(введение золотого обеспечения
рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых
устойчивых в мире.
Россия
вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.
Но
высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы
производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была
производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по
отраслям и районам страны.
Чрезвычайную
остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют
сельское хозяйство ахиллесовой
пятой тогдашней России.
Экономическая
модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны.
Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим
сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.
Оскудение
дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было
примечательным явлением эпохи.
Буржуазия,
приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая
петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми
отраслями промышленности.
Крестьянство
(более 80 % населения) страдало от малоземелья.
Положение
рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым.
Длинный рабочий день,
плохие бытовые условия, низкая
зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
Особыми
социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
К началу
XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия
оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
2. Культура в
России начала XX века.
Вступая в
XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний,
деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и
власти явилась революция 1905–1907 гг.
Нет
ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет
культуры – героический и трагический одновременно.
Заметные
изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача
ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную
просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.
Открытия
русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И.
Павлов и И. Мечников.
В
художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей,
направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в.,
сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.
Еще звучит
голос корифея русской
реалистической литературы Л. Н.
Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый
сад»), по-прежнему авторитетно
мнение В. Г. Короленко.
Читающая
публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой
«На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев
(«Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И.
Бунин.
А в
поэзии торжествуют декаденты-символисты
(А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова),
футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность,
натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не
преобразуя.
Нечто
подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова,
братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира
искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р.
Фальк).
В музыке
продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане»,
«Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»).
Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С.
Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.
Переживает
расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К.
Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский
Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В.
Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А.
Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.
В Париже
проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам
предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает
«Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.
В русской
культуре – серебряный век.
3. Серебряный век русской литературы.
1)
Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из
интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение
статуса творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты
«непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не
на вчера, не
на сегодня, а
навсегда. Такими нас не обидел
Бог» (О. Мандельштам).
2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две
ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое
своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
Характерными
фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М.
Кузьмин, В. Ходасевич.
3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы
современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала»
И. Анненского и др.).
4) Стремление
выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало
нового отношения к слову-образу:
Я –
внезапный излом,
Я –
играющий гром,
Я –
прозрачный ручей,
Я – для
всех и ничей.
К. Бальмонт
Прозвучало
предчувствие «грядущих мятежей»:
Где вы,
грядущие гунны,
Что тучей
нависли над миром?
Слышу ваш
топот чугунный
По еще не
открытым Памирам.
В. Брюсов
5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как
противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
6) Поэты-футуристы
провозглашают решительное «нет»
наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В.
Хлебникова и др.)
III. Итог
урока.
– Что вы
получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса
в России начала XX века?
Домашнее
задание:
1. С
опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое
и культурное развитие России в начале XX века».
2. Самостоятельная работа с учебником (по вариантам):
I вариант (с. 8–14).
– Каков смысл определения «серебряный век»?
– Как Н.
Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?
II вариант (с. 15–19).
– Какие
традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?
– В чем
состоят особенности литературного героя новой эпохи?
III вариант (с. 20–22).
– Что
отличает модернизм от реализма?
– Что
сближает разные течения модернизма?
IV вариант (с. 28–32).
– Каковы
особенности прозы начала века?
– В чем
причины возникновения различных
литературных группировок?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.