Уроки 13–14 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Уроки 13–14
Социально-философская драма
М. Горького «На дне»
Цели:
дать начальное представление
о социально-философской драме как
жанре драматургии; познакомить с идейным содержанием пьесы Горького «На дне»;
развивать умение анализировать драматическое произведение.
Задачи: определить
философский смысл названия пьесы Горького «На дне»; выяснить авторские приемы
передачи атмосферы духовного разобщения людей, раскрытия проблемы мнимого и
реального преодоления унизительного положения, сна и пробуждения души.
Ход уроков
I.
Вступительное слово.
1. Учитель. Горький стал
новатором не только в русском романтизме, но и в драматургии. Оригинально он
сказал о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы),
поднимая образы до «одухотворенного символа». Но и сам Горький следовал за
Чеховым.
Драме
Горького в 2007 году исполняется 105 лет (премьера состоялась 18 декабря
старого стиля 1902 года в Московском Художественном театре); с тех пор пьеса
ставилась, экранизировалась в России и за границей многократно, ей посвящены
десятки критических, научных работ, но вряд ли кто-нибудь рискнет утверждать,
что даже сегодня об этом произведении известно все.
2. Индивидуальное сообщение
учащегося «Сценическая судьба пьесы Горького «На дне».
В архиве
МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником
М. Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для
актеров, гримеров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.
На
некоторых фотографиях рукой Горького сделаны замечания, из которых следует, что
многие из персонажей «На дне» имели реальных прототипов в среде нижегородского
босячества. Все это говорит о том, что и автор, и режиссер для достижения
максимального сценического эффекта стремились, прежде всего, к жизненной
достоверности.
Премьера
«На дне», состоявшаяся 18 декабря 1902 г., имела феноменальный успех. Роли в
пьесе исполняли: Сатин – Станиславский, Лука – Москвин, Барон – Качалов, Наташа
– Андреева, Настя – Книппер.
Такое
соцветие знаменитых актеров плюс оригинальность авторского и режиссерского
решения дали никем не ожидаемый результат. Слава «На дне» сама по себе является
своеобразным культурно-общественным феноменом начала XX века и не имеет себе
равных во всей истории мирового театра.
«Первое
представление этой пьесы было сплошным триумфом, – писала М. Ф. Андреева. –
Публика неистовствовала. Вызывали автора несчетное число раз. Он упирался, не
хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену».
21
декабря Горький писал Пятницкому: «Успех пьесы – исключительный, я ничего
подобного не ожидал...» Сам Пятницкий писал Л. Андрееву: «Драма Максимыча –
восторг! Он как оглоблей хватит ею по лбу всех тех, кто толковал об упадке его
таланта». «На дне» высоко оценил А. Чехов, который писал автору: «Она нова и
несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я
когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия».
«На дне»
– первое произведение М. Горького, которое принесло автору мировую славу. В
январе 1903 г. премьера пьесы состоялась в Берлине в театре Макса Рейнгардта в
постановке режиссера Рихарда Валлетина, исполнившего роль Сатина. В Берлине
пьеса выдержала 300 спектаклей подряд, а весной 1905 г. отметили ее 500-е
представление.
Многие из
современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького –
грубоватость.
Одни
называли ее недостатком. Например, А. Волынский после спектакля «На дне» писал
Станиславскому: «У Горького нет того нежного, благородного сердца, поющего и
плачущего, как у Чехова. Оно у него грубовато, как бы недостаточно мистично, не
погружено в какую-то благодать».
Другие
видели в том проявление недюжинной цельной личности, пришедшей из народных низов
и как бы «взорвавшей» традиционные представления о русском писателе.
3. Учитель. «На дне» –
программная для Горького пьеса: создававшаяся на заре только что наступившего
XX столетия, она выразила многие его сомнения и надежды в связи с перспективами
человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть необходимые
для того источники творческих сил.
Это
заявлено в символичном времени действия пьесы, в ремарках первого акта: «Начало
весны. Утро». О том же направлении раздумий Горького красноречиво
свидетельствует его переписка.
Накануне Пасхи
1898 года Горький многообещающе приветствовал Чехова:
«Христос воскресе!», а вскоре написал И. Е. Репину: «Я не знаю ничего лучше,
сложнее, интереснее человека. Он – все. Он создал даже Бога... Я уверен, что
человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе
с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в бесконечность жизни, а
жизнь понимаю как движение к совершенству духа».
Через год
в письме к Л. Н. Толстому он почти дословно повторил этот принципиальный для
себя тезис в связи с литературой: «Даже великая книга только мертвая, черная
тень слова и намек на истину, а человек – вместилище Бога живого. Бога же я
понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и
справедливости. А потому – и плохой человек лучше хорошей книги».
4. А каковы ваши впечатления
от прочитанной пьесы Горького?
II. Работа по теме урока. Работа с текстом пьесы Горького.
1. Как вы понимаете название пьесы: «На дне»?
Учитель. Как соединял Горький
веру в человека – «вместилище Бога живого», способного «бесконечно
совершенствоваться», веру в жизнь – «движение
к совершенствованию духа»
– и прозябание «На дне жизни» (таков один из
вариантов названия драмы)?
Не
кажутся ли его слова в сравнении с персонажами пьесы издевательством над
человеком, а ее персонажи на фоне этих слов – карикатурой на человечество?
Нет,
поскольку перед нами две стороны единого мироощущения Горького: в письмах –
идеальные порывы, в творчестве – художественное исследование людских
возможностей.
Богочеловек
и «дно» – контрасты, а контраст заставлял искать невидимые, но существующие
тайные законы бытия, духа, способные «гармонизировать нервы», изменить человека
«физически», вырвать его со дна и вернуть «в центр процесса жизни».
Эта
философия реализована в системе образов, композиции, лейтмотивах, символике, в
слове пьесы.
Дно в
пьесе многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены
обстоятельства жизни и душа человека.
Дно
– это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика,
сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил – «когда
некуда больше идти».
«Дно
души» – это сокровенное, далеко запрятанное в людях. «Выходит: снаружи, как
себя ни раскрашивай – все сотрется», – констатировал Бубнов, вспомнив яркое,
раскрашенное в прямом и переносном смысле свое прошлое, и вскоре, обратившись к
Барону, уточнил: «Что было – было, а остались – одни пустяки...»
2. Что вы скажете о месте действия? Каковы ваши впечатления от
обстановки, в которой происходят основные события?
Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную
песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в подвал принадлежат к различным
слоям общества, но участь у всех одна, они отщепенцы общества, и никому не
удается выбраться отсюда.
Важная
деталь: внутри ночлежного дома не так мрачно, холодно и тревожно, как
снаружи. Вот описание внешнего мира в начале третьего акта: «Пустырь –
засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его –
высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо... Вечер, заходит солнце,
освещая брандмауэр красноватым светом».
На дворе
ранняя весна, недавно сошел снег. «Холодище собачий...», – говорит, поеживаясь,
Клещ, входя из сеней. В финале на этом пустыре повесился Актер.
Внутри
все-таки тепло и здесь живут люди.
– Кто они?
3. Викторина по содержанию произведения.
А) Кто из персонажей пьесы «На дне»...
1) …заявляет, что у него, «кажется, нет характера»? (Барон.)
2) ...не хочет примириться с
жизнью на «дне» и заявляет:
«Я рабочий человек... и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу»?
(Клещ.)
3) ...мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»? (Пепел.)
4) ...живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя.)
5) ...верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще
немного на этом свете пожить? (Анна.)
6) ...«лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу,
ничего не желаю»? (Сапожник Алешка.)
7) ...говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «...
замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть»? (Квашня.)
8) ...прикрываясь служением богу, грабит людей! «...и я на тебя полтинку
накину, – маслица в лампадку куплю... и будет перед святой иконой жертва моя
гореть...»? (Костылев.)
9) ...возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Давать бы
им бить друг друга свободно... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили
бы дольше...»? (Полицейский Медведев.)
10) ...очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить
ее, ревнуя к другому? (Бубнов.)
11) ...всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от
полиции... яко дым от огня...»? (Странник Лука.)
12) ...избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму? (Наташа.)
13) …утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного
человека!»? (Сатин.)
Б) Какие обстоятельства привели в ночлежку Костылева каждого из
них?
1) Бывшего чиновника в казенной палате? (Барон за растрату казенных
денег попал в тюрьму, а затем оказался в ночлежке.)
2) Сторожа на даче? (Ночлежка для Луки – лишь один из пунктов его
странствий.)
3) Бывшего телеграфиста? (Сатин из-за сестры «убил подлеца в
запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке.)
4) Скорняка? (Бубнов некогда был владельцем собственной мастерской;
уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке.)
Учитель. Эти люди вынуждены
жить в одном помещении, что только тяготит их: они не готовы хоть чем-то помочь
друг другу.
– Перечитайте начало пьесы (до появления Луки в ночлежке).
4. Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать атмосферу
духовного разобщения людей?
1. Горький передал устойчивость отчуждения людей в форме полилога,
составленного из не стыкующихся друг с другом реплик. Все реплики звучат из
разных углов – предсмертные слова Анны чередуются с выкриками ночлежников,
играющих в карты (Сатин и Барон) и в шашки (Бубнов и Медведев):
Анна. Не помню – когда я сыта
была…. Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?
Лука. Эх ты, детынька! Устала?
Ничего!
Актер (Кривому Зобу).
Валетом ходи... валетом, черт!
Барон. А у нас – король.
Клещ. Они всегда побьют.
Сатин. Такая у нас привычка...
Медведев. Дамка!
Бубнов. И у меня... н-ну...
Анна. Помираю, вот...
2. В отдельных репликах выделяются слова, имеющие символическое
звучание. Слова Бубнова «а ниточки-то гнилые» намекают на отсутствие связей
между ночлежниками. Бубнов замечает о положении Насти: «Ты везде лишняя». Это
еще раз указывает на то, что жильцы Костылева с трудом «терпят» друг друга.
3. Изгои общества отвергают многие общепринятые истины. Стоит, например,
Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит
ему: «На что совесть? Я – не богатый», а Васька Пепел приведет слова Сатина:
«Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не
выгодно иметь-то ее».
5. Чем отличается атмосфера 2 и 3-го актов от 1-го?
Учащиеся размышляют, приводя примеры из текста.
Атмосфера 2 и 3 актов другая по сравнению с 1. Возникает сквозной мотив
ухода обитателей ночлежки в какой-то иллюзорный мир. Обстановка изменяется с
появлением странника Луки, который своими «сказками» возрождает в душах
ночлежников мечты и надежды.
Беспаспортный
бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, пришел к выводу, что человек
достоин жалости, и щедро одаряет ею ночлежников. Он выступает как утешитель,
желающий ободрить человека или же примирить его с безрадостным существованием.
Умирающей
Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно
голодная Анна никогда не знала. Спившемуся актеру Лука внушает надежду на
излечение в бесплатной лечебнице для
алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет. Ваське Пеплу он говорит о
возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири.
Но все
это лишь утешительная ложь, которая только на время может успокоить человека,
приглушив тяжелую реальность.
Это
понимают и ночлежники, но с удовольствием слушают старика: им хочется верить
его «сказкам», в них просыпаются мечты о счастье.
Бубнов. И чего это... человек
врать так любит? Всегда – как перед следователем стоит... право!
Наташа. Видно, вранье-то...
приятнее правды... Я – тоже...
Барон. Что – тоже? Дальше?!
Наташа. Выдумываю... Выдумываю
и – жду...
Барон. Чего?
Наташа (смущенно улыбаясь).
Так... Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или
случится что-нибудь... тоже – небывалое... Подолгу жду... всегда – жду... А
так... на самом деле – чего можно желать?
В репликах ночлежников ощущается обманчивое освобождение от
обстоятельств. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия – к
недостижимой мечте, от нее – к реальным потрясениям или к гибели (умирает Анна,
убит Костылев). Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит
источник их душевного перелома.
III. Итог
уроков.
–
Сделайте обобщение: в чем особенности драмы Горького – в развитии действия, в
содержании?
Это
пример социально-философской драмы. Как вы понимаете это определение?
В пьесе
«На дне» автор не ограничился только изображением характерных социально-бытовых
сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса,
в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к
нему. И в споре этом (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели
ночлежки.
Домашнее
задание.
–
Дочитать пьесу. Ответить на
вопросы: 1) В чем значение 4-го акта? 2) В чем правда для Бубнова, Луки
и Сатина?
Индивидуально: проблема Человека
в пьесе Горького «На дне».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.