Урок 23 «БЕЗУМНЫЙ ПО ВСЕМУ…» (анализ III действия)
Урок 23 «безумный по всему…» (анализ III действия)
Цели: проанализировать III действие; работать над
выразительным чтением.
Ход урока
I.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть трех отрывков (монологов): монолог Чацкого «А
судьи кто?», монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно
ты с обновой…».
II. Работа
по теме урока.
1. Работа над текстом комедии.
Беседа по прочитанному.
– Вспомните, что приводит
Чацкого в дом Фамусова во II действии? («Пусть я посватаюсь…».)
– В III
действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться
признания Софьи).
– Как встречает его Софья?
– Что отталкивает ее от
Чацкого?
– В разговорах Чацкий неосторожно
упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни
притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Найти в тексте.
Каких достоинств он не находит в нем?
– Почему Чацкий думает,
что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (У Чацкого единая
норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое созданье», значит, не
достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется
над ними обоими. Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а
выдуманного ею.)
– Действительно ли Софья
любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил
Чацкий?
– Почему же Софья,
довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (д. I,
явл. 5) или «Да что мне до кого?» (д. II, явл. 2), – предпочитает Молчалина? (Воспитанная
на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в
искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах
девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им.
Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, сентиментальность, ханжество –
приближают героиню к «веку минувшему».).
– Проследив диалог Чацкого
и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?
– Каким видится вам
Молчалин? (Молчалин – «деловой», по выражению Фамусова, человек,
представитель нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться
к любой ситуации, угодить всем. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не
может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать
ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и
совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца,
услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в
жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)
– С 5-го явления в доме
Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?
– Почему Чацкий едва
узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал
под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, –
опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с
ним даже поговорить.)
– Появляются Тугоуховские.
Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?
– Что представляет собой
«графиня внучка» Хрюмина?
– Какой рисует автор
свояченицу Фамусова Хлестову?
– С 13-го явления снова продолжает
развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья
злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это
нарочно?
– Что происходит на сцене
в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?
– Почему все подхватывают
сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной
стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение
расценивается как социальное безумие.)
– Где, по-вашему,
кульминационный момент произведения? (Столкновение Чацкого с «больным»
обществом. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он
произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается
очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе
России…)
– В чем вы видите комизм
ситуации? (Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в
трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает очень важные, серьезные
вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – никто,
оказывается, его не слушал: «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он
зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон Тугоуховских? На
Хрюминых?..)
III. Итог
урока.
Домашнее
задание:
1) подумать над вопросом:
«Есть ли победившие в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе»;
2) обратить внимание на
язык персонажей;
3) выписать из текста 10
крылатых выражений;
4) индивидуальное задание:
сценическая история «Горя от ума».
Для подготовки
доклада учащегося можно рекомендовать книгу: Кудряшов, О. Л. Театр А. С.
Грибоедова. – М., 1983.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.