Уроки 16–17 ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (урок-семинар)
Уроки 16–17 ЗОЛОТОЙ век русской
поэзии
(урок-семинар)
Цели: изучить понятия «русская классическая литература»,
«романтизм как литературное направление»; начать знакомство с поэтами «золотого
века».
Ход уроков
I.
Вступительное слово учителя.
Русская литература начала
XIX в. продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на
исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву»
Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина – произведения,
свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских
тенденций. Теперь, в первой половине XIX в., русская литература могла бы
сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные силы достигли
совершенной зрелости, я могу творить».
В эту эпоху Россия
обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя,
Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать,
надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе
радость открытия.
Прежде чем мы ответим на
вопрос, какова роль русской классической литературы в духовной жизни
человечества, обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.
Что значит «классик»,
«классический»?
Классик – 1)
выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2)
сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по классической филологии, а
также человек с классическим образованием.
Классический
– 1) являющийся классиком (в первом значении); 2) типичный, характерный; 3)
античный, относящийся к греко-римской культуре; 4) связанный с изучением
античных языков и литературы; 5) следующий методам классицизма.
Значит, классическая
литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее
значительная. Русская классическая литература соотносится с XIX в. – это
золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
II. Защита литературных
газет.
1. Учащиеся знакомят
одноклассников с подобранным материалом: биографией «своего» поэта,
высказываниями критиков, викторинами, кроссвордами, иллюстрациями, помещенными
в газетах; читают стихи, исполняют музыкальные произведения и т. д.
2. Учитель,
оценив работу ребят, дает понятие лирики.
Лирика – это
род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало
является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни человека (его интересы
– личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.).
Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира.
Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо
выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой
– это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах
читателей. Лирический герой и автор как будто одно лицо, и в то же время образ
лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта.
Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом,
о своем Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем
живет человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его
душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека…»
III. Лекция «Романтизм как
литературное направление».
Неоднократно в своих
сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм», «романтический»,
«поэт-романтик».
Да, начало XIX в. в
русской литературе – это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза
Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на
поэтическом небосклоне Пушкина.
Обратимся вновь к словарю.
(Учащиеся конспектируют.)
Романтизм –
1) направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее
против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и
индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; 2)
направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением
показать в ярких образах высокое назначение человека; 3) умонастроение,
проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Романтик –
1) последователь романтизма (в 1-м и 2-м значениях); 2) человек, склонный к
романтизму (в 3-м значении); 3) человек, проникнутый романтикой, высокими
идеями.
Романтизм
в России.
Это и особый вид
мировоззрения, и художественное направление. Романтизм возник как своего рода
реакция на немотивированный оптимизм классицизма, в его основе – разочарование
в идеях просвещения.
В центре художественной
системы романтизма – личность.
Основной конфликт – между
личностью и обществом.
Романтическая личность –
страстная личность.
Но страсти делятся на
высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность,
честолюбие).
Романтический герой – это
человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо
с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.
Романтиков интересует
национальная самобытность; отсюда внимание к фольклору, его переработка и
создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца
Калашникова» Лермонтова).
В романтизме отсутствует
эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Романтики широко
используют символику.
Представители романтизма: Англия –
Байрон, Саути, В. Скотт; Франция – де Сталь, Шатобриан, Гюго, Жорж Санд;
Россия – Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Рылеев,
Кюхельбекер, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Тютчев.
Домашнее
задание: читать, с. 106–113, вопросы на с. 112, знать содержание лекции.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.