Лекция 8.Отношения государства и религии на современном этап
Тема: Отношения государства и религии на современном этапе.
Цель лекции:
Ø способствовать пониманию студентами принципов, лежащих в основе отношений республики Казахстан и религий, существующих в государстве;
Øна основе межпредметных связей напомнить студентам особенности понятий «государство», «религия», «свободомыслие»;
Øпомочь студентам увидеть причины изменения отношений государства и религии в ХХ-ХХ1 веках;
Øпоказать отношение государства к религии, выраженное в государственных документах республики Казахстан.
План лекции:
1. Понятие государства.
2. Место религий в государстве.
3. Принципы отношений государства и религий в Казахстане.
Конспект лекции:
1.Понятие государства. (Напоминание).
а)Информация о современном Казахстане:
-Казахстан- евразийское самостоятельное государство, которое заявило о своей независимости 16 декабря 1991 года;
-как государство с названием Казахское ханство Казахстан появился в
ХУ веке;
-сегодня Казахстан по площади ( 2717300 кв. км) занимает десятое место
в мире;
-численность населения по последней переписи- 14953000 человек;
-государственный язык- казахский, русский язык- официальный;
-основные религии государства- ислам и христианство;
-казахи принадлежат к мусульманам суннитского вероисповедания
ханафитского толка;
-форма правления Казахстана - Республика;
-новая Конституция Республики Казахстан принята 30 августа 1995 г.
б) Понятие государства.
К вопросу о том, что же такое государство, вы подходите не впервые. Эта тема рассматривается в различных курсах: политологии, экономике, социологии, философии, культурологи и др. В самых общих чертах государство это:
Øполитико- географическое образование;
Øорганизация политической власти, система институтов власти.
Многие путают понятия государства и общества. Общество- это особый социальный организм, который существует на той или иной территории. Социологи делят общества на две группы:
- развитые общества, в которых сложились экономические, политические, социальные отношения и связи;
- неразвитые общества, в которых данные отношения еще не характеризуются устойчивостью.
Существуют представления и об иных группах обществ:
- демократические, когда в месте с официальной властью в решении вопросов общества принимают участие все его социальные слои;
- недемократические общества (с авторитарной или тоталитарной властью).
Власть- это отношения господства и подчинения в обществе (или государстве), когда действия власть имущих доминируют над действиями подвластных людей.
Таким образом, человечество долго шло к государству, создание которого стало шагом к цивилизации. Поскольку иного пути человечество пока на практике не увидело, следует сделать вывод, что государство- это особая организация власти, созданная для решения внешних и внутренних вопросов общества, это саморегулирующая система, которая может развиваться на собственной основе. По мере развития человечества меняются и формы государства. Сегодня большинство государств представляют собой развитые политические общества с разветвленной системой власти, в которых утверждается автономия личности со множеством её прав и возможностей. Сегодня в передовых демократических странах внутри государства наблюдаются следующие тенденции:
- Государство все больше становится «государством человека», в котором на первое место ставятся проблемы человека;
- утверждаются институты либеральной демократии: самоуправление, парламентские формы правления, свободные выборы;
- ослабевает вмешательство государства в экономику и частно- правовые отношения;
- возвышается независимое правосудие;
- все общество выступает в качестве правового.
(С.С.Алексеев. Государство и право.
-М., 1996.)
Вывод: государство- это политико – территориальная суверенная организация публичной власти, которая располагает особым аппаратом для обеспечения выполнения различных функций.
2.Место религий в государстве.
Об определении понятия религии говорилось в предыдущих лекциях, задача сегодняшнего занятия показать место религий в государстве.
Современные религии чрезвычайно разнообразны, они отражают реалии нашего времени и потребности общества в них. С начала своего существования люди создали около 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство, как говорят источники, породило 3 тысячи сект, которые откололись от господствующей церкви и проповедуют свои представления о том или ином религиозном вопросе.
Религиозное мировоззрение существует сегодня параллельно с научным и имеет право на существование, да и такая широкая распространенность религии вовсе не означает, что она истинна. Сегодня существуют племенные, национальные и мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей (анимизм), из национальных религий наиболее крупными являются индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, о них уже шла речь в предыдущих лекциях. Вы знаете, что мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Все мировые религии содержат обязательные правила - религиозные нормы, которые содержатся в религиозных книгах - Ветхом Завете, Новом Завете, Типитаке, Коране, Сунне и др., а также в решениях собраний верующих или духовенства. Этими нормами определяются: порядок организации и деятельности религиозного объединения, порядок церковных служб и регламент различных религиозных обрядов. Практически все религии имеют в своих книгах заповеди- законы морального содержания, направленные на формирование единого мировоззрения верующих. А.С.Пичелкин в книге «Общая теория права» (-М., 1995. С.117.) говорит, что в истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили не только моральный, но и юридический характер и регулировали некоторые политические, государственные, граждански - правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. Так, христианство, принятое Русью в Х веке, было тесно связано с властью и само играло важную роль в развитии и укреплении государственности. Церковь на Руси, отмечает А.С.Пичелкин, имела следующие права:
- судебную власть над всем христианским населением;
- право суда над церковными людьми;
- судебную власть над населением тех земель, которые принадлежали церкви;
В течение времени церковь была неотделима от государства и решала множество важных вопросов: строила и содержала церковные школы, монастыри, устанавливала брачно- семейные и иные нормы, ставшие частью правовой системы страны. И только в 1917 году церковь была отделена от государства. Декрет Совета Народных комиссаров от 20 января 1918 года уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями и ослабил её влияние на политику государства. Все знают, что в 30-х годах ХХ века государство активно боролось с церковью и её идеологией, были разрушены множество храмов, репрессированы священнослужители.
В конце ХХ- начале ХХ1 века начали формироваться иные отношения государства и религий. Церковь сохранила за собой право выступать центром духовной культуры. Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: « Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо церковь и государство различны по своей природе» ( М.Н.Бессонов. Православие в наши дни. - М., 1990). В некоторых современных исламских странах Коран и Сунна продолжают оставаться не только великими книгами, в которых сформулированы основы религии, но и регулируют правовые нормы жизни мусульман, определяющие «правильный путь к цели» (шариат).
4.Принципы отношений государства и религий в Казахстане.
Государственные документы, которые регулируют отношения государства и личности с религиями, базируются на принципах, изложенных в документах ООН:
- Всеобщей декларации прав человека (1949г.);
- Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (1981г.);
- Итогового документа венской встречи представителей государств- участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989г.);
- Парижской хартии для Новой Европы (1980г.)
Еще в бытность существования Советского Союза 1 октября 1990 года был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который тогда привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие осуществлению свободы совести человека. Чуть позже, 25 октября 1990 года верховный Совет СССР принял Закон «О свободе вероисповеданий». 15 января 1992 года в Казахстане был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».
Для того, чтобы разобраться в новых законах Республики Казахстан, следует пояснить некоторые понятия:
а) принцип свободы вероисповеданий - это право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при соблюдении законов государства;
б) принцип отделения религии от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, а также невмешательство государства во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если их деятельность не нарушает законы страны;
в) светский характер образования предусматривает, что образование предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формировать определенное отношение к религии. Это означает, что в государственном учебном заведении не допускаются к преподаванию религиозные предметы, но не исключено изложение истории религий, её функций в жизни общества. Недопустима также атеистическая пропаганда, целенаправленное формирование атеистических убеждений.
Вывод: все религии и религиозные объединения равны перед законом, а государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.
Давайте убедимся в правоте сказанного выше на примерах государственных документов Республики Казахстан (работа с государственными документами)
Вывод: отношения государства и религии зависят от конкретной исторической обстановки и меняются в зависимости от ситуации, современные отношения республики Казахстан с религиями, принятыми в стране – исламом и христианством, определяются законодательством государства.
Вопросы для повторения:
1.Дайте определение понятию «государство».
2.Дайте определение понятию «общество».
3.Дайте определение понятию «религия».
4.Сколько религий создано человечеством с начала его существования?
5.Приведите примеры сотрудничества религий и государства в Казахстане и России в любые исторические эпохи.
6.Какие международные документы легли в основу отношений государства и религий?
7.Что означает принцип свободы вероисповеданий?
8.Что предусматривает светский характер образования в Казахстане?
9.Что предусматривает отделение религий от государства?
10.Как определены отношения государства и религий в республике Казахстан согласно Конституции страны?
11.Какие исторические документы республики Казахстан регламентируют отношения государства и религии?
Задания для СРС:
1. В статье 4 Закона РК О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях. (1992г.) найти ответы на вопросы:
-могут ли религиозные объединения участвовать в выборах органов государственной власти?
-могут ли служители религиозных объединений участвовать в политической жизни страны?
2. В статье 5 названного закона найти ответы на вопросы:
-могут ли родители применять принудительные меры по вовлечению детей в религиозные объединения?
-могут ли в школах преподавать религиозные дисциплины?
3.Для конкурса вопросов на знание государственных документов придумайте два вопроса, ответы на которые, по - вашему мнению, должны знать все граждане страны.
Список литературы:
1.Алексеев С.С.Государство и право. - М., 1996.
2.Бессонов М.Н. Православие в наши дни. - М., 1990.
3.Всеобщая декларация прав человека.(1949г.)
4.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений.
5.Закон РК. Об образовании. - Алматы.1999.
6.Закон РК. О правах ребенка в республике Казахстан. - Алматы.2002.
7.Закон. О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях.
-Алматы.1992.
8.Конституция Республики Казахстан. - Алматы. 1995.
9.Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан. - Алматы.1995.
10.Концепция государственной политики в области образования.
-Алматы.1995.
11.Концепция социокультурного развития Республики Казахстан.
-Алматы, 1995.
12.Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан.
-Алматы.1995.
13.Пичелкин А.С. Общая теория права. - М.,1995.
Конституция Республики Казахстан.
(принята 30 августа 1995г.)
Раздел 1
Общие положения
Статья 1
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.
Из статьи 5
В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий.
3.Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни…
4.В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе…
5.Деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами республики.
Раздел 2
Человек и гражданин
Из статьи 19
Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.
Статья 20
Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Статья 22
Каждый имеет право на свободу совести.
Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.
Статья 34
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.
Закон Республики Казахстан
О свободе вероисповедания и религиозных объединениях
(Принят 15 января 1992г.)
Глава 1
Общие положения
Статья 3. Право на свободу вероисповедания.
Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается.
Из статьи 4.Государство и религиозные объединения.
Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед Законом. Никакая религия и религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения
Домашнее задание: в статье 4 названного закона найти ответы на вопросы:
-могут ли религиозные объединения участвовать в выборах органов государственной власти?
-могут ли служители религиозных объединений участвовать в политической жизни страны?
-как можно охарактеризовать отношения государства к верующим людям?
Из статьи 5.Отделение школы от религиозных объединений и светский характер государственного образования.
Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер.
Домашнее задание: в статье 5 названного закона найти ответы на вопросы:
-могут ли родители применять принудительные меры по вовлечению детей в религиозные объединения?
-могут ли в школах преподавать религиозные дисциплины?
Закон Республики Казахстан
Об образовании
(Принят 7 июня 1999г.)
В статье 3. Принципы государственной политики в области образования. Записано: 1)равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование;
3)светский характер образования;
2.В организациях образования создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) не допускаются.
В статье 14. п.8 отмечено: «Пропаганда расовой, национальной, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение милитаристских и иных идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права и гуманизма, в организациях образования запрещается.
Концепция государственной молодежной политики республики Казахстан.
( Принята в 1995г.)
В разделе Ш, который называется «Основные принципы государственной молодежной политики» выделен принцип всеобщности: «охват молодежи независимо от пола, национальности, социального положения и религиозной принадлежности».
В разделе 1У «Основные направления государственной молодежной политики» выделено: «обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи». А далее в п.3 : «Важным направлением в деле духовного нравственного, патриотического воспитания молодежи должно стать ограждение её от отрицательного влияния религиозного экстремизма фанатизма. В этих целях необходимо создание защитых механизмов от проникновения в молодежную среду эстремистско- религиозных взглядов».
Концепция государственной политики в области образования.
(Принята в 1995г.)
Во введении к документу написано: «Существовавший ранее в общественном сознании взгляд на образование как на сферу, обслуживающую в первую очередь потребности господствующей идеологии, должен смениться новым пониманием назначения образования. Образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Это важнейшая сфера духовного производства, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в саморазвитии…Стратегическим ориентиром реформирования этой сферы должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой; высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру».
Концепция этнокультурного образования
в Республике Казахстан (1995г.)
В разделе «Поликультурная личность» записано : « Государственное образование не ставит целью формирование религиозного сознания, но вправе дать знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм народов, населяющих наше государство.»
Закон Республики Казахстан
О правах ребенка в Республике Казахстан.
(Принят 8 августа 2002 года)
Статья 4. Равноправие детей.
1.Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей или других законных представителей.
Статья 6. Цели государственной политики в интересах детей.
1.Целями государственной политики Республики Казахстан в интересах детей являются:
1) обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации;
2) упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений;
3) формирование правовых основ гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка;
4) содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также реализации личности ребенка в интересах общества, традиций народов государства, достижений национальной и мировой культуры;
5) обеспечение целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетнего правосознания и правовой культуры.
Статья 35. Ребенок и религия.
1.Государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, соблюдение традиций и совершение за пределами организаций образования, воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждений религиозных обрядов с участием ребенка, за исключением случаев, когда указанные действия угрожают жизни и здоровью ребенка, нарушают его права и ограничивают ответственность.
2.В отношении детей, не достигших совершеннолетнего возраста, религиозные обряды совершаются с согласия родителей или лиц их заменяющих.
Не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.