Лекция № 5 Буддизм
Тема: Буддизм. 4ч. (Лекция-2ч., семинарское занятие-2ч.)
Цели лекции:
Ø способствовать пониманию студентами предпосылок возникновения
мировой религии-буддизма;
Ø способствовать пониманию студентами сущности буддизма и месте его
в мировой культуре;
Øпоказать особенности современного буддизма и его отличия в
различных странах, а также положение буддизма в Казахстане.
План лекции:
1. Вступление. Положение буддизма в современном мире.
2. Исторические условия возникновения буддизма.
3. Портретная характеристика основателя буддизма.
4. Основные идеи буддизма, его представления о картине мира.
5. Основные направления и течения буддизма.
6. Буддизм в Казахстане.
Конспект лекции:
1.Вступление. Положение буддизма в современном мире.
Буддизм - самая старшая из трех мировых религий, возник в У1 веке до н.э. Он появился раньше христианства на пять столетий, и раньше ислама на двенадцать веков. Буддизм- это «религия без Бога», сам Сиддхартха Гаутама, сказавший это, стал Богом. В качестве государственной религии буддизм существует в Непале, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Кампучии, Лаосе, Вьетнаме, Китае, Тайване, Монголии, Северной Корее, Южной Корее, Японии, Сингапуре, Брунее, Малайзии, Индии, Индонезии. Кроме того, приверженцы буддизма есть во многих других странах: России (около 2 млн. чел.),Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Польше, Чехии, Венгрии, Швеции, Норвегии, Дании, США, Африке. К началу 90-х годов в Азии проживало 99,5% буддистов, остальные в Америке и Европе.
В мире насчитывается около 700 миллионов буддистов. В Китае и Японии буддисты составляют 10% населения, в Монголии, Таиланде, Мьянме- почти 100% населения, в Лаосе, Непале, Камбожде, Корее, Тайване- от 70 до 90%, в Индии-1%.(По материалам Л. Верховского «Во всем ли правы ученые»//Наука и религия.1995. №6.).
Отношение к буддизму разное. «Поражает та разнородность оценки, которую можно найти по отношению к буддизму,- писал один из виднейших знатоков буддизма О.О.Розенберг.- Буддизм является силой, к которой одни относятся с крайним отвращением, другие с чрезвычайной симпатией; на буддизм указывают то как на пример бессмысленного идолопоклонства, не заслуживающего вовсе названия религии, равной христианству, даже как на религию, примиримую с современной наукой, как религию будущего» (Кочетов А.Н. Буддизм. - М., 1993.С.5.)
В студенческой книге «Лучшие рефераты по религиоведению» (Р-н-Д.,2001.С.95.) написано: « Если попытаться представить эту религию как бы « с высоты птичьего полета», перед нами раскинется пестрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций; и, тем не менее, это одеяло уже тысячи лет прекрасно греет души миллионов последователей буддизма во всем мире.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран…Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм-это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм- синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. »
2.Исторические условия возникновения буддизма.
Первые письменные источники о буддизме- надписи царя Ашоки, относятся к Ш веку до н.э. Вопрос о времени появления буддизма неясен: от У1 века до н.э. до ХХУ века до н.э. (2420г. до н.э.). Название – «буддизм» и слово «Будда» является производным от санскритского корня «будх»- будить, пробуждаться.
Родился буддизм в Индии, в долине реки Ганги, это была территория, которая по тем временам представляла собой экономически развитый район страны. В религиозном мировоззрении Индии господствовал брахманизм, особенность которого состояла в совершении множества жертвоприношений такому же множеству богов. Общество, разделенное на касты (варны): брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, по-разному относилось к брахманизму, который был слишком дорогой культовой религией для большинства. К У1 веку до н.э. появилось иное религиозно- философское мировоззрение, которое стало называться джайнизмом, а его последователи - джайнами. Создателем такого направления, проповедующего аскетизм и ахимсу (неубиение) стал Махавира Вардхамана. Пышное богатство брахманизма с одной стороны и жесткие ограничения джайнизма с другой стороны дали повод к поиску новой формы мировоззрения. Таким господствующим мировоззрением и стал зародившийся буддизм - срединная религия Индии. Буддизм впервые обратился просто к человеку, а не к представителю каких- либо классов, сословий. Для буддизма важна была личность человека, принимающего его. И не важно, кто это был - мужчина или женщина, буддизм говорил о человеческом равенстве, а это было новым в индийском обществе и привлекало сторонников. Если учесть, что в северо-восточной Индии, где возник буддизм, существовала вражда между отдельными государствами, которые постоянно находились в состоянии войны друг с другом, то призывы Будды к добродетелям и прекращению страданий, словно золотые семена, упали в благодатную почву.
Можно выделить следующие предпосылки возникновения буддизма:
- разрушение родоплеменных связей и порядков в Индии;
- изменения в обществе в связи с появлением крупных рабовладельческих государств;
- прежние племенные религии уже не отвечали требованиям общества;
- проявился кризис традиционного мировоззрения, когда вера в брахманизм была поколеблена.
3.Портретная характеристика основателя буддизма.
Основателем религии буддистов назван Сирвата Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. О его чудесном рождении говорит предание, по которому матери его - Майе- жене правителя шакьев, приснился сон, в котором белый слон вошел в её бок, что говорило об удивительном зачатии удивительного ребенка, который и на свет появился не так как все дети, а через подмышку.
При рождении у мальчика обнаружились 32 признака больших ( золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, длинные пальцы рук и длинные мочки ушей и т.д. ) и 80 признаков малых, которые говорили о его великом будущем.
Заслуживает внимания рассказ А.Н Кочетова (Буддизм. -М.,1983.С.10-12.), который приведем с сокращениями: «Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, согбенного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий.
В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов- брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодх-Гае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи, Сиддхартха познал «четыре благородных истины»…Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.
Умер Будда, согласно легенде, в восьмидесятилетнем возрасте в Кушинагаре…Он лег под деревом бодхи в «позу льва»(на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о, монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению»…Считается, что он умер в полнолуние месяца вайшакха (май). Эта дата почитается так же, как момент рождения Будды и момент его «прозрения», поэтому её называют трижды святым днем. »
По легендам называют несколько дат рождений и смерти Будды: 624-544, 560-480, 488-368.
Согласно тем же легендам Будда перерождался 550 раз, из которых: 83 раза был святым, 58- царем, 24-монахом, 18-обезьяной, 13-торговцем, 12-курицей, 8-гусем, 6-слоном и ещё рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем.(Лучшие рефераты по религиоведению.Р-н-Д.,2001.С.98.)
4.Основные идеи буддизма. Его представления о картине мира.
Исследователи буддизма отмечают, что религиозные сочинения, приписываемые буддизму, начали создаваться во 2-1 веках до н.э. Древние книги раннего буддизма называются Трипитака («Три корзины») и написаны на языке пали (или Типитака – на санскрите). Обратимся к исследователю проблемы С.В.Лайне (Нравственные портреты пророков. Составитель Арзямова Г.В.-М.,1993.Статья С.В.Лайне «Древнейшая из религий». С.71):
« В 1871 г. в Мандале (Бирма) на У буддийском соборе 2400 монахов- знатоков канона - путем сверки различных списков выработали уточненный священный текст Типитаки, который был вырезан на 729 специально изготовленных мраморных плитах. Над каждой плитой построили островерхий миниатюрный храм. Так возник комплекс Кутодо - своеобразный городок- библиотека, хранилище канона».
Типитака- сборник религиозной буддийской литературы состоит из из трех частей:
-Винаяпитака, на 111 мраморных плитах (сборник правил буддийских общин),
-Суттапитака,на 410 плитах (беседы и изречения Будды),
-Абхидхаммапитака , на 208 плитах( объяснение учения).
Цель учения Будды изложена в Типитаке: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус - солёный, так и учение мое имеет лишь один вкус- вкус спасения». Сохранилось удивительное предание, в котором Будда, проповедуя свое учение, наставлял людей: если человек, раненый отравленной стрелой вместо лечения займется расспросами, кто его ранил, какого он роду- племени, кто его родители, то понятно, что такой человек погибнет. Так и всякий, кто хочет спастись от зла мира, должен не задавать лишних вопросов об устройстве мира, которое очень трудно понять, а следовать по жизни, пользуясь учением о добродетелях. В своей первой Бенаресской проповеди Будда призывал: «Внемлите, братья, - освобождение от смерти найдено; внемлите, монахи, я наставлю вас, я открою вам свое учение. Если последуете вы моему наставлению, то вскоре достигните высшего завершения святого стремления…Вы еще в этой жизни познаете истину и станете с нею лицом к лицу».
Главное в Бенаресской проповеди- учение о четырех благородных истинах, созданное и выстраданное Буддой.
ØПервая истина: мир полон страданий, дуккха («… рождение-страдание, расстройство здоровья - страдание, болезнь- страдание, смерть- страдание, присутствие того, кого мы ненавидим,- страдание; отдаление от того, кого любим,- страдание…»);
Øвторая истина : существует причина страдания, дуккхи- в желаниях, жажде, жизненных привязанностях («Из жажды возникает привязанность, из привязанности бытие, из бытия возникает рождение. Из рождения возникает старость и смерть, несчастье, скорбь, страдания, унижение и отчаяние. Таково происхождение страдания»;
Øтретья истина: прекращаются страдания, когда уходит всякое сильное чувство, происходит отказ человека от жажды жить, исчезают искушения, уничтожаются желания, преодоление дуккхи есть нирвана:
Дурные влечения, злобу и ненависть,
Угрюмую, вялую усталость
И гордыню, и упрямую жажду сомнений,
Всё, несомненно, победил монах.
(из «Песнопений монахов и монахинь»).
ØЧетвертая истина: путь к спасению, преодолению дуккхи - «благой, восьмеричный»: «Встаньте, встаньте!- восклицал Гаутама,- Что вы дремлете? Что за сон для больных, отравленных ядом страдания, тоскующих. Встаньте! Встаньте! Учитесь жизни, ведущей к миру, дабы властелин смерти не воспользовался бы вашей беспечностью и, обольстив, не подчинил бы вас своей силе. Победите то Желание, которым связаны боги и люди, которого так жаждут они; не теряйте решительной минуты жизни; кто не удержит её, кто даст ускользнуть ей, тот обрекает себя на погибель…Ты оскверняешь себя постоянной беспечностью; только бдительностью, размышлением ты вырвешь из себя стрелу отравления».
Благой восьмеричный путь включает в себя:
(вариант 1, найденный в источниках,):
«праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание»
(вариант 2):
w правильные взгляды;
w правильные намерения;
w правильная речь;
w правильные действия;
w правильный образ жизни;
w правильные усилия;
w правильное осознание;
w правильное сосредоточение.
Вариант 3 приводит отец Александр Мень в статье «Проповедь Будды»
(// Наука и религия.1992.№2):
ªправильные взгляды, т.е. основанные на «благих истинах»;
ªправильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины;
ªправильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая;
ªправильное поведение, т.е. непричинение зла;
ªправильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый;
ªправильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание;
ªправильное внимание, т.е. активная бдительность сознания;
ªправильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
Следуя этим путем, человек погружается в нирвану- последнее идеальное состояние его. Обратимся к статье В.Корнева «Внеземные истины буддизма» (// Наука и религия.1995.№6.С.13): «Благородные истины самореализуются по мере продвижения человека по восьмеричному пути и по мере возрастания его знаний. Будда говорит: «Всё, что видите в этом мире, является результатом усилий и деяний, возникших под воздействием мысли. Это непонятно для философов и невежественных, но понятно тем, кто видит мир в его истинном виде…Люди, цепляющиеся за миражи разделенного бытия, привязаны к той или иной вещи, к идее и, не будучи не в силах преодолеть дуализм восприятия единого бытия, вечно его разделяют, поэтому они никогда не достигают спокойствия».
Раскрывая сущность буддийской картины мира автор статьи В.Корнев пишет: «Пространство, созданное мыслями, которые обусловлены желаниями, называется сансарой, или чувственным миром. Это пространство приводится в движение законом зависимого происхождения, которое скручивает пространство по часовой стрелке ( подходящая метафора- детский волчок).Человек живет в этом пространстве как в коконе, и для него этот кокон объективная реальность. В пространстве- коконе просматривается сначала еле заметная, а затем все более отчетливая восходящая спираль (против часовой стрелки) восьмеричного пути, ведущая в конечном счете за пределы чувственного мира. По мере восхождения по этой спирали все более раскрывается страдательность (дуккха), временность (аничча) и иллюзорность (майя) сансарического бытия. Становятся заметными потоки, увлекающие человека на дно бытия, в область бессознательного, и потоки, возвышающие человека духовно; становятся понятными причины и следствия поступков людей, причины их неудовлетворенности и страданий. Постепенно открывается «третий глаз», воспринимающий бытие как единое целое и знаменующий выход на позицию внешнего наблюдателя».
Что же такое «нирвана»? Как объяснить это состояние человека? И у самого Будды, и его последователей, и исследователей буддизма нет точного определения этого состояния. Отец Александр Мень, богослов ХХ века, в указанной уже статье писал: «Нирвана- это «великое блаженство», «счастье», что тот, кто погрузится в нее, «радуется, свободный»…Будда сравнивал Нивану с «миром и мудростью»…Где же может человек найти ключ к царству нирваны? «В глубине своего сердца,- отвечает Будда, - тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели»…незадолго до смерти Будда говорил: «Вот я отхожу теперь к неодолимому, чему нет ни в чем подобия; никакого сомнения не останется для меня в Нирване, для меня, отрешенного в духе». Все-таки остается непонятным, что такое Нирвана, что видел под Нирваной сам Будда. Позже буддисты говорили, что основу нирваны составляет пустота. Однажды ученики спросили Учителя о посмертной судьбе человека, достигшего Нирваны. Будда ответил: «Как пламя, затушенное порывом ветра, не существует уже более, так и мудрец, освобожденный от тела, исчезает, и нельзя сказать, что тот мудрец все еще где-то». Ученики спросили: «Исчез ли он только отсюда, или вовсе его нет нигде, или он только освободился от недугов?» Будда ответил: «Кто отошел, у того нет былого вида; но когда разрушены вещи, какое же представленье может возникнуть о них?». Этот двусмысленный ответ Будды заставил думать многих мудрецов-философов и искать ответ в учении Просветленного.
Кто вас будет учить, что Нирвана-
Прекращенье всего- тот солжет.
Будет также неправ, кто вам скажет,
Что в Нирване вновь жизнь потечет.
( из Упанишад).
Не случайно в Гимне буддийского монаха - бхикшу «Обретение вечного покоя» нет сложностей во взгляде на мир, нужно просто идти к спасению через покой:
Когда в небе гремят барабаны грома
И потоки дождя заполняют пути, по которым
следуют птицы,
А бхикшу, укрывшись в пещере, размышляет,
Есть ли в мире большее наслаждение?..
Когда ночью в безлюдном лесу
Дождь шумит, и дикие звери рычат,
А бхикшу, укрывшись в пещере, размышляет,
Есть ли в мире большее наслаждение?
Когда, обуздавши мысли свои,
Среди гор, в расселине горной укрывшись,
Он без страха и без препятствия для мысли
размышляет,
Есть ли в мире большее наслаждение?
(Стихотворение из статьи о. Александра Меня «Проповедь Гаутамы Будды».//Наука и религия.1992.№1.С.42.)
Отрывок из статьи А.Меня завершает разговор об учении Будды: «И тут-то обнаруживается во всей своей беспощадности леденящее душу «открытие» буддизма: человек одинок, невыразимо одинок в этой жизни. Все пусто и бессмысленно. Нет Бога над нами, « в небе нет пути», некому молиться, не на кого надеяться, никто не вольет сил в слабеющего человека, который идет по своей темной стезе. Неоткуда ждать помощи. Человек, спаси себя сам! Не пустая ли фраза это? Можно ли вытянуть самого себя за волосы? Если нет силы спасающей, то не тщетно ли мечтать о спасении?...Будда Гаутама хорошо понимал это. «Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу». (//Наука и религия.1992.№2.С.28.).
Большое значение в учении Будды имеет представление о дхарме. Слово «дхарма», -пишет С.А.Токарев,-имеет множество значений: закон, учение, религия, истинно реальное, качество и пр. Но основное его значение в буддийской философии - «носитель своего признака», т.е. носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много. Разные буддистские школы насчитывают их 75, 84, 100 и более. В числе дхарм есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою-нирване. По смерти человека дхармы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той дхармы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается круговорот дхарм, это мучительное «колесо бытия», вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Будды». Мы прикасаемся сегодня к очень не простому учению, основные идеи которого станут нам несколько понятнее после проведенного семинарского занятия, после чтения источников, однако, чтобы понять глубоко, вероятно, надо родиться буддистом. В «Философском саду» в городе Киото - древней столице Японии на песке лежат камни различной величины, их ровно пятнадцать. Однако камни расположены так, что любой посетитель сада видит только четырнадцать из любого места, а пятнадцатый обязательно скрыт за другим камнем. Буддизм показывает нам модель познания: сколько бы человеку не казалось, что он знает все, всегда есть еще непознанное…
5.Основные направления и течения современного буддизма.
Исторически сложилось так, что буддизм разделился на два основных направления:
а) учение Хинаяна- «малая повозка», которое проповедовало «узкий путь спасения» для монахов;
б) учение Махаяна - «большая повозка», которое проповедовало «широкий путь спасения» для монахов и мирян через Нирвану. Основоположником Махаяны считается Нагарджуна (1 век).
Различные авторы указываю различное количество направлений в буддизме, называют не менее 30 направлений, среди которых выделяют четыре самых главных школы: вайбхашика и саунтрантика (относятся к хинаяне), йогочара и мадхьямика (относятся к махаяне)
В дальнейшем своем развитии буддизм распространился на огромной территории и во всех странах, где он нашел своих приверженцев, буддизм приобретал какие-то особые формы: так, в Тибете буддизм приобрел форму тантризма- мистического учения, название происходит от слова «сплетение», позже в Тибете появилось буддистское направление- ламаизм, название произошло от тибетского слова «лама»-высший. Ламаизм опирается на буддизм и тибетскую этническую религию. Ламаистская картина мира предполагает следующее знание: во главе мира стоит Адибудда, владыка всех миров и творец всего сущего. Люди делятся на пять разрядов. Каждый человек стремится к возрождению после смерти. Путь верующего очень нелегок: жесткие нормы поведения, строгая этика, желание следовать добродетелям. В Японии буддизм тоже разбит на множество сект и связан с национальными особенностями страны.
Вывод: буддизм- это система религиозных, этических, социальных взглядов, возникших в результате определенных предпосылок в Индии примерно в У1 веке до н.э. и распространившаяся по всему миру, превратившись в мировую религию, которую сегодня исповедывают примерно 700 миллионов человек, надеющихся на спасение своей души.
6.Буддизм в Казахстане.
В.Иванов и Я.Трофимов в книге «Религии Казахстана» (-А.,1999.С.81) приводят информацию о распространении буддизма в Казахстане:
На территорию Казахстана буддизм пришел в У-У1 вв. Уже во времена существования Тюркского каганата была попытка сделать его государственной религией. Были построены храмы, имелись сторонники, особенно их уйгуров, в дальнейшем буддизм распространялся калмыками.
В 1999 году в Казахстане зарегистрирована община буддистов, которая существовала и ранее. Имеются последователи буддийского ордена Ниппондзан Меходзи, основанного в Японии в начале ХХ века, есть представители ордена Тэрасава-Дзюнсэй.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.