Лекция №1 Предмет религиоведения
Занятие 1.
Лекция №1.
Тема: Предмет религиоведения. 2ч.
Цель лекции: способствовать пониманию студентами сущности предмета
религиоведения, показать историю зарождения
религиоведения, нацелить студентов на понимание задач и
функций религиоведения; помочь студентам увидеть
необходимость и особенность религиоведческого знания и
роль религиоведения в формировании мировоззрения
личности.
План лекции:
- Предмет религиоведения.
- Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания.
- Задачи и функции религиоведения.
- Особенность религиоведческого знания.
Конспект лекции.
1.Предмет религиоведения.
Уже само название предмета «религиоведение» подсказывает, что это область знания, изучающая религию, однако этой подсказки мало для определения предмета религиоведения. Совершим экскурс в историческое прошлое.
Ø Отношение к религии различных слоев общества формировалось уже в эпоху древних государств. Так, у Ксенофана Колофонского есть мысль о том, что люди создают себе богов по своему образу и подобию: « Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми», «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, - говорил он же,- то быки изображали бы богов, похожими на быков, лошади- похожими на лошадей».
(С.А. Токарев. Религия в истории народов мира. - М;
1986. С.10)
-Ксенофан вместе со своей кифарой пел:
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки, их наружнстью каждый сравнил бы
С той породой, к какой он и сам на земле сопричастен.
Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы.
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы.
-Афинский философ Критий (У век до н. э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и заставить их исполнять законы. Демокрит (У-1У в. до н.э.) первым указал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы.
-Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.) считал:
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что все это божьим веленьем творится.
(Лукреций Кар. О природе вещей-М;1983.С.31)
-Сократ, великий проповедник нравственности древней Греции (Ув. до н.э.),
хотя и не оставил после себя никаких трактатов, но оставил мысли, донесенные до нас трудами Платона и Ксенофонта: центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к обществу, законам, к богу или богам. Он считал, что мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося»
(История философии в кратком изложении./Пер. с чеш.
И.И.Богута.-М.:Мысль.1991. С.130 )
И погиб Сократ, защищая свои идеи:
В чем обвинен? В том, что не чтит богов,
Которых город чтит, а вводит новых.
Что развращал своих учеников,
Бросалось в обвинениях суровых.
(А.Суслова. Прикосновение. Костанай.2003.)
Катарина Лориллард. Сократ. 1931.
(Сократ перед смертью показывает своим ученикам, среди которых был Платон ( сидит у ног учителя), что душа человека бессмертна.)
Ø В более поздние исторические эпохи отношение к религии и религиям формировалось в обществе в зависимости от социальных условий: возникали теоретические суждения, как поддерживающие религиозное мировоззрение, так и отрицающие сам способ религиозного миропонимания:
-так, Фома Аквинский, великий богослов, учитель церкви ХШ века, видевший в человеке способность постижения мира через чувственное восприятие, составил пять доказательств существования Бога; а также считал, что между наукой и верой нет противоречия, но вера стоит выше разума, и роль религии в познании мира велика.
-Так, Фрэнсис Бэкон, философ нового времени (1561-1626), когда начала крепнуть наука, считал. Что у философии есть тягостный противник в лице слепого, неумеренного религиозного рвения. Противопоставление науки и религии было явным.
-Так, Франсуа Вольтер (1694-1778) в Назидательных проповедях исследует вопрос о взаимодействии в обществе верующих людей и атеистов.
-Людвиг Фейербах (1804-1872) в работе «Необходимость реформы философии» писал о значении религии: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое движение захватывает самое основное, когда оно захватывает человеческое сердце. Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна бы находиться также в сердце; сердце- сущность религии». (Мир философии: Книга для чтения. В 2-х тт. - М.: Политиздат.1991.Ч.2.С.338.)
ØМожно до бесконечности долго приводить цитаты и доказательства начала религиоведения. Вывод напрашивается один: уже с появлением религиозных верований начало формироваться отношение к ним, а, следовательно, и появился со временем анализ религиозных течений и направлений. А как самостоятельная отрасль знания религиоведение формируется лишь в начале Х1Х века, когда накапливаются знания о религиях и возникает необходимость поиска закономерностей возникновения и развития религий. В формирование религиоведения свой вклад внесли: братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, представители первой, так называемой мифологической школы, которая глубоко изучала вопросы возникновения религий. В середине Х1Х века сторонниками мифологической школы стали также русские исследователи : А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и др.
В 70-х годах Х1Х века ярко проявила себя антропологическая школа и её представители: Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Г. Спенсер, Дж.Лёббок и др., которые сделали попытку объяснить причину зарождения религии из человеческой потребности ответить на множество волнующих вопросов, возникающих в процессе эволюции сознания человека.
Позже, в Х1Х веке появились и новые теории: клерикальная, защищавшая первобытный монотеизм, преанимистические теории, объяснявшие причины появления религии в существовании веры в магическую силу человека, природы, безличной сущности, магическую силу предметов.
В начале ХХ века возникло биологическое направление в религиоведении, связанное с именем Зигмунда Фрейда, который доказывал, что в религиозных верованиях проявляются человеческие неврозы, полученные в детстве.
На рубеже Х1Х и ХХ веков складывается французская социологическая школа, основателем которой стал Эмиль Дюркгейм, доказывающий, что причина зарождения религии кроется в потребностях общества, а если признать, что общество будет существовать всегда, то значит - религия вечна. Американские прагматисты Д.Дьюи и У.Джеймс в начале ХХ века предложили свою точку зрения на причину существования религии - полезность! Если на протяжении веков религия существует, следовательно, она полезна.
Марксистская теория тоже внесла свой вклад в развитие религиоведения, так как разработала теорию, признающую религию как искаженную, извращенную форму общественного сознания, порожденную бессилием человека в процессе познания мира на определенной ступени развития.
Вывод: «Религиоведение – самостоятельная отрасль знания, предметом которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры». (Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для слушателей юридических специальностей. - Астана-Костанай.2000. С. 5.)
2.Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания.
Давайте выясним, какие науки изучают религию или так или иначе соприкасаются с ней? Студенты перечисляют: философия, культурология, социология, история, психология, этнология, филология, языкознание, естествознание, искусствознание, этика, астрономия, биология, теология и много других.
Обсуждение вопроса: какие стороны религии изучаются перечисленными науками?
3.Задачи и функции религиоведения.
Из перечисления наук и обсуждения граней религии, изучаемых данными науками, становятся очевидными задачи религиоведения: (предлагается студентам самостоятельно написать в конспектах предполагаемые ими задачи религиоведения в течение 3-4 минут. Обсуждение задач.)
Желательные итоги обсуждения. Задачи религиоведения:
Øинтегрирование разрозненных знаний о религии;
Øпоиск закономерностей развития религии;
Øобобщение полученных знаний;
Øкритическое отношение к точкам зрения, требующим доказательств или убедительности;
Øизучение истории развития религии;
Øизучение особенностей культов в различных религиях;
Øвыделение функций религиоведения;
Øизучение взаимодействия религии с обществом, культурой и др.
4.Особенность религиоведческого знания.
Обратимся к вышеназванной книге Дика П.Ф. (С.7-8):
«Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманизацию и гуманитаризацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на её основе-совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей…
Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.
Религиоведение содействует пониманию свободы совести в системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также её реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.
Трудно переоценить значение курса в понимание гуманизма, духовности, в обеспечении национального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрения».
Вопрос: прочтите еще раз характеристику религиоведческого знания и добавьте, чем интересно религиоведение учителю?
Предположительно: курс религиоведения для учителей важен также, как кладовая, для поиска форм и методов работы по формированию мировоззрения воспитанников, а в связи с тем, что министерство образования и науки РК предложило с сентября 2001г. ввести во всех школах специальный курс «Религиоведения», будущему учителю важно иметь глубокие и прочные знания по основам религии для грамотной работы с учащимися. Специализация «Основы религиоведения» дает возможность студентам быть, в какой-то мере, защищенными на рынке труда через полученное дополнительное образование, и знания, полученные на занятиях, станут базовыми при самостоятельной подготовке будущих учителей к ведению в школе нового курса «Религиоведение».
Повторение:
1.В какие исторические эпохи начали складываться религиоведческие точки зрения на вопросы о сущности религии?
2.На каких позициях стояли древние философы относительно религии?
3.Как социальные условия общества влияли на отношения мыслителей к религии?
4.Когда сформировалось религиоведение как самостоятельная отрасль знания?
5.Какие крупные религиоведческие школы внесли свой вклад в развитие отрасли?
6.Дайте определение религиоведения.
7.С какими науками тесно связано религиоведение?
8.Каковы задачи религиоведения?
9.Каковы функции религиоведения?
10.Какая роль отводится религиоведению в системе образования?
11.Почему будущему учителю так важно знать курс религиоведения?
СРС:
1.Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы при изучении курса религиоведения.
2. Написать размышление-миниатюру «Моё отношение к религии».
3. В электронной программе «Культура древнего мира» найти ответ на вопрос: существовали ли религиозные верования в древней Греции и древнем Риме?
Литература:
1. Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для студентов юридических специальностей.- Астана-Костанай.2000.
2. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута.-М.:Мысль. 1991.
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2002.
4. Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.
5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.-М.: Политиздат. 1991.
6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат. 1986.
7. Туфан З.Религия в системе духовной культуры. - Алматы. 1999.
8. Что происходит после смерти? - Нью-Йорк. 1998.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.