Приложение. Саид Яхиев Зикр
Саид
Яхиев
Зикр
…в переводе с арабского это
слово означает «упоминание», «воспоминание», « память»: основу обряда
составляет повторение имен Аллаха – в разных количествах и сочетаниях, в разной
последовательности, в движениях или неподвижности, как предписано членам того
или иного суфийского братства, или ордена, как их ещё называют.
…Итак, зикр – основа тариката,
его содержание. Суфий должен
постоянно
и самоотреченно вспоминать Бога, при этом все чувства повторяющего Божественные
имена должны быть сосредоточены на смысле этих имен и словесных формул,
включающих имена. Многократное их произнесение - при полном осознании их смысла и любви к ним
- освобождает человека от своего «Я», и
тогда Божественная энергия пронизывает существо произносящего, изменяя его.
Собственно, каждый раз, совершая обряд зикра,
суфий как бы проходит весь свой мистический путь до состояния ощущения
Божественной истины.
…Главная формула зикра – «Ла –
иллах – илл - Аллах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Все суфии во всем
мире произносят её многократно,
ежедневно. Вот как это делают члены братства Ниматуллахи. Суфий сидит
либо скрестив ноги, либо на пятках, положив правую руку на левое бедро, а левой
рукой обхватив правое запястье. Эта поза не случайна: в ней руки и ноги
образуют «Ла» - это отрицательная частица в арабском языке, - так суфий
обозначает несуществование своего «Я» на пути к Всевышнему. Его руки в этой
позе означают ножницы, что символизирует отсечение своего «Я». Отказ от
привязанности к своему ограниченному земному существованию. При слове «иллах»
суфий описывает головой и шеей полукруг в правую сторону. Этим движением он
выражает отрицание всего « того, что не Бог». Со словами « илл – Аллах» суфий
совершает аналогичное движение влево, и это означает существование вечной,
всеобъемлющей, необходимой и абсолютной реальности Бога. Многократные
ритмичные повторения этих движений с произнесением слов, несущих мистический
смысл, вводят суфия в необходимое ему состояние…
…Группы суфиев этого направления
(кадирийского тариката) обычно собираются в чьем-то доме или во дворе. Они
становятся вплотную друг к другу сплошным кругом. Считается, что пространство
внутри круга сразу становится святым местом, куда спускается барака –
Божественная мудрость. Звонким голосом по знаку руководителя обряда один из
суфиев протяжно и медленно произносит «Ла – иллах – илл – Аллах», остальные
повторяют эту формулу за ним… Раскачиваясь на месте, в такт пению, участники
зикра хлопают в ладоши. Медленным шагом начинается плавное движение по кругу,
сопровождающееся ритмичным хлопаньем в ладоши. Движение постепенно переходит в
бег, а бег все ускоряется. При этом все дружно, в едином ритме, повторяют
словосочетание «уллох – уллолох». Шейх Кунта – Хаджи говорил, что это
словосочетание переводится примерно как «Аллах един». Считается, что оно
многократно весомее, чем формула «Ла – иллах – илл – Аллах», хотя смысл их один
и тот же.
…В
большинстве орденов регулярный зикр выполняется коллективно. Обязательно по
пятницам и в особо отмеченные дни мусульманского года.
(//Наука и религия.1996.№ 2.С.50.)
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.