Из суфийского фольклора
Из суфийского фольклора.
Что лучше?
(
рассказ суфия ордена Накшбенди)
Подходило время намаза,
правоверные стали собираться в мечети, и имам приступил к чтению Корана. А
дервиш- каландар Ша Машраб завернулся в плащ, отошел в угол мечети и присел на
корточки. Имам читал «Фатиху» - первую суру Корана, и когда он дошел до слов
«веди нас прямым путем», дервиш заорал: «Джо, Джо!» (так крестьяне созывают скот).
После окончания молитвы имам подошел к дервишу и спросил: «О, каландар! Разве
не боишься ты Бога, что во время чтения Корана сидишь на корточках в углу
мечети?» - «Потому-то я и сижу,сгорбившись, что боюсь Бога. Ибо лучше совсем не
молиться, чем молиться, как ты: ведь ты во время молитвы все время думал о
своем теленке, которого ты плохо привязал, и боялся, что он высосет твою
корову».
Останется Хафиз.
Однажды каландар Ша Машраб
пришел в мечеть на утренний намаз. Время молитвы пришло, а имам все не появлялся.
И люди пригласили каландара занять его место. Он прочел «Фатиху» и потом,
вместо того, чтобы приступить, согласно ритуалу, к чтению других сур Корана,
провозгласил два стиха Хафиза:
Весной
пусть цветы не разлучаются с садом,
Никто,
о Господи, да не испытает разлуки с другом!
После
этого он произнес: «Аллах велик» и распростерся ниц. И лежал долго, так, что за
это время можно было сварить плов. Все присутствующие тоже лежали ниц, ибо
молящиеся должны во всем следовать руководителю – предстоящему на молитве. И
только некоторые тихонько поднимали голову, чтобы посмотреть, не происходит ли чего вокруг.
И тут со стороны каландара
послышался храп. Тогда один из молодых сказал: «Как можно считать его святым,
он просто сумасшедший!» И некоторые начали намаз снова, как положено, но
другие, подражая руководителю молитвы, продолжали лежать ниц. Вскоре после
этого он поднял голову, сделал приветствия направо и налево и тем самым
завершил молитву. То же сделали те, кто столько же, как и он, пребывали в земном
поклоне. И тут они все впали в экстаз, а те, кто начал намаз снова, остались ни
с чем. Один из молившихся обратился к суфию: «О, господин! Мы видели три ваших
поступка: вы, предстоя на молитве, прочли только одну суру Корана, вместо
дальнейшего чтения вы произнесли стихи Хафиза, и вместо положенных двух
поклонов вы совершили один». – «Бог един и поклон должен быть один. Ангелы
поклонялись Богу один раз. А стихи Хафиза я прочел потому, что когда
приблизится время конца мира, люди забудут предание и стихи Корана, а будут
читать только Хафиза».
Таково предсказание суфия. Но
когда будет конец света, этого знать никому не дано. И суфии почитают и читают
Хафиза, не оставляя, разумеется, Корана и Сунны. Надо знать и Хафиза, чтобы
быть готовым…
Хафиз ( 1325-1389)
Все
золото мира
испытанных
бед не стоит,
И
сладостный хмель
всех
страданий – о, нет! – не стоит.
Тоски
семидневной,
горести
нашей земной
И
радость, живущая
семь
тысяч лет, не стоит.
Если
б смягчилась судьба
и
не сеяла зла!
Если
б любимая в горестях
мне
помогла!
Юности
повод из рук моих
вырвало
время.
О,
если б старость надёжной,
как
стремя, была!
(перевод
А. Ревича )
Веер.
Смастерил Насреддин из куриных
перьев несколько вееров и понес их на базар. Кто-то из покупателей попробовал
было обмахнуться одним из них, но тот сразу рассыпался.
- Это что еще за товар? – закричал покупатель.
- Э-э, - сказал продавец,- веером надо уметь
пользоваться. Раскрываете…вот так… придерживаете у лица – а сами качаете
головой!
(По материалам
рубрики «Антология суфийского фольклора»,
//Наука и религия. 1995. № 1. С.54.)
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.