ИЗО 1 класс. Тема: "Казахстанские художники. Рисование на тему "В зоопарке"
05.12.2014
7614
951
Макарова Елена Анатольевна
Цели: показать, как художники передают в своих работах бережное отношение к животным; формированию графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы от общего к прорисовке деталей; воспитывать любовь к искусству, аккуратность, эстетические чувства; вызывать интерес к чтению.
Задачи художественного развития учащихся:
1.познакомить с творчеством казахстанских художников довоенных лет;
2.формировать у детей понятия о традиционном способах рисования;
3.развивать интерес к использованию различных изобразительных материалов в своем творчестве; закрепление учащимися навыков работы с кистями и гуашью.
Материалы к уроку: гуашь, две-три круглые мягкие кисти, простой карандаш, палитра, банка для воды, тряпочка для кистей, бумага, черная тушь, палочки, букеты цветов, краски, салфетки, губка.
Оборудование: электронная презентация Power Point .
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Тип урока: интегрированный - урок рисования и библиотечный урок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, скажем, доброму утру!
Здравствуйте, скажем, каждой минутке!
Здравствуйте, скажем, старым друзьям!
Здравствуйте гостю, пришедшему к нам!
Пусть всё получится!
Пусть всё сбывается!
И поскорее урок начинается!
(стихотворение авторское Макарова Е.А.)
Здравствуйте ребята, у нас сегодня с вами будет необычный урок. А проведем мы его с библиотекарем нашей школы Корягиной Т.Д.. Она пришла сегодня к нам с очень интересной книгой, о которой расскажет немного позже.
2. Казахстанские художники.
- Ребята, вы любите рисовать?
А как называют людей которые любят рисовать и для которых рисование стало профессией?
(Предполагаемые ответы детей- художники).
Человек рисует очень давно. Первым рисункам более тысячи лет.
В нашей Республике изобразительное искусство начало развиваться более 100 лет назад.
Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художественного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов.
1.Н.Г. Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н. Гоголинского; с 1879 года до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата).
2. Одним из первых педагогов Алма-Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живописи 1930—1940-х годов был Алексей Ильич Бортников.
3. Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев(1904—1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана.
- Ребята на картинах этих известных художников вы видели изображения животных. В живописи даже есть жанр, связанный с изображением животных.
4.Слово библиотекаря.
- Ребята, любите ли вы читать и слушать рассказы про животных?
- Вам нравятся книжки с картинками про животных?
Правда интересно, когда читаешь книгу еще и рассматривать картинки? А если это животное, которого вы ни когда не видели.
- Кто из вас был в зоопарке?
-Тем, кто не был, я хочу сказать , не расстраивайтесь, вы обязательно побываете в зоопарке.
Ну, а сегодня посетить зоопарк вам помогут книги Евгений Иванович Чарушин и его сына Евгения.
«Евгений Чарушин — наверное, первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки, Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Благодаря точности и достоверности линии Чарушина и одновременно ее легкости, у малышей, только познающих мир, сразу складывается представление о каждом живом существе.
Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в семье архитектора. С детства он рисовал, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». В огромном саду у дома жило множество животных и птиц — настоящий домашний зоопарк. А любимой его книгой стала «Жизнь животных» А. Э. Брэма, которая увлекла его больше любой подростковой приключенческой литературы.
Любовь и внимательность к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет маленький щенок. Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в незнакомый мир, свойственные детскому восприятию, сохранились и в более поздних его работах — поэтому они так трогают и увлекают.
Первые книжные иллюстрации Евгений Чарушин нарисовал к рассказу Бианки «Мурзук». С этого момента началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы. До войны он проиллюстрировал более двух десятков книг для детей, а после — не только рисовал, но и занимался фарфоровой пластикой и скульптурой. В 1965 году, посмертно, Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Евгений Чарушин писал и сам. Рассказы эти сохранили свежесть детского взгляда; простого, ясного восприятия жизни; доброту, которая так важна для маленьких читателей. «Две мышки», «Волчишко», рассказы про Тюпу и Томку — немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им. Их можно назвать «научными сказками» — они пронизаны сказочной поэтикой, но основаны на точных и любовных наблюдениях. И в слове, и в графике Чарушин работает с образом ярким, объемным, живым, полным мелочей и деталей.
Его сын, Никита Евгеньевич Чарушин, тоже посвятил себя анималистической детской книге. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир — творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь.
Рассказы Соколова-Микитова, Сладкова, Киплинга с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских и международных конкурсах не случайно. Никита Чарушин видел в природе удивительную пластику, отразить которую в творчестве — и есть высочайшее мастерство. На его рисунках животные не покидают свою среду: даже отмеченные штрихами, деревья, травы, листья все равно присутствуют. Природа гармонична, присматриваясь к ней, не найдешь изъянов ни в чем: ни в пестром окрасе перьев, ни во мхе, покрывающем кору деревьев.
Никита Чарушин никогда не придает зверям и птицам человеческие черты, не пытается изменить их природу в угоду сюжету. Его рисунки основаны на наблюдении за природой, а характер животного и его повадки можно понять с первого взгляда. Медведь, вразвалку выбирающийся на поляну из леса, или стремительная, опасная, гибкая рысь, замершая на сломанном дереве — каждый рисунок показывает кусочек большого мира. Для художника крайне важно было соединить познавательность и художественную образность, показать, как многообразен мир, как много в нем деталей».
Дарья Бухарова
Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру.
По материалам сайта http://www.babyblog.ru/article/post/zhivye-risunki-evgeniya-i-nikity-charushinyh
5.Рассказ учащихся о своих любимых книгах про животных.
- Какая книга о зверятах вам больше всего нравится? Почему? Есть ли у вас любимые животные? За что вы их любите?
6.Организационно-познавательная беседа на тему «Наши любимые животные. Какие они?»
-Чтобы хорошо нарисовать животное, надо его любить, уметь наблюдать за ним.
7.Как нарисовать животное.
Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название «анималистический» от лат. animal-животное. Художники-анималисты настойчиво рекомендуют «с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на его красоту, пользу, на материнскую заботу о детенышах».
Художники глубоко убеждены в том, что любовь к животным способствует воспитанию гуманизма и добрых чувств в ребенке.
Создание правдивых изображений животных требует пристальном» изучения их жизни, внешнего облика, поведения, характера и строения так», а также особенностей среды обитания, накладывающих свой отпечаток на животных.
Л. Каваляка
"Пойдём сегодня в зоопарк!"-
С утра сказала мама.
"Как хорошо, как хорошо!
Наверно там есть лама?!"
"Там есть и слон, и леопард,
И даже обезьяна,
Орёл и тигр, большой медведь,
Ну, и конечно, лама!"
- Ребята, сегодня тема нашего рисунка зоопарк. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, так как вы себе представляете зоопарк. Подумайте, какое животное вы хотите нарисовать.
8.Самостоятельная работа учащихся.
– С чего начинаем рисунок? - Порядок смешивания краски.
- Порядок наложения краски. - Как сохранить цвет? - Как выделить контуры? – Как нарисовать, что животное в клетке?
9. Выставка работ.
– Ребята, вам понравился наш зоопарк?
–Чья работа вам понравилась больше всего?
- Давайте поблагодарим друг друга за интересные работы.
Библиотекарь: -Ребята я предлагаю вам посетить нашу выставку в библиотеке и выбрать себе книгу для чтения.
7. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Задачи художественного развития учащихся:
1.познакомить с творчеством казахстанских художников довоенных лет;
2.формировать у детей понятия о традиционном способах рисования;
3.развивать интерес к использованию различных изобразительных материалов в своем творчестве; закрепление учащимися навыков работы с кистями и гуашью.
Материалы к уроку: гуашь, две-три круглые мягкие кисти, простой карандаш, палитра, банка для воды, тряпочка для кистей, бумага, черная тушь, палочки, букеты цветов, краски, салфетки, губка.
Оборудование: электронная презентация Power Point .
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Тип урока: интегрированный - урок рисования и библиотечный урок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, скажем, доброму утру!
Здравствуйте, скажем, каждой минутке!
Здравствуйте, скажем, старым друзьям!
Здравствуйте гостю, пришедшему к нам!
Пусть всё получится!
Пусть всё сбывается!
И поскорее урок начинается!
(стихотворение авторское Макарова Е.А.)
Здравствуйте ребята, у нас сегодня с вами будет необычный урок. А проведем мы его с библиотекарем нашей школы Корягиной Т.Д.. Она пришла сегодня к нам с очень интересной книгой, о которой расскажет немного позже.
2. Казахстанские художники.
- Ребята, вы любите рисовать?
А как называют людей которые любят рисовать и для которых рисование стало профессией?
(Предполагаемые ответы детей- художники).
Человек рисует очень давно. Первым рисункам более тысячи лет.
В нашей Республике изобразительное искусство начало развиваться более 100 лет назад.
Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художественного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов.
1.Н.Г. Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н. Гоголинского; с 1879 года до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата).
2. Одним из первых педагогов Алма-Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живописи 1930—1940-х годов был Алексей Ильич Бортников.
3. Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев(1904—1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана.
- Ребята на картинах этих известных художников вы видели изображения животных. В живописи даже есть жанр, связанный с изображением животных.
4.Слово библиотекаря.
- Ребята, любите ли вы читать и слушать рассказы про животных?
- Вам нравятся книжки с картинками про животных?
Правда интересно, когда читаешь книгу еще и рассматривать картинки? А если это животное, которого вы ни когда не видели.
- Кто из вас был в зоопарке?
-Тем, кто не был, я хочу сказать , не расстраивайтесь, вы обязательно побываете в зоопарке.
Ну, а сегодня посетить зоопарк вам помогут книги Евгений Иванович Чарушин и его сына Евгения.
«Евгений Чарушин — наверное, первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки, Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Благодаря точности и достоверности линии Чарушина и одновременно ее легкости, у малышей, только познающих мир, сразу складывается представление о каждом живом существе.
Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в семье архитектора. С детства он рисовал, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». В огромном саду у дома жило множество животных и птиц — настоящий домашний зоопарк. А любимой его книгой стала «Жизнь животных» А. Э. Брэма, которая увлекла его больше любой подростковой приключенческой литературы.
Любовь и внимательность к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет маленький щенок. Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в незнакомый мир, свойственные детскому восприятию, сохранились и в более поздних его работах — поэтому они так трогают и увлекают.
Первые книжные иллюстрации Евгений Чарушин нарисовал к рассказу Бианки «Мурзук». С этого момента началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы. До войны он проиллюстрировал более двух десятков книг для детей, а после — не только рисовал, но и занимался фарфоровой пластикой и скульптурой. В 1965 году, посмертно, Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Евгений Чарушин писал и сам. Рассказы эти сохранили свежесть детского взгляда; простого, ясного восприятия жизни; доброту, которая так важна для маленьких читателей. «Две мышки», «Волчишко», рассказы про Тюпу и Томку — немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им. Их можно назвать «научными сказками» — они пронизаны сказочной поэтикой, но основаны на точных и любовных наблюдениях. И в слове, и в графике Чарушин работает с образом ярким, объемным, живым, полным мелочей и деталей.
Его сын, Никита Евгеньевич Чарушин, тоже посвятил себя анималистической детской книге. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир — творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь.
Рассказы Соколова-Микитова, Сладкова, Киплинга с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских и международных конкурсах не случайно. Никита Чарушин видел в природе удивительную пластику, отразить которую в творчестве — и есть высочайшее мастерство. На его рисунках животные не покидают свою среду: даже отмеченные штрихами, деревья, травы, листья все равно присутствуют. Природа гармонична, присматриваясь к ней, не найдешь изъянов ни в чем: ни в пестром окрасе перьев, ни во мхе, покрывающем кору деревьев.
Никита Чарушин никогда не придает зверям и птицам человеческие черты, не пытается изменить их природу в угоду сюжету. Его рисунки основаны на наблюдении за природой, а характер животного и его повадки можно понять с первого взгляда. Медведь, вразвалку выбирающийся на поляну из леса, или стремительная, опасная, гибкая рысь, замершая на сломанном дереве — каждый рисунок показывает кусочек большого мира. Для художника крайне важно было соединить познавательность и художественную образность, показать, как многообразен мир, как много в нем деталей».
Дарья Бухарова
Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру.
По материалам сайта http://www.babyblog.ru/article/post/zhivye-risunki-evgeniya-i-nikity-charushinyh
5.Рассказ учащихся о своих любимых книгах про животных.
- Какая книга о зверятах вам больше всего нравится? Почему? Есть ли у вас любимые животные? За что вы их любите?
6.Организационно-познавательная беседа на тему «Наши любимые животные. Какие они?»
-Чтобы хорошо нарисовать животное, надо его любить, уметь наблюдать за ним.
7.Как нарисовать животное.
Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название «анималистический» от лат. animal-животное. Художники-анималисты настойчиво рекомендуют «с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на его красоту, пользу, на материнскую заботу о детенышах».
Художники глубоко убеждены в том, что любовь к животным способствует воспитанию гуманизма и добрых чувств в ребенке.
Создание правдивых изображений животных требует пристальном» изучения их жизни, внешнего облика, поведения, характера и строения так», а также особенностей среды обитания, накладывающих свой отпечаток на животных.
Л. Каваляка
"Пойдём сегодня в зоопарк!"-
С утра сказала мама.
"Как хорошо, как хорошо!
Наверно там есть лама?!"
"Там есть и слон, и леопард,
И даже обезьяна,
Орёл и тигр, большой медведь,
Ну, и конечно, лама!"
- Ребята, сегодня тема нашего рисунка зоопарк. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, так как вы себе представляете зоопарк. Подумайте, какое животное вы хотите нарисовать.
8.Самостоятельная работа учащихся.
– С чего начинаем рисунок? - Порядок смешивания краски.
- Порядок наложения краски. - Как сохранить цвет? - Как выделить контуры? – Как нарисовать, что животное в клетке?
9. Выставка работ.
– Ребята, вам понравился наш зоопарк?
–Чья работа вам понравилась больше всего?
- Давайте поблагодарим друг друга за интересные работы.
Библиотекарь: -Ребята я предлагаю вам посетить нашу выставку в библиотеке и выбрать себе книгу для чтения.
7. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.