Урок3-4. Тема урока:Мастер шертпе –кюев Татимбет Казангапулы.
Цель: Раскрыть социальную
обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.Знакомство с
мастером шертпе кюев Татимбетом Казангапулы.
Задачи
образовательные:
сформировать
представления о музыкальном жанре;
закрепить
понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения - арнау»;
познакомить
с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);
Ход урока
Орг.
момент. Звучит музыка, дети входят в класс. (музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина
«Дорога добра»).
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята».
Ребята,
под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится?
(«Дорога добра» музыка Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным
произведением, кюем, который посвящен природе. Написал его Таттимбет -
выдающийся композитор-кюйши.
Показ портрета композитора.
Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором,
искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и,
наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней
деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь.
Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в
крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился
у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его
учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро
освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства.
Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную
судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд.
Благодяря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен
по всей округе.
Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и
инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много
сочиняет.
В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе
казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у
царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали.
Таттимбет автор свыше 40 кюев.
И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно
считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей
необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау.
Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами,
зеркальными озерами.
Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на
светлый и лиричный характер музыки.
Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение.
Каков характер музыки? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).
Что вы представили, слушая эту музыку?
Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).
Для кого музыкального инструмента написан кюй?
Существует 2 основные разновидности домбры – западная и восточная.
Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно
большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр
восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был
плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые раньше
делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали
орнаментом.
Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских
традиций:
Шертпе. (Приложение 3)
Токпе. (Приложение 4)
Послушайте музыку еще раз и обратите внимание, что изменится в звучании музыки
Курмангазы?
В чем сходство и отличие этих кюев?
А что такое оркестр? (Оркестр казахских народных инструментов – большой
коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных
инструментах).
Изменилось звучание музыки Таттимбета?
В чем сходство и отличие этих кюев?
Отличия:
Курманагзы – представитель западноказахстанской традиции домбровой школы.
Таттимбет – представитель центрально-казахстанской традиции домбровой
школы.
Различен прием игры на домбре.
Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный,
напевный.
Обобщение урока.
Традиции, какой домбровой школы представляет Курмангазы? Таттимбет?
Что такое шертпе? Токпе?
Чему посвящены кюи?
Как называется в казахской музыкальной культуре кюй-посвящение?
Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей
казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение,
вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.
Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая летовка») поражает слушателей необычной
мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его
духовный мир, размышления о сущности бытия.
Разучивание песни «Кел балалар ойнайык»
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.