Урок 4 СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»
Цели: познакомить с волшебной сказкой; обучить художественному
пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать
навыки беглого выразительного чтения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки»
из учебника):
1. Что такое «сказки»?
2. Поясните слова А. С.
Пушкина:
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких
пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди
отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы
знаете?
6. Поясните, что такое
«присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7. Какие волшебные сказки
вы читали? О чем они? Кто их герои?
Далее
учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.
Обобщая беседу, учитель
подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном
творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым
распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская
народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу
добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в
глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху – об этом
говорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении
движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»… Мыслили о возможности прясть
и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну
ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага;
создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для
тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказка «Царевна-лягушка».
Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и
выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой
сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня
познакомимся.
II. Чтение сказки учителем.
Величаво и неторопливо
звучит зачин, напевно – повторы, ярко и назидательно – концовка. Заостряется
внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на
отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на
других не менее важных моментах жизни героев.
III.
Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.
IV. Обучение художественному пересказу.
В давние времена
существовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили по
стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь.
Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят
сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает
это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного
фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у
одной из сказительниц: «А разве это
могло быть?» Она ответила:
«А как же? Все было!» – «И звери
говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станут
брехать старые люди? Зачем им?..»
Вера в правдивость сказки
помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир
сказки, пережить самому все события сказки.
Такое мастерство
считалось профессией, к этим людям
относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была
бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя в
артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми
плату.
До нас дошли имена
сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван
Ковалев – эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.
Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иван-царевич и старый
старичок.
4. Встреча царевича с медведем,
зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и Баба-Яга.
6. Счастливое завершение
сказки.
Домашнее
задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.