Урок 8 «ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО». ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Цели: раскрыть моральные качества героя; обратить внимание
учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль
произведения.
Ход урока
I. Анализ текста сказки.
Вопросы:
1. Понравилась ли сказка?
2. Интересен ли вам Иван-крестьянский сын?
ОБРАЗ
ИВАНА
В самом начале сказки
читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья
не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли!
Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и
смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над
которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и
серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко
всему прислушиваться да приглядываться».)
Несмотря на
предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом.
Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство
с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается
появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз
образ чуда-юда становится
все страшнее. Во
время появления его воды
в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий
раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от
увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с
каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для
героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор
показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя
любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой
встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул,
отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван
решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья?
Зачем нужны бесполезные помощники?
И это художественный прием.
С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале
сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается
наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.
Автор-народ хотел
изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу.
Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ
ВРАГА
Для того чтобы усилить
впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным,
несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный
прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать
отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно
победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею
Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого,
добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная
мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ
СКАЗКИ
Вопросы и задания:
– Есть ли в сказке зачин,
концовка? Найдите.
– Соблюдается ли
тройственное повторение действия? (Три боя.)
– Какие словосочетания
замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
– Приведите примеры
постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на
концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван –
крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить
да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена
мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек,
народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать
мораль сказки?
Чудо-юдо явилось
завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа
остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской,
это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет
народная мудрость:
џ В каком
народе живешь, того и обычая держись.
џ Своя земля и в
горсти мила.
џ Чужая сторона –
мачеха, родима сторона – мать.
џ Русский ни с мечом,
ни с калачом не шутит.
џ На Руси не все
караси – есть и ерши.
џ В чужой монастырь со
своим уставом не лезь.
II.
Конкурс на лучшую
иллюстрацию к сказке.
Обсуждение
работ.
Домашнее
задание: читать и пересказывать сказку «Бой на Калиновом мосту».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.