Урок 5 РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ
Цели: подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть
художественные особенности жанра; развивать речевые умения путем пересказа
произведения; помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее
характера.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам
сказка?
2. К какому виду сказок
она относится?
3. Какие особенности
народной сказки можете назвать?
4. Назовите главных
героев. Почему сказка
называется «Царевна-лягушка»?
5. Почему Василису
называют Премудрой?
II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
Дома ребята уже
отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста
ведется словарная работа.
Чтение эпизода «Сватовство царевичей».
Вопросы:
1. В каких
словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность,
сказочность? (В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела
упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла
ее лягушка-квакушка…)
2. Что
изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…
испугался Иван, хотел убежать…»? (Сказка потеряет загадочность, произойдет
нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным.) Это и
есть художественные особенности сказки.
3. Как долго
искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки»,
«бежать»?
Обобщив
ответы учащихся, учитель продолжает беседу:
Конечно же,
внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы
лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно
восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка
терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми,
Иван-царевич, жалеть не будешь».
4. Что же
все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от
быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини,
умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что
же будет дальше.)
Специально
подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли
фрагмента.
Обобщающие вопросы:
Что вы поняли, читая этот
эпизод? Какие они – наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?
Первое
испытание.
«ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
Звучит второй эпизод
сказки. Чтение по ролям.
Вопросы:
1. Какие чувства охватили
царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
2. Какие черты характера
героини открылись нам в этом эпизоде?
3. Докажите, что героиня
обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
4. Какие необыкновенные качества
сказочных героев вам
понравились?
Царевна, увидев
опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей
ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи,
Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно,
что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить
царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ
царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала
сделай – потом говори…»
5. Как называет
народ Василису в тот момент,
когда она трудится? (Премудрой.)
Один из
учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное,
выразительное, напевное).
Учащиеся замечают
плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм,
своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.
6. Почему о
труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью,
уважением к труду?
Пересказ эпизода о представлении хлебов.
7. Почему так
сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть
искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы
старших.)
– Какие же
качества характера героини
проявились во время
испытания?
Второе
испытание.
«ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
Звучит пересказ
эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.
Вопросы:
1.
Вспомним и сравним,
как трудились все
три царевны над
своими коврами.
Чтение эпизода.
(Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь
и дочь купеческую трудятся другие.)
2.
Понаблюдайте, как работает Василиса.
Вновь
звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.
Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на
стихотворный, опять «звучит волшебность».
3. Какие новые
черты характера героини
вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает
своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во
второй раз.)
4. Возможно ли
определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз:
«диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и
восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству
труды Василисы.)
Третье
испытание.
«ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.
Вопросы:
1. Как ведут
себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы
Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его
достоинство.)
2. Что
поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой
целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы
Премудрой? («Василиса Премудрая… пьет… остатки себе в левый рукав выливает.
Покушала лебедя жареного – косточки в правый рукав бросила. Жены старших
царевичей… чего не допьют – в рукав льют, чего не доедят – в другой
кладут».
Противопоставлены ум и
глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены
положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не
принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
4. Можно ли
сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются
строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство
царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования
умений других людей, этим приносит радость окружающим.)
III. Просмотр и обсуждение
иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Учитель предлагает
сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им
ближе.
IV. Беседа обобщающего характера.
Вопросы:
1. Почему же поторопился
Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
2. Почему в
ответ царевна не
бранит царевича, а
только упрекает его и советом
одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает
перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет
она нас?
5. В чем ее истинная
красота?
V. Заключительное слово учителя.
Василиса Премудрая –
образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты
русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой
свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум,
глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
Основная роль героини
волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила
отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна,
Василиса Премудрая – обычно сама стремится к соединению с героем, только
благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.
Что такое «красота»? В. И.
Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе
красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы
Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
Домашнее
задание: подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с
медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.