Урок 28 Тема: ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
Вид занятий: графическое изображение весеннего лесного пейзажа.
Цели и задачи: формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средства
художественной выразительности,
использовать ее возможности в собственном творчестве; закрепление умения
передавать свои наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование
навыков пользования линейкой; укрепление межпредметных связей (математика).
Оборудование урока: карандаши, фломастеры, пастель, восковые или цветные
мелки (как подмалевок используются работы с изображением весенней земли, можно
работать гуашью на чистом листе, но создавать линейное изображение, а не
живописное), уголь, тонированная бумага (можно черную бумагу, под мел белый,
пастель).
Литературный ряд:М. Пришвин «Лесной ручей», загадки, стихотворения по
теме.
Музыкальный ряд: А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия»; Э. Григ «Весной».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа о средствах
рисунка.
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и
рассказов, слушая музыкальные произведения и всматриваясь в картины
художников. Но поэт, музыкант и художник воспевают мир, природу каждый
по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь
цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и
белого цветов на бумаге.
Слово «графика» - производное от греческого «графо» («черчу»,
«пишу», «рисую»). Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и
выразительными средствами графики.
Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями.
Штрих - это короткий след пера или карандаша, он приобретает значение вместе с
другими штрихами, создавая тон, пятно.
Линия - это след более протяженный. Это один из самых главных и наиболее выразительных
элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то утончаться, то усиливаться, то
ослабевать до полного исчезновения.
Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический
образ. В силу доступности материально-изобразительныхредств, быстроты
выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получили
массовое распространение (особенно с XIV века, в Европе - с
изобретением книгопечатания, а на Востоке - и еще раньше).
Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов
позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике
сложились отдельные виды и жанры:
- станковая (самостоятельного значения, на
отдельных листах);
- книжная;
- плакат;
- промышленная (в торговле, открытки,
проспекты, буклеты и т. п.);
- газетно-журнальная;
- учебно-оформительская (обслуживает учебно-воспитательный процесс:
карты, графики, наглядные пособия, наглядная агитация).
По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными, светотеневыми,
тоновыми (тональный, силуэт).
Силуэт - простейший вид тонового рисунка - контурный рисунок, заполненный одним
ровным тоном.
Самое темное у художника - это карандаш, самое светлое - бумага. Он берет
самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым
светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между
этими крайностями.
III. Графические упражнения. Этапы выполнения
упражнений:
1) Лист расположить горизонтально (рис.
1):
а) делим его пополам линией сверху вниз;
1 |
5 |
9 |
13 |
2 |
6 |
10 |
|
3 |
7 |
11 |
|
4 |
8 |
12 |
б) еще раз делим пополам образовавшиеся
прямоугольники вертикальными
линиями.
2) В прямоугольнике 1 (см.
рис. 2 на с. 121) штриховку наносим в виде сетки линиями, идущими в
противоположном направлении, образовывая мелкую прямоугольную клетку.
Заполняем весь квадрат (линии доводим до сторон прямоугольника). Расстояние
между линиями одинаковое.
3) В прямоугольнике 2 (рис. 3) рисуем волнистые линии (волны и расстояние между ними одинаковые).
4) В прямоугольнике 3 (рис. 4) линии зигзагообразные.
5) В
прямоугольнике 4 (рис. 5) рисуем линии наклонные или
точки.
6) В прямоугольнике 5 (рис. 6) рисуем
линии по кругу от центра и концентрические окружности.
7) В прямоугольнике 6 (рис. 7) рисуем
спирали. 8) В прямоугольнике 7 (рис. 8) рисуем
линии вначале толстые, в полную силу, а в конце - еле видные.
9) В прямоугольнике 8 (рис. 9) рисуем
снежинку или много снежинок.
Рис. 9
Мы заполнили две левые полосы.
Теперь переходим к третьей полосе (слева, а справа - вторая). Здесь мы
работаем или черной и белой гуашью, акварелью либо графическими материалами
(карандаш, уголь, фломастер и т. п.).
10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной
краской.
11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или
закрашиваем белым.
12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого
и черного (в соотношении 1:2).
13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью
черного и белого (соотношение 1:2).
Получится растяжка от черного к белому, через серые.
14) В прямоугольнике 13 (рис. 10) придумаем какой-нибудь сюжетный
рисунок: горы, лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п.
- Ребята, а что можно нарисовать линиями из
наших прямоугольников 1-8?
IV. Работа над заданием.
На тонированной бумаге или подмалевке изображаем весенний лесной пейзаж с
использованием графических упражнений.
В рисунке обязательно должны быть весенние ручьи, извивающиеся змейками,
задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Задание посвящено ритмической
организации места с помощью линий. Ритм линий - важнейшее средство
композиционной выразительности.
V. Итоги урока.
Экспресс-выставка, анализ выполненных работ.
Домашнее задание: подумать, где в жизни, в природе встречаются линейные
ритмы; принести репродукции произведений графики, книги о деревьях.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.