Урок 3 Тема: «ОСЕННИЙ ЛЕС». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ (ГРАФИЧЕСКИЕ: ПАСТЕЛЬ, МЕЛКИ)
Вид занятий: рисование пастелью и мелками.
Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных
материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева,
кустарника; воспитание бережного отношения к природе и экологического
мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий
мир).
Оборудование урока:
пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага суровая
(оберточная).
Зрительный ряд: слайды
осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень»,
«Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков
«Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное
пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники
графического рисунка.
Литературный ряд:
стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П.
Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих,
готовности к уроку.
II. Беседа по теме.
Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные
карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных
материалов.)
Красочные материалы
бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель - бархатные,
«пушистые», мягкие; масло - глубокие, густые и «объемные». Один и тот же
мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет звучать
по-разному.
Учитель показывает детям
особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении разных
оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и
плашмя.
Пастель - очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение
получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель - мелок мягкий,
бархатистый. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком.
Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются
воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например,
французский художник Э. Дега. Посмотри, какие разные оттенки у синего цвета на
его картине «Голубые танцовщицы»! Изображения, сделанные пастелью, иногда
кажутся погруженными в дымку.
А это восковые мелки.
Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки -
более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни рисовал,
цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева,
мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.
- А какими мелками можно рисовать небо? Из каких
цветов можно составить цвет воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)
III. Работа над заданием.
- Изобразите осенний лес
пастелью мелками. Не забудьте,
что деревья можно рисовать по-разному - только верхушки или только основания,
а можно изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и конструкцию
дерева, кустарника, и для этого нужно наблюдать, анализировать и рассуждать,
запоминать.
Требования к работам:
- удачная компоновка в
листе;
- отдельные штрихи-мазки
должны составлять живописную, плотную красочную фактуру;
- учитывать строение
изображаемого объекта;
- аккуратность,
завершенность, выразительность;
- дать работе название.
IV. Итоги урока.
Анализ общих ошибок.
Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать
иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, гуашью, принести на урок.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.