Урок 1 Тема: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА
Тема коллективной
композиции «Цветы».
Форма организации
коллективной деятельности: совместно-индивидуальная,
свободное размещение на общей плоскости.
Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями
весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к
предмету.
Оборудование урока: для
учителя - гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся - гуашь (3 цвета - желтая,
красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии
гуаши).
Зрительный ряд: живые
цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3
основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показывающие
смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин:
Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный р я д:
загадки по теме.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих,
готовности к уроку.
Напомнить порядок работы
и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя.
Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно
поднимает руку.
Техника безопасности на
уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).
II. Беседа по теме урока.
Первый урок вводный,
поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с детьми. Он
спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им
особенно нравится рисовать и т. д.
В общих чертах
необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить
уровень знаний, умений и навыков в этой области.
Учитель. В течение всего
года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание
красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) -
Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения.
1) Многоцветие мира -
радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.
2) Многоцветие мира
порождено тремя основными цветами. И это для детей - основное открытие первого
урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и
остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями этих
трех красок. Чтобы
добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь
палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.
3) И, наконец, на данном
уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением,
создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти
от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего
изображать «луг сверху».
Дети учатся уже второй
год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому изученное ранее
надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку.
Готовность к уроку - это обязательное требование, которое должен выполнять
каждый ученик.
Учитель. Когда человек
работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и
др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем
некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку,
а ваш ответ подскажет, что это:
Черный Ивашка -
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. {Кисточка
и краски.)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной
косичкой
В альбоме водит по
страничке. (Кисточка.)
Жмутся в узеньком
домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю
-
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота.
(Краски, цветные карандаши.)
А также есть другие
инструменты художника:
• Бумага -
она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают
белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.
• Линейка -
преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо
видимыми делениями. Лекала - криволинейные линейки.
• Циркуль -
лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.
• Палитра -
небольшой кусок доски у художников, а у нас -из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для
получения новых цветов.
• Фломастеры, маркёры -
используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.
Необходимы художнику и тряпочки
- для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки.
Что еще надо знать?
Краски бывают разные, но
для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из
натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские,
по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть
мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений - крупинок. Мелки бывают, кроме
цветных, восковые, пастельные.
- Какие из этих
«инструментов» есть у вас?
- Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже
понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября),
если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом,
кисти, карандаш, резинка - наши основные материалы.
Некоторые правила работы:
• аккуратно смачивать кисточки в воде, не
затирая волос;
• смочить краски водой (слегка), каждый раз
промывая кисть;
• никогда нельзя пачкать
краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске), для получения другого
оттенка или цвета используют палитру;
• нельзя кисточку тереть
о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде
(искривится волос);
• карандаши должны быть
хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа
учащихся.
Детям предлагается
изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы
во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.
Нарисовать цветы,
заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка).
Цветок в раскрытом состоянии.
Учитель обращает
внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий
некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень - сиреневый,
василек - васильковый и т. п.
- Можете ли вы привести
еще примеры, ребята?
Рассматривая живые
цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки сплошного
цвета (сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-коричневый).
Литературные образы.
Загадка:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три
-
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать? (Радуга.)
А вот маленькие
стихотворные сказки:
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого? –
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В тёмно-синей чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозёрова
БУКЕТ
Побежала Таня за
цветами,
Свой букет она подарит
маме.
Вот ромашка с золотым
сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто
речка,
Солнышком нагретый
василёк.
Колокольчик в шапочке
лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь
готовый,
Шепчется с гвоздикой
полевой.
Всех цветов не сосчитать
в букете!
Жарко в поле, солнце
ярко светит.
Девочки зовут купаться
Таню, -
Ей на речку хочется
самой,
Но ромашка с васильками
вянет.
Надо их скорей нести
домой.
Надо ей бежать без
остановки –
Солнышко пригрело
горячо,
И ромашки светлые
головки
Положили Тане на плечо.
Добежала до дому
Танюшка,
Бабочка за ней влетела
вслед.
И теперь стоит в зелёной
кружке
Первый Таней собранный
букет.
3. Александрова РОМАШКИ
Рыжие макушки,
Белые рубашки.
По лесной опушке
Разбрелись ромашки.
ФИАЛКА
У фиалки нежный аромат.
И над лесом, может быть,
от этого Нежный
фиолетовый закат,
Ароматный воздух
фиолетовый.
В. Орлов
IV. Составление коллективной композиции.
В школах, где есть
возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей
подготовке детей, можно усложнить задание: за 10-20 минут до конца урока
изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый
(цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая
внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.
Целесообразно показать
ученикам схемы, отражающие основные принципы составления коллективных
композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не
догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция,
выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной
неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и
гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению
искусства», которым можно украсить интерьер школы.
V. Итоги урока.
При подведении итогов
урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя
3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.
Анализируя выполненную
детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов,
которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание детей
на красоту большой совместной работы - композиции, которая будет украшать
стены школы и дарить всем хорошее настроение.
Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и
запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и
фрукты).
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.