Урок 13 Тема: «КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Вид занятия: работа в технике «гратташ» (процарапывание).
Цели и задачи: дать представление об отражении элементов
природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров,
об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов;
знакомство с народными художественно-декоративными промыслами; формирование
понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм,
условность цвета); развитие образного представления, фантазии; воспитание
коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование урока:
желток, воск.
Зрительный ряд: слайды и
фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового
назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репродукции:
Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская
девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: М.
Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны
подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Берёзове».
Музыкальный ряд:
различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих,
готовности к уроку.
П. Беседа по теме урока.
Мастер Украшения учится
у природы, но без собственной фантазии невозможно создать ни одного украшения,
изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, росинок
на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в
бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.
На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.
Мастер Украшения - это
художник, который создает украшения для человека. Посмотрим на украшения с
драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены
фантазией художника! Например, художник, после того как сконструировал форму кокошника-
старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов
украшения для него. А вот рыбка - ее рисунок и сочетания цветов вдохновили
художника на создание рисунка для платья.
-Рассмотрим это кружево.
Какие природные формы можно увидеть в нем?
Так родилось
декоративно-прикладное искусство.
Справка. Декоративное
искусство (от лат. decoro - «украшаю») - один из видов пластических искусств. Декоративное
искусство разделяется- на 1) связанное с архитектурой - монументально-декоративное
искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах,
декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно-прикладное
искусство (бытовые художественные изделия) и 3) оформительское
искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в
него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую
человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее
эстетическое, образное начало. В декоративно-прикладном искусстве польза и
красота всегда рядом. Предметы должны быть
не только удобны,
практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей
конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами
кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку,
выткать узоры по ткани, узоры ковра - все это требует большого мастерства.
Однако декоративные
произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника.
В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и
духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются
художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные
особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном
искусстве определенной исторической эпохи.
Художественная промышленность
(куда относятся и
народные художественные промыслы) - это массовое производство
декоративно-прикладных художественных изделий по проектам и моделям художников.
К отраслям художественной промышленности относятся: художественно-текстильная
промышленность, силикатная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев
и другое. До появления фабрик они осуществлялись ремесленными цехами, затем
мануфактурами. В XX веке на них работают
квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает
разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего
народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри
страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объединенными в традиционных
центрах, существует целая армия мастеров-одиночек, следующих в своем творчестве
народной традиции.
Традиционные виды
народного декоративно-прикладного искусства начинают развиваться в новых
районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является
следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики
стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в
народном характере, гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни
шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства
электроника, как бы ни восхваляли «умных» роботов, механические руки, - живые
человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь,
в которой можно выразить себя, свои чувства, проявитьсвои смекалку, умение и терпение,
вкус, - эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных
изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его
сопротивление - в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и
в наибольшей степени ощущает себя творцом.
В нашей стране в области
керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно, Скопин. Резьба и
роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского, Хохлома.
Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева,
павлово-посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные
вышивкой, бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.
В области
художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга,
кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мсте-ры и села
Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные
изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские
художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, подносы Жостово.
Россия -
многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И
каждый народ имеет свое декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий
народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность
(посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев
разных народностей есть украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и
имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построение,
растительные и геометрические формы животного мира, общее композиционное
решение - формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями,
национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием
отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на
рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа.
III. Работа над заданием.
Задание: придумать
кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы
(воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.).
Работа в технике
«гратташ» (процарапывание).
Этапы выполнения
задания:
1) Грунтовка листа:
- расположить лист перед
собой, отчертить сверху-снизу, справа-слева по 3-4 см, сделать внутреннюю
рамку;
- подготовить мягкий желток (растопить воск),
распределить между учащимися (по рядам, на 2-3 парты; яйца и воск свечи приносят
дети);
- загрунтовать желтком (воском) внутренний
прямоугольник, промывая кисть в конце работы;
- загрунтовать 2-3 раза
тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы не было пробелов и
наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более
2-3 раз кистью до высыхания; - высушить;
- на полях - рамке -
придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький эскиз в карандаше.
2) Пока грунт подсыхает,
можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе:
- разная сила штриха;
- короткий и длинный
штрих;
- разная ширина просветов
между штрихами.
3) Рисунок узора выполнить процарапыванием,
рисовать тонкой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету.
Справка. Орнамент (от
лат. ornanentum - «украшение») - узор, построенный на
ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости
от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно
выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в
круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент
можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать
из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в
виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности
произведения к данному времени и к данной стране (готику, барокко, модерн мы
угадываем сразу).
Симметрия (от греч. symmetria) - соразмерность.
Гармония (от греч. hannonia) - связь, стройность, соразмерность.
Ритм (от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элементов (звуковых,
речевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Индивидуальная работа с
учащимися. Анализ общих ошибок.
Требования к рисункам:
- равновесие,
соразмерность;
- оправданное заполнение
листа (не мелко, не крупно);
- умение работать штрихом,
линией, пятном, контуром, владение материалом, изобразительной техникой;
- аккуратность, не должно
быть прорезов бумаги, дырок.
Справка. Способом «процарапывание»
пером или острым инструментом картона или бумаги, залитых тушью,
пользуются многие художники, называется такая техника - «граттаж» (от
франц. - «скрести, царапать»).
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка.
Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть в детских книжках украшения
сказочных героев.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.