Урок 88 «СОПРИЧАСТНЫЙ ВСЕМУ ЖИВОМУ». ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА АСТАФЬЕВА. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В РОМАНЕ «ЦАРЬ
Урок
88
«Сопричастный всему живому».
Основные темы творчества Виктора Петровича
Астафьева. Взаимоотношения человека
И природы в романе «Царь-рыба»
Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества
Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы
взаимоотношения человека и природы; развивать навыки анализа прозаического
текста.
Ход урока
За что
судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для
счастья других? Всегда ли был честен перед собой?
В. Астафьев (из статьи «Сопричастный
всему живому»)
I.
Вступительное слово.
– Писатель и
время… Как вы думаете, в чем связь этих понятий?
Эти два
понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него
отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в
этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924–2001).
Музыкой неистребимой любви
к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его
прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что
хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.
II.
Жизненный и творческий путь Астафьева.
Учитель. Детство Виктора Астафьева
– труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее
мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже
известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней
любовью.
Ученик. «Если бы мне дано было повторить
жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями,
победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают
обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы
у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…
Берегите матерей, люди!
Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить
не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, – он пережил
свою мать…»
Учитель. Виктор Астафьев
воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» –
воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина
Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он
вспоминает о ней с любовью и благодарностью.
Побывал Виктор Петрович и
в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.
Ученик. «Пришла осень. Затем зима.
Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось
кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и
русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский… Он часто заставлял нас
писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о
том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро…. Игнатий
Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный
журнал.
Много лет спустя я
вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино
озеро».
Учитель. Трудные судьбы
детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами
читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в
не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и
ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая
песня соседствует с пошлым блатным куплетом…
Не под силу воспитателю
Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому
кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, – нет, для
него не чужой – ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас
будут дети – любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо
сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в
великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.
Ученик. «Озари же, память, мальчика
до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе –
учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.
Первый в жизни шрам.
Сколько потом их будет на
теле и в душе?..
Сквозь все это, сквозь!
Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя
просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную
любовь».
Звучит
фрагмент песни «Священная война».
Учитель. Осенью 1942 года Астафьев
ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание – рядовой. И так
до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят.
Словом, на войне как на войне.
1-й ученик. «Сколько раз погибал я в
мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему
огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая
березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река…»
«И все не умолкает во мне
война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу
времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится
она во мне».
2-й ученик. «О войне писать трудно…
Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать
её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие
здоровье, сон… боится мое сердце… трудно мне писать о войне, хотя «во мне»
книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя
меня и мою память в покое».
Учитель. Память о войне диктовала
писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит
война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить…».
В более позднем романе
«Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений
прошлых лет – человек и война.
Ученик. «Мне иногда пишут и
говорят, что война, изображаемая мною, – «неправильная», непохожая на войну
тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень
разнообразна… Там люди убивали людей – это страшно, это античеловечно: «Все,
кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».
Звучит
фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».
Учитель. Есть проблемы, которые вечно
сопровождают человеческое бытие. Одна из них – взаимоотношения человека и
природы. «Нам не привыкать к потерям, – писал Сергей Залыгин, – но только до
тех пор, пока не настанет момент потерять природу, – после этого терять уже
будет нечего».
Как
чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения
природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба»,
отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием
за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на
живой мир.
1-й ученик. Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.
Н.
Новиков
2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь.
Все течет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть.
Так будет.
Так что же я ищу? Отчего
мучаюсь? Почему? Зачем?
…Есть желание запомнить и
рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение,
интересные факты из жизни, истории или явлений природы… Собеседник нужен
всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его
нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до
бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».
Учитель. Так родилась замечательная
книга рассказов «Затеси». Затесь – это стес, сделанный на дереве топором или
другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы,
дороги.
Затесь – это мета, место,
которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает
работать с перебоями, биться судорожно…» «Затеси», собранные в книгу с таким
названием, писались почти четверть века.
Художественное
чтение учениками миниатюр из книги «Затеси» «Тоска», «Хвостик».
Виктор Петрович Астафьев прожил
долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001
года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его
книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:
О, я недаром в этом мире
жил!
И сладко мне стремиться из
потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не
довершил.
Н. Заболоцкий
III.
Тематика творчества Виктора Астафьева.
Работа с учебником.
–
Прочитайте статью в
учебнике «Виктор Петрович
Астафьев», с. 406–410,
запишите в форме
плана основные темы
творчества этого писателя.
IV. Работа
с текстом романа «Царь-рыба».
План работы над произведением
1. Природа и человек.
2. Мифологические мотивы и
их роль в романе.
3. Повествование в
рассказах – жанр этой книги.
4. Трагичность судьбы
таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.
Данные
вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в
группах.
V. Итог
урока.
– Какие
вопросы вы хотели бы задать одноклассникам после сегодняшнего урока? Какими
мыслями – поделиться?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.