Уроки 81-82 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ
Уроки
81-82
Жизнь и творчество Александра Трифоновича
Твардовского. Своеобразие лирики
Цели: рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического
поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта; изучить
традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа
поэтического текста.
Ход уроков
Нельзя
понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до
самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта
окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе,
быту, политике.
С. Я.
Маршак. Ради жизни на земле. 1961
Твардовский,
как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не
являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность
перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может
сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней
всех.
В.
Дементьев. Александр Твардовский. 1976
А я
лишь смертный. За свое в ответе,
Я об
одном при жизни хлопочу:
О том,
что знаю лучше всех на свете,
Сказать
хочу. И так, как я хочу.
А. Т. Твардовский
I.
Биографические истоки творчества Твардовского.
Быть читателем
поэзии – дело
достаточно тонкое и
эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит
на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его
художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.
В стихах Твардовского
отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как
сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального
отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
– Что вы
знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?
Возможно
сообщение подготовленного ученика на тему «Основные этапы жизни и творчества А.
Т. Твардовского».
II.
Основные темы и идеи лирики Твардовского.
1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана,
перечислив основные темы и идеи лирики поэта.
Среди поэтов
ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не
только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью
и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.
Большое место в лирике,
особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По
Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное
значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того –
это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».
В произведениях поэта
часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона,
хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли
поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались
наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его
«песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал
М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал,
советовал.
Ранние стихи «Урожай»,
«Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская
хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами
времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это
своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с
разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить
особенности поэзии Некрасова)?
Автору
удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые
сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ
в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.
Столбы, селенья,
перекрестки,
Хлеба, ольховые кусты,
Посадки нынешней березки,
Крутые
новые мосты.
Поля бегут широким кругом,
Поют протяжно провода,
А ветер прет в стекло с
натугой,
Густой и сильный, как
вода.
В военных
и послевоенных сборниках
«Стихи из записной
книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема
патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни,
долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших,
тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг
проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и
исповеди-монологи, и торжественные гимны:
Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира, Москва!
Тема войны –
одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все
для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и
дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти
прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой
долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько
разрушено судеб.
А. Т. Твардовский пишет о
великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ
Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе
звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов
остался в этой войне жив.
Можно
сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном
стихотворении. Она стала частью его мироощущения.
Ученик читает наизусть.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не
пришли с войны,
В том, что они – кто
старше, кто моложе –
Остались там, и не о том
же речь,
Что я их мог, но не сумел
сберечь, –
Речь не о том, но все же,
все же, все же…
1966
– Что дало
право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю,
никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли,
страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на
далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет
высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.
В
произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и
матерей погибших солдат:
Вот мать того, кто пал в
бою с врагом
За жизнь, за нас. Снимите
шапки, люди.
В позднем творчестве А. Т.
Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть
«философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и
молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить,
работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном
краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных
родине:
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что о жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.
Твардовский –
тонкий лирик-пейзажист. Природа
в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в
движении, в ярких запоминающихся образах.
Ученик читает наизусть:
И,
сонная, талая, И
с ветром нежно-зеленая
Земля
обвянет едва, Ольховая
пыльца,
Листву
прошивая старую, Из
детских лет донесенная,
Пойдет строчить трава. Как
тень, коснется лица.
И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была, да канула,
А есть и будет с тобой.
«Снега потемнеют синие», 1955
– «Жизни выстраданной сласть»,
свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие
ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением.
Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства,
осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду:
друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору
исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о
свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов,
двоедушных критиков.
…За свое в ответе,
Я об одном при жизни
хлопочу;
О том, что знаю лучше всех
на свете,
Сказать хочу. И так, как я
хочу.
Поэт подчеркивал свое
единство со всеми людьми:
Просто – мне дорого все,
что и людям,
Все, что мне дорого, то и
пою.
Таким А. Т. Твардовский
и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.
2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с.
258–260), дополните материалом свой план.
3. Проверка и обсуждение получившихся планов
лекции.
III.
Практическая работа.
Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом».
(Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)
Карточки
с заданиями
1. «Тот, кто провел на
фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только
память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война.
Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую
дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной
жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».
С. Я.
Маршак. «Ради жизни на земле». 1961
– Как в
стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды»
войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт,
познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического
подвига»?
2. Уже в
записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие
неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой
Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно
грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под
каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он
лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие
погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».
Сопоставьте страницу
фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет
давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?
3. «Созданный
Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное
страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», –
свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты,
человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа»
(Горький), выразителем его переживаний и дум».
Л. К.
Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971
В подлинно
художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы
подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо
Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших
«ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)
– Почему в монологе
павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»?
Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к
живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от
начала к концу стихотворения?
4. Своеобразие
языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского
непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя
несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».
А. В.
Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981
Подтвердите эту
мысль критика примерами
из художественного текста.
IV. Итог
уроков.
– Как бы вы
теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?
Пусть
это стихотворение станет для вас завещанием поэта:
К обидам горьким
собственной персоны
Не призывать участье
добрых душ.
Жить, как живешь, своей
страдой бессонной, –
Взялся
за гуж – не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не
соступая,
Не отступая – быть самим
собой.
Так со своей управиться
судьбой,
Чтоб в ней себя нашла
судьба любая
И чью-то душу отпустила
боль.
Домашнее
задание.
Продолжите
самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте
презентацию понравившихся стихов:
1. Что бы вы
изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?
2. Какие произведения
включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?
3. Напишите вступительное
слово к этому сборнику.
Работа
может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга
стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется
художнику, составителю сборника, редактору.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.