Уроки 58–59 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АННЫ АХМАТОВОЙ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ЛИРИКИ АХМАТОВОЙ
Уроки
58–59
Жизнь и творчество Анны Ахматовой.
Художественное своеобразие и поэтическое
мастерство лирики Ахматовой
Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества
Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой:
искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики,
научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.
Ход уроков
Поэзия
Ахматовой – сложный лирический роман.
Б.
Эйхенбаум
…Стих
Ахматовой… останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии
способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.
Н. Скатов
I.
Вступительное слово учителя.
Анна Ахматова для русской
читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать
Господня, –
так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое
рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М. И. Цветаева
отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную
гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с
величием гор Кавказа:
Нечеловечески-мила
Её дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
Это странное соединение
хрупкости и властности С. М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое
жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь
мужество мучеников:
В начале века профиль
странный
(источен он и горделив)
Возник у лиры. Звук
желанный
Раздался, остро воплотив
Обиды, горечь и смятенье
Сердец, видавших острие,
Где в неизбежном
столкновенье
Два века бились за свое.
II. Из
биографии поэта.
1-й ведущий.
В автобиографии 1965
года – «Коротко о себе» – А. Ахматова скупо
перечисляет факты жизни. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец,
Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота.
Через год семья переехала в Царское Село.
Поэт. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое
великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали
маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии
в «Царскосельскую оду»:
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
2-й ведущий. Отрочество и юность Ахматовой –
это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.
1-й ведущий.
Среди отмеченных Ахматовой
в автобиографии событий жизни –
учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем
Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.
2-й ведущий. И все же главные вехи жизни
Ахматова связывает со своими лирическими стихами.
1-я дама.
Помните? 1911 год. В
«башне»-квартире Вячеслава Иванова – очередная литературная среда. Весь
цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и
«Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое
легкое одобрение – редкость.
2-я дама. Читают и знаменитости, и
начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
1-я дама. Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется,
жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены
музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не
лишена способностей. Еще барышней она писала:
И для кого эти бледные
губы
Станут смертельной
отравой?
Негр за спиною, надменный
и грубый,
Смотрит лукавою.
2-я дама. Мило, не правда ли? Непонятно,
почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?
1-й ведущий. А. Гумилев, действительно,
раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И
причуда эта ему не по вкусу.
2-й ведущий. Когда их хвалят, насмешливо
улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».
1-я дама. Анна Андреевна, вы прочтете?
Поэт. Я прочту.
Так беспомощно грудь
холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку
с правой руки.
Показалось, что много
ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил:
«Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой
судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я
тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней
встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели
свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1-й ведущий. На лицах равнодушно-любезная
улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает
недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.
2-й ведущий. Что скажет Вячеслав Иванов?
Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам
настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту.
Потом встает, подходит
к Ахматовой, целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю
вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской литературе».
1-й ведущий. Вот так она окончательно взошла
на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.
2-й ведущий. 27 августа 1921 года, тридцати
пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев.
Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель?
Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием,
близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе
и враче».
Поэт. Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был
развод.
Он любил три вещи на свете
За вечерней пенье, белых
павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут
дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
…А я была его женой.
1-й ведущий. С середины двадцатых годов ее
почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления
в госпиталях, эвакуация в Ташкент.
2-й ведущий. В 1944 году она вернулась в
Ленинград.
Поэт. Страшный призрак, притворяющийся
моим городом, так поразил меня, что
я описала эту
мою с ним
встречу в прозе.
Тогда же возникли «Три сирени» и
«В гостях у смерти» – второе о чтении стихов на фронте.
1-й ведущий. В последние годы жизни Ахматову
публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась
художественным переводов.
2-й ведущий. О своих успехах и наградах
Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных
премиях.
Между тем в Италии ей
вручили международную премию «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности
и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили
степень почетного доктора Оксфордского университета.
1-й ведущий. Ахматова приняла, разделила и
по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.
Поэт. Я не переставала писать стихи. Для
меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа.
Когда я писала их, я жила
теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива,
что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
2-й ведущий. Скончалась Ахматова 5 марта
1966 года.
III.
Творчество А. Ахматовой.
1. Поэзия Ахматовой и русская классическая
литература.
а) Учитель. Ахматова явилась хранителем и
продолжателем традиций русской классической литературы.
б) Выступление
группы учащихся-исследователей.
I группа.
1) Сравните «У врат обители
святой…» Лермонтова и стихотворение Ахматовой «Теперь никто не станет слушать»
(1916), заканчивающееся строками:
А нынче станешь нищенкой
голодной,
Не достучишься у чужих
ворот.
2) Что
удивляет Лермонтова и Ахматову в стихотворениях «Нет, не тебя так пылко я
люблю…» и «О нет, я не тебя любила»?
3) Чем
близок Ахматовой Лермонтов в стихотворении, написанном в Кисловодске в 1927
году?
Здесь Пушкина изгнанье
началось
И Лермонтова кончилось
изгнанье.
Здесь горных трав легко
благоуханье,
И только раз мне видеть
удалось
У озера, в густой тени
чинары,
В тот предвечерний и
жестокий час –
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника
Тамары.
II группа.
Сравнить стихотворение
Пушкина и Ахматовой
«Царскосельская статуя».
1) Как
относятся поэты к статуе и с каким чувством ее описывают?
2) Почему в стихотворении
Ахматовой пришла осень? Какое время года у Пушкина?
3) Почему Ахматовой
необходима метафора «окровавлены кусты»? Почему свет назван «скудеющим»?
2. Тематика
творчества Ахматовой. Работа с учебником (по вариантам). Прочитать статью,
составить план. Подготовить рассказ по плану.
I вариант: «Поэзия женской души» (с.
168–172).
II вариант: «Родина в
лирике Ахматовой» (с. 172–178).
Можно для обсуждения предложить
записать варианты планов на доске.
IV. Итог уроков.
– Какие ощущения остались
после урока?
– Какое наследие оставила
Ахматова современному читателю?
Домашнее задание.
Выучить наизусть
стихотворение Ахматовой, подготовить анализ (устно):
џ «Песня последней
встречи…»;
џ «Сжала руки под
темной вуалью…»;
џ «Мне ни к чему
одические рати…»;
џ «Мне голос был, он
звал утешно…»;
џ «Родная земля»;
џ «Я научилась просто,
мудро жить…»;
џ «Приморский сонет».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.