Уроки 49–50 ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ (обзор)
Уроки
49–50
Литература 30-х годов
(обзор)
Цели: дать обзор литературы 30-х годов; проследить сложность
творческих поисков и писательских судеб.
Ход уроков
I. Сложность творческих
поисков и писательских
судеб в 30-е годы.
1. Слово учителя.
Тридцатые годы
– этап послереволюционной и одновременно предвоенной истории. В них есть все: и
грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и
классовой розни к могучему и монолитному индустриальному государству, и
обширные национальные трагедии (голод и сталинские репрессии).
2. Историческая справка.
Уже в конце
20-х годов в стране развернулось огромное строительство. В основе плана лежало
создание новых промышленных центров на Урале и в Сибири, в непосредственной
близости к источникам сырья.
Главная роль отводилась
тяжелой промышленности – металлургии, химии, станкостроению и производству
вооружений. Чтобы вдохнуть в новые предприятия жизнь и связать их между собой,
предусматривалось строительство крупных электростанций и транспортных
магистралей.
Эти годы стали не только
эпохой великих строек, но и временем создания «лагерной экономики»,
просуществовавшей долгие десятилетия.
Первым полностью лагерным
строительством стало сооружение Беломоро-Балтийского канала, который начали
строить в июне 1930 года, а уже 1 мая 1933 года закончили. На стройке должны
были работать 120 тысяч человек, но фактически там ежегодно из-за тяжелейших
условий погибал каждый третий.
Особенностью строительства
стал сознательный отказ от использования техники – все делалось вручную, иной
раз даже без инструментов. Механизация сводилась к тачке и деревянному
«журавлю».
Практическое значение
Беломоро-Балтийского канала имени Сталина оказалось ничтожным – большую часть
года он покрыт льдом и не годится
(даже после многочисленных модернизаций)
для прохода крупных судов.
Причиной продовольственного кризиса
Сталин объявил неразвитое, несоциалистическое сельское
хозяйство, несознательность крестьян и враждебные действия кулаков. Началась
коллективизация, одновременно приступили
к «ликвидации кулачества
как класса». В 1932–1933 годы
Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан охватил массовый
голод. Общее число жертв голода оценивается в 7–8 млн человек.
Тысячи селян двинулись к
городам, надеясь хотя бы получить подаяние. Воинские подразделения никого не
выпускали из голодающих районов, где отмечались даже случаи людоедства. В
советских газетах тех лет упоминаний о голоде нет. Естественно, что никакой
помощи голодающим не оказывалось.
Стилистика повседневной
жизни в начале 30-х годов определялась переходом к централизованному
планированию развития народного хозяйства и введением карточной системы.
Усиленные пайки имели
индустриальные рабочие, небольшой круг военной, культурной и научной элиты.
Крестьяне не получали пайков вообще, в то время как семья в «Кремлевке»
дополнительно получала бесплатный сухой паек – полкило масла и полкило черной
икры ежедневно.
Карточки на хлеб были
отменены в январе 1935 года, а на мясо, жиры и сахар – лишь осенью 1935. Даже
после отмены карточной системы питание населения нельзя было назвать
достаточным. В спецсообщениях о настроениях в Ленинграде в связи с отменой
карточек было зафиксировано появление летом 1935 года на дверях столовой
Кировского завода рукописного меню следующего содержания: «Обед для рабочих:
первое – щи керосиновые, второе – свежий мох со сметаной, третье блюдо –
сладкое из репы».
Такая система породила так
называемый блат. «Достать по блату» означало получить что-либо, недоступное
другим, по знакомству. В фольклоре того времени сохранилась поговорка: «блат выше Сталина».
Индивидуальная квартира
была явлением редким и несомненным признаком принадлежности к
партийно-советской верхушке. Основным видом жилья в городах были коммунальные
квартиры.
«Культурная революция»
являлась важнейшим условием построения социализма в СССР.
Развивается образование.
За период 1928–1937 годов вузы и техникумы подготовили около 2 млн
специалистов. Изменился классовый состав студентов, среди которых 51,4 % были
выходцы из рабочих, а 16,5 % – из крестьян. В 1930 году в СССР было введено
всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. С 1934
года было восстановлено преподавание всемирной и русской истории.
Классовый подход охватывал
все слои культуры. Многие произведения русских дореволюционных авторов были
запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. В
Москве в 30-е годы были уничтожены Красные и Триумфальные ворота, храм Христа
Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские
монастыри стали местами заключения.
Подвергались гонениям
и замалчиванию творчество
М. Булгакова, С. Есенина, живопись П. Корина, К. Малевича.
Жесткой критике А. Жданова
подверглась опера Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Но именно в 30-е годы в
художественной литературе появились произведения, пополнившие русскую культуру
прекрасными образцами словесности и философских раздумий.
М. Горьким был создан
роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», вышли «Поднятая целина» М. Шолохова,
«Страна Муравия» А. Твардовского. Был написан, но скрыт «Реквием» А. Ахматовой.
Произведения Л. Леонова, В. Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и
запрещенные) обогатили русскую культуру.
3. Работа с учебником (с. 3–7).
Составление плана статей, по которому
слушается пересказ материала).
II. Судьба
человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Тема поэта и поэзии в творчестве
О. Мандельштама.
Группа учащихся
представляют тему на
основе материала учебника (с. 91–105) и самостоятельно
прочитанных произведений.
III. Новая
волна поэтов.
Индивидуальное сообщение учащихся (на
основе материала учебника (с. 12–16) «Интимная лирика 30-х гг.» и «Лирический
перелом в поэзии Б. Корнилова и П. Васильева»).
IV. Русская
история в литературе 30-х годов. А. Толстой «Петр Первый».
Особенно
динамично в 30-е годы развивался жанр исторического романа. Во многом это было
связано с формированием новой концепции человека в советской литературе и с
утверждением новых взглядов на закономерности
исторического процесса.
Исторический
роман – сравнительно молодой жанр, обретающий самостоятельность с
утверждением в литературе
принципов историзма. Это
произошло на рубеже XVIII и XIX веков под влиянием мощных общественно-политических
катаклизмов эпохи (Великой французской революции 1789–1794 годов,
национально-освободительных войн этого периода).
Историзм в искусстве
предполагает художественное освоение конкретного исторического содержания
эпохи, её неповторимого облика и колорита: предметом изображения становятся
тенденции общественного развития, раскрывающиеся в общенародных событиях и
индивидуальных судьбах персонажей.
Родоначальником
европейского исторического романа называют английского писателя Вальтера
Скотта. Для художественного воссоздания прошедшей эпохи он впервые обратился к
историческому документу. Персонажи его романов воспринимаются уже не как
костюмированные современники: писателю удалось передать специфику социальных отношений, идеологии,
психологии и быта героев прошлого.
Вместе с произведениями В.
Скотта исторический роман пришел и в русскую литературу.
Русская традиция
исторической романистики начинается романами М. Загоскина «Юрий
Милославский» (1829 год), И. Лажечникова «Ледяной дом» (1835 год). У истоков
этой традиции – пушкинские произведения «Арап Петра Великого» и «Капитанская
дочка». Вершины этот жанр достигает в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и
мир».
Однако советские
литераторы как бы не замечали достижений прошлого. Так, М. Горький в 1930 году,
восторженно оценивая первые опыты советского исторического романа («Одеты
камнем» О. Форш, «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Разин Степан»
А. Чапыгина и «Петр Первый» А. Толстого), подчеркивал принципиальную новизну
этих произведений: «Создан исторический роман, какого не было в литературе
дореволюционной». Это была литература социалистического реализма, призванная,
как записано в Уставе Союза писателей СССР, «дать правдивое, исторически
конкретное изображение действительности в её революционном развитии».
Советские исторические
романы этого периода в основном рассматривали прошлое как предысторию Октября.
В центре внимания находилась тема революционного прошлого России. С этой точки
зрения освещались не только разинское движение («Разин Степан» А. Чапыгина),
крестьянская война Пугачева («Емельян Пугачев» В. Шишкова), но и поход Ермака в
Сибирь («Гуляй, Волга!» Артема Веселого), и судьба первого русского
революционера-интеллигента («Радищев» О. Форш), и зарождение российской
промышленности на Урале («Каменный пояс» Е. Федорова).
Несмотря на различный
исторический материал и разные средства его художественного освоения, главная
тема всех этих романов одна – нарастание народного протеста и усиление
освободительной борьбы народных масс. Не менее важной в исторической прозе
этого периода становится тема формирования российской государственности. Идея
самоотверженного служения первому в мире социалистическому государству
внедрялась в общественное сознание, по словам Н. Бердяева, «при помощи энтузиазма,
поэзии, мистики и мифотворчества и <…> при помощи террора и ГПУ». Но
наряду с этим темы созидательной силы народа, русской воинской славы,
изображение выдающихся государственных деятелей, творцов науки и культуры по
праву и сейчас занимают в национальной литературе важное место.
V. Пафос и
драматизм революционных испытаний: Н. Островский «Как закалялась сталь».
1. Жизнь и творчество Николая Островского
(индивидуальное сообщение учащегося).
2. Впечатления от самостоятельно прочитанного
романа.
– Прочитайте статью
учебника (с. 8–10). Совпали
ли ваши мысли о прочитанном с тем, что написано в
статье? Поделитесь вашими впечатлениями.
– Кто он, герой романа
Островского? Каким вы его представляете?
Павка Корчагин – ровесник
автора, 1904 года рождения (нам известно, что это автобиографическое
произведение). Давайте вспомним, через что прошло в нашей истории поколение
Корчагиных (границу обозначим как возраст, когда мужчина уходит на пенсию: 60
лет).
Это поколение прошло через
нэп, пятилетки, индустриализацию страны, коллективизацию, репрессии, Великую
Отечественную войну, смерть Сталина, ХХ съезд КПСС.
Трагическая, страшная
судьба у этого поколения. И вместе с тем в жизни многих людей этого поколения
было и подлинно высокое. Достаточно назвать хотя бы фронт, где многие из них полегли. Известны факты, что солдаты шли в
бой с романом Островского в полевой сумке.
Роман «Как закалялась
сталь» – это роман о нашем прошлом, нашей истории, а прошлое, как бы к нему ни
относились, мы должны знать.
Герой для нашего времени,
наверное, необычен. Можно ли его считать «лишним человеком»?
В статье Николая Скатова,
директора Пушкинского Дома, в «Литературной газете» можно прочитать: «Когда-то
Мережковский писал о грядущем хаме. Теперь можно говорить о хаме пришедшем…
Сейчас период
первоначального накопления пошлости завершается, и скоро, кажется, все мы
станем свидетелями, да и участниками окончательной её победы». Любопытно, что
одно из проявлений торжествующего хамства и побеждающей пошлости Скатов видит в
том, «что она выбрасывает из молодежных чтений роман Николая Островского «Как
закалялась сталь», которого на Западе, по мнению Анре Жида, причислили бы к
лику святых».
3. Творческая работа.
В романе
подняты не только проблемы того времени, но и вечные проблемы. Одна из них –
смысл человеческой жизни, предназначение человека на Земле.
Учащиеся
переписывают в тетради по литературе цитату с доски.
«Самое дорогое
у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и надо прожить её так, чтобы
не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за
подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все
силы были отданы самому прекрасному – борьбе за освобождение человечества».
– В этих словах ответ на
вопрос и героя, и автора романа. Ответ этот может быть принят и может быть
отвергнут. Но сам вопрос при этом остается. Каким будет ваш ответ?
Тема рассуждения – «…и
прожить её надо так, чтобы…»
VI. Итог
уроков.
Почему нельзя
считать 30-е годы
бесплодным «черным туннелем» в советской истории? Какой
многомерный образ 30-х годов создает литература?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.