Урок 45 САТИРИЧЕСКАЯ ЛИРИКА И ДРАМАТУРГИЯ МАЯКОВСКОГО
Урок 45
Сатирическая лирика
и драматургия Маяковского
Цели: выявить
особенности сатирических произведений Маяковского, отметив поэтическое
новаторство; повторить родовые признаки лирики и драмы, проследить их
проявление в произведениях Маяковского; развивать навыки анализа поэтического
текста.
Ход урока
Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много –
только поспевать.
Надо
жизнь
сначала
переделать.
Переделав –
можно воспевать.
В. В. Маяковский
I. Чтение наизусть и анализ стихов Маяковского «А вы
могли бы?», «Послушайте».
II. Вступительное слово учителя.
1. «Своими быстрыми шагами
Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то
поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева.
Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и
художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь
воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее
не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить
людей строить новую жизнь.
Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для
современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят
одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать
отрицательное явление, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство,
бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:
А язык?!
На метров тридцать
Догонять
Начальство
Вылез...
Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и
вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не
без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством,
грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое
достоинство.
Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его
стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский,
...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы
ищем друг в друге и очень редко находим.
Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных»
обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».
2. Подготовленный
ученик читает наизусть
стихотворение «Нате!», 1913 года.
Учитель.
Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели
и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего.
Известный российский деятель культуры С. В.
Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди
Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную
борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не
могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
III. Чтение
и анализ стихотворений
«Прозаседавшиеся», «О дряни».
Примерный анализ
стихотворения.
В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни»,
первое произведение, обличающее «мурло мещанина» нового советского времени.
Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится «оголтелая
канареица». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает,
что в государственных учреждениях засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники,
которые никакой пользы обществу не принесли и только, «намозолив от
пятилетнего сиденья зады... свили уютные кабинеты и спаленки». Метафора «свили
уютные кабинеты и спаленки» вызывает ассоциацию со знаменитой «птичкой
божьей», не знающей «ни заботы, ни труда».
Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит
только в мире вещей.
Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как «та или
иная мразь» на прибавку мечтает завести «тихоокеанские галифища».
Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств,
поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение: он будет
...из штанов
выглядывать,
как коралловый риф.
Квартира
чиновника наполнена символами
коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса в алой
рамочке, и газета «Известие». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и
молот – только модные эмблемы, без
которых нельзя «фигурять»
«на балу в
Реввоенсовете».
«Дрянь», по Маяковскому, – это люди, которые
ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и «уютные
кабинеты и спаленки», заняты пианино, самоварами, «галифищами», платьями и
клетками с «оголтелыми канареицами». Не находя «живых людей» среди таких
чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие идею произведения, в речь
неживого предмета, заговорил портрет:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот,
Да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити...
скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
Думается, стихотворением «О дряни» автор предостерегает от
такого поворота к будущему, показывая нежизненность идей мещанства.
IV. Драматургия Маяковского.
1. Слово учителя.
В мае 1928 года режиссер Всеволод Мейерхольд телеграфировал Маяковскому
из Свердловска: «Последний раз обращаюсь к твоему благоразумию. Театр погибает.
Нет пьес. От классиков принуждают отказаться. Прошу серьезного ответа: можно ли
рассчитывать получить твою пьесу в течение лета. Телеграфь срочно...»
Маяковский ответил утвердительно и начал работу над пьесами о
современности, материал для которых был хорошо известен поэту. Первая –
феерическая комедия «Клоп» – осмеивала обывателей и советских мещан, тех новых
мещан, торжество которых давно беспокоило Маяковского. Вторая – драма в шести
действиях с цирком и фейерверками «Баня»
– разоблачала мещанство политическое (бюрократов и приспособленцев).
2. Работа с текстом
пьесы «Клоп».
В письмах к Татьяне
Яковлевой отразился процесс
работы Маяковского над пьесой
«Клоп». В письме от 28 декабря 1928 года можно прочитать:
«Мы (твоя авторучка и я) написали новую пьесу... Писали
по 20 суточных часов без питья и еды. Голова у меня от такой работы вспухлая
(даже кепка не налазит)...
Что ты пишешь про Новый год? Сумасшедшая! Какой праздник может быть у
меня без тебя. Я работаю. Это единственнейшее мое удовольствие».
В подготовке первого спектакля участвовали лучшие
творческие силы, и уже в феврале 1929 года пьеса «Клоп» была поставлена в
театре Мейерхольда. Роль «бывшего рабочего» Присыпкина, который «с треском
отрывается от своего класса», исполнил Игорь Ильинский. Музыкальное оформление
принадлежало молодому композитору Дмитрию Шостаковичу. Эскизы костюмов сделали
художники Кукрыниксы (Куприянов, Крылов,
Ник. Соколов).
– Маяковский-драматург утверждал: «...театр не
отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Как вы соотнесете эти слова с
идейным содержанием пьесы?
– Где и когда происходит основное действие?
Как известно, пьеса «Клоп» состоит из двух взаимосвязанных
частей. В первой из них действие происходит в 1929 году в рабочем общежитии и в
доме парикмахерской дочки Эльзевиры Ренесанс, то есть по соседству со зрителями
того времени, возможно, как отмечал Маяковский, в Тамбове. Затем действие переносится
на 50 лет вперед, в 1979 год, где происходит воскрешение Присыпкина,
«замороженного» после пожара на собственной свадьбе.
– Какими представляете образы главных героев?
Присыпкин
– Пьер Скрипкин, безусловно, стал, подобно
мольеровскому Журдену, образом «вечного мещанина». Не трудно спроецировать
особенности его поведения и речи на современных «новых» и «самых новых» русских. Маяковский, словно
предвидя постоянное воспроизводство этих качеств, обращался к зрителю: «...но
только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого».
Маяковский отстаивал самоценность человека, обостряя
конфликт жизни и смерти в образе девушки-самоубийцы Зои Березкиной. В нем
просматривается одна из героинь поэмы «Облако в штанах» – художница Антонина
Гумилина, влюбленная в Маяковского. По воспоминаниям Романа Якобсона, Гумилина
часто рисовала Маяковского, свою свадьбу с ним. Потом увлеклась художником
Шиманом, но в 1918 году, отчаявшись найти свое счастье, она покончила с собой.
Но героиня пьесы все-таки спасена для
будущего:
«Профессор.
Самоубийство? Что такое «самоубийство»? (Ищет в словарях...) Вы стреляли
в себя? Приговор? Суд? Ревтрибунал?
Зоя Березкина.
Нет... Я сама.
Профессор.
Сама? От неосторожности?
Зоя. Нет... От
любви.
Профессор.
Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать... А вы... Да!».
Дочь Маяковского, профессор Патриция Томпсон, пишет, что
последняя реплика профессора – это слова ее матери, сказанные Маяковскому в
Нью-Йорке в 1925 году.
– Что автор осуждает в устройстве общества?
Присыпкин, оказавшись в будущем, возмущен коллективной
волей, решающей его воскресить. Он не хочет жить в стерильном обществе, где
исчезли «влюбленные микробы» и нет места фотографии любимой. Зоологический сад, куда он был помещен, оказался для
него клеткой с клопом, западней, из которой доносится голос Скрипкина:
«Граждане! Братцы! Свои! Родные!.. Когда же вас всех
разморозили? Чего ж я один в клетке?»
Фальшивому, насквозь пародийному миру противостоит только
Любовь. «Любовь – это сердце всего. От нее разворачиваются и мысли, и дела...»
– писал Маяковский в дневнике в дни создания поэмы «Про это». Противоположное
определение любви дает репортер из пьесы «Клоп»:
«Древняя болезнь, когда человечья половая энергия,
разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в одном
воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».
– Какие сатирические приемы использует автор?
Сатирическое преувеличение стало важнейшим стилистическим
приемом, формирующим жанровые особенности пьесы, ее композицию, характеристику
персонажей.
Постановщик пьесы Мейерхольд указывал среди безусловных достоинств пьесы
Маяковского ее «главное целеустремление: бичевать пороки сегодняшнего дня.
Перебрасывая нас в 1979 год, Маяковский заставляет нас разглядывать не
преображение мира, а ту же болезнь, что и в наши дни. Надо бороться с
недостатками с большей энергией, чем теперь... Маяковский хочет показать, что
болезни имеют глубокие корни, что нужны большие периоды времени и громадная
активность для их изжития».
Одним из действующих сатирических приемов стала пародия.
Например, сцена свадьбы Эльзевиры и Пьера строится как новый обряд, смесь
партийного собрания и ресторанного застолья. По
законам пародий строятся также эпизоды, связанные с гибелью и воскрешением
Присыпкина. Сцены с замороженным Присыпкиным в обледеневшем погребе и
строительной бригадой, обнаружившей «индивида», по наблюдению М. С.
Петровского, похожи на ситуацию в романе американского писателя Эдуарда Беллами
«Через сто лет» (1888). Герой этого социально-утопического романа тоже
замерзает во время катастрофы накануне своей свадьбы и, размороженный через сто
лет, знакомится с обществом будущего.
Очевидно, что-то не так в обществе торжествующего коллективизма, где
очутился Присыпкин, если прежний «клоп, клопуля» оказывается ему ближе, чем
стрелявшаяся из-за любви к нему, но выздоровевшая Зоя Березкина.
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-рассуждение «Сила сатиры Маяковского».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.