Урок 44 СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО
Урок 44
Своеобразие любовной лирики Маяковского
Цели: отметить
своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве
поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
И Бог заплачет
над моею книжкой!
Не слова –
судороги, слипшиеся комом;
и побежит по
небу с моими стихами под
мышкой
и будет,
задыхаясь, читать их своим
знакомым.
В. Маяковский
I. Вступительное слово.
Учитель. В своих воспоминаниях художник Юрий
Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч.
Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не
слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня
в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась
вперед. <...> К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять
надменные колкие вспышки глаз...» И тут же художник приводит слова режиссера
Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».
Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой
глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой
темы («Люблю!», «Про это» и других)
особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и
«Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре – ноябре 1928 года
поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба
стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени,
отличаются высокой степенью автобиографичности.
II. Работа с текстами стихотворений.
1. Подготовленные ученики представляют материал (он был
роздан предварительно на карточках).
А) Известно, что место написания стихотворений –
Париж.
Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года Маяковский
выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа
в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25
октября поэт побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26
октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А.
Яковлевой (1906–1991), молодой модисткой,
недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника,
перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча
получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из
стихотворений лирической дилогии.
Б) Исследования литературоведов показывают, что
«парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.
У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная
коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».
Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в
США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена
Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь
узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки.
Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985),
из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время
пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их
расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.
15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция.
Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с
Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года
поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел
пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в
окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо
товарищу Кострову...») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть
дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь
возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов,
составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная
книжка поэта с этими первыми набросками.
В) По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в
Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно
гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной
книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих
«Писем» о любви: « <море> пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность
двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и
другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928
года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский
тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и
прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом
этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.
25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж,
находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две
милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на
неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось
бы и это мечтанием)... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»
Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни.
Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он
испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до
крышки...» – «Письмо товарищу Кострову»).
Г) В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с
Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем,
по-видимому, в отдельных деталях, и объектом – собеседником создаваемых
лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.
В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии
становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то
странная...» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического
повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти,
и с Татьяной Яковлевой. С именем первой связаны образы наиболее эмоционально
насыщенные, лирически иступленные, почти надрывные, метафорически усложненные.
С именем второй – образы более простые, повествовательные, но привязывающие
действие к Парижу. Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются зашифрованными, неизвестными читателю и непосредственно из текста
стихотворения никак не выводимыми.
Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.
2. Выразительное
чтение стихотворения «Письмо товарищу Кострову...».
– Какие художественные средства использует автор для передачи своего
эмоционального состояния?
– Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви
как таковой, ее «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. /«Любовь не в
том...», «Любить – это значит...», «Любовь – это простынь...», «Нам любовь не
рай да кущи...»
Учитель. По
воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже, Маяковский
неоднократно читал это стихотворение
слушателям как в узком кругу знакомых, так и в более широких аудиториях.
Как обычно у Маяковского, в таких устных чтениях текст стихотворения уточнялся,
сокращался и дополнялся. При этом, по-видимому, «обкатывались» и отдельные
строфы, чуть позднее вошедшие во второе стихотворение лирической дилогии.
Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но
очень важные переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года
Маяковский «доверил бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую
часть дилогии.
3. Выразительное чтение
стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».
Работа с текстом.
А) Учитель.
Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о
пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой,
его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих
лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными
сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся
писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года,
то есть действительно «по горячим следам» событий.
В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала
матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело,
когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и,
главное, в самой для меня интересной области», – Яковлева тоже писала
стихи. «Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются
«Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи
в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай...»
В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я
видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо
относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его
таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне
отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он
совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю... Маяковский меня
подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно
подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию... Я тоже люблю его последние
стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него
выходит не хуже чего другого. ...Стихи его покоряют даже французов, ритмом и
силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он всколыхнул во мне
тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой
колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это
первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»
Б) Частичный
анализ текста.
Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в
лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание):
Ты одна мне
Ростом вровень,
Стань же рядом
С бровью брови,
Дай
Про этот
Важный вечер
Рассказать
По-человечьи.
– Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну
Яковлеву «остро вспомнить Россию»?
Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом
ЛЮБОВЬ, Маяковский утверждает:
В поцелуе рук ли,
Губ
ли,
В дрожи тела
Близких
мне
Красный
Цвет
Моих республик
Тоже
Должен
Пламенеть.
Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию:
Я не сам,
А я
Ревную
За Советскую Россию.
...вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
III. Творческое задание.
Напишите небольшое рассуждение на тему: «Лирика любви. В чем ее
нетрадиционность у Маяковского?»
IV. Итог урока.
Домашнее задание. Выучить наизусть и проанализировать
(письменно) одно из стихотворений Маяковского (выбор): «А вы могли бы?»,
«Послушайте».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.