Уроки 20–21 ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА КАК МОДЕРНИСТСКОГО ТЕЧЕНИЯ. БРЮСОВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК СИМВОЛИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Уроки 20–21
Особенности русского символизма
как модернистского течения. Брюсов как
основоположник символизма в русской поэзии
Цели: раскрыть особенности русского
символизма; рассмотреть своеобразие звучания сквозных тем поэзии Брюсова;
развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход уроков
...Мне открылась тайна музыки стиха.
В. Брюсов
I. Проверка домашнего задания (см. домашнее задание предыдущего
урока).
II. Лекция учителя.
Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три
литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это
символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как
литературного направления.
Символизм
– первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало
теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году
выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной
русской литературы».
В
названии лекции, опубликованной в 1893 году, содержалась
не только оценка состояния литературы, но и надежда на возрождение, которую
автор возлагал на «новые течения».
Уже в
марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник стихотворений с
программным названием «Русские символисты», потом появились еще два сборника с
таким же названием.
Позднее
выяснилось, что автором большинства стихотворений в этих сборниках был
начинающий поэт Валерий Брюсов, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам,
чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения.
Действительно, сборники привлекли новых поэтов, разных по своим дарованиям и
творческим устремлениям.
С самого
начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его
недрах оформились несколько самостоятельных группировок.
По времени
формирования и по
особенностям мировоззренческой
позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.
Приверженцев
первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами»
(В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В
1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик
течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.)
Принятое
обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм». «Старших» и «младших»
символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и
направленность творчества.
Например,
Вяч. Иванов старше Брюсова, но проявил себя как символист второго поколения.
Символисты разных
поколений не только сотрудничали, но и конфликтовали друг
с другом. Например, московская группировка 1890-х годов, сложившаяся вокруг
Брюсова, ограничивала свои задачи рамками собственно литературы: главный
принцип их эстетики – «искусство для искусства».
Напротив, старшие символисты-петербуржцы с Д.
Мережковским и З. Гиппиус во главе отстаивали приоритет религиозно-философских
поисков, считали именно себя подлинными символистами, а своих оппонентов – «декадентами».
В
сознании большинства читателей той поры слова «символизм» и «декадентство» были
почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали
пользоваться как родовым обозначением всех модернистских течений, между тем в
сознании новых поэтов эти понятия соотносились не как однородные понятия, а
почти как антонимы.
Декадентство,
или декаданс (фр. – упадок), – определенное умонастроение, кризисный
тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной
усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, осознание себя
носителем высокой, но гибнущей культуры. В декадентских по настроению
произведениях часто эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью,
воля к смерти.
В той или
иной мере декадентские настроения затронули почти всех символистов.
Декадентские мироощущения были свойственны на разных этапах творчества и З.
Гиппиус, и К. Бальмонту, и В. Брюсову, и А. Блоку, а наиболее последовательным
декадентом был Ф. Сологуб, хотя символистское
мировоззрение не сводилось
к настроениям упадка
и разрушения.
Творчество,
по мнению символистов, выше познания.
Для Брюсова, например, искусство есть «постижение мира иными, не рассудочными
путями». Символисты утверждали, что от художника требуется не только
сверхрациональная чуткость, но и тончайшее владение искусством намека: ценность
стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством
они считали символ.
Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Его
нельзя воспринимать как простое иносказание, когда говорится одно, а
подразумевается нечто другое.
Символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам,
например, аллегории, которая предполагает однозначное понимание. Символ,
напротив, многозначен: он содержит в себе перспективу
безграничного развертывания смыслов.
Вот как об этом писал И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности
одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно
понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом
доделывать мысленно самому».
«Символ – окно в бесконечность», – утверждал Ф. Сологуб.
Так,
например, блоковская «Незнакомка» может быть прочитана как рассказ в стихах о
встрече с обворожительной женщиной: предметный план центрального образа
воспринимается и помимо содержащихся в нем символических возможностей.
Подготовленный
ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока наизусть:
И каждый
вечер, в час назначенный
(Иль это
только снится мне?),
Девичий
стан, шелками схваченный,
В
туманном движется окне...
Можно «наивно-реалистически» объяснить явление Незнакомки лирическому
герою как приход в ресторан запоздалой посетительницы. Но «Незнакомка» – это и
авторская тревога о судьбе красоты в мире земной пошлости, и разуверение в
возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое
постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире и т. д.
Важно
отметить, что невозможно составить какой-либо словарь символических значений.
Дело в том, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в
контексте с авторской установкой на недоговоренность.
Еще одна
особенность произведений символистов в том, что они порой строятся как поток
словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Иногда такое стремление к
музыкальной гладкописи приобретает гипертрофированный характер.
У К. Бальмонта можно прочитать:
Лебедь
уплыл в полумглу,
Вдаль,
под луною белея.
Ластятся
волны к веслу,
Ластится
к влаге лилея...
Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно
было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в
читателе его собственные.
Символистская
лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала
его восприятие, развивала
родственную художническую
интуицию.
Для этого
символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова,
обращались к мотивам и образам разных культур, широко пользовались явными и
скрытыми цитатами.
Мифология стала
для них арсеналом
универсальных психологических и
философских моделей, удобных для постижения глубинных особенностей человеческого
духа и для воплощения современной духовной проблематики.
Символисты
не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные
мифы. Мифотворчество было присуще, например, творчеству Ф. Сологуба, Вяч.
Иванова, А. Белого.
Символизм стремился стать не только универсальным мировоззрением, но и
формой жизненного поведения. Такой универсализм проявился во всеохватности
творческих поисков художников.
Идеалом личности для символистов мыслился «человек-артист». Не было ни
одной сферы литературного творчества, в которую бы символисты не внесли
новаторский вклад: они обновили художественную прозу (особенно – Ф. Сологуб и
А. Белый), подняли на новый уровень искусство художественного перевода,
выступили с оригинальными драматургическими произведениями, активно выступали
как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы.
Особое внимание в символизме уделялось слову, основным стилем был интенсивно
метафорический. Интересно об
этом высказывание А. Блока в
«Записных книжках»: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях
нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует
стихотворение».
Символизм
обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали
поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию
открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Поэтому
наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной
сокровищницей.
III. Работа с учебником.
– Прочитайте статью «Символизм» в учебнике на с. 22–23. Какие
принципиальные положения нового течения отразились в программных статьях
поэтов-символистов?
IV.
Знакомство с творчеством В. Брюсова.
...И
снова я с людьми, – затем, что я поэт.
Затем,
что молнии сверкали.
1. Слово учителя.
Валерий
Яковлевич Брюсов (1873–1924) – одна из крупнейших и основополагающих фигур в
русской поэтической культуре начала XX века. Вошел в историю отечественной
культуры как организатор и «мэтр» символистского движения.
Вот как
об этом рассказывает в очерке «Брюсов» Владислав Ходасевич: «...он основал
«Скорпион» и «Весы» и самодержавно в них правил; он вел полемику, заключал
союзы, объявлял войны, соединял и разъединял, мирил и ссорил. Управляя многими
явными и тайными нитями, чувствовал он себя капитаном некоего литературного
корабля и дело свое делал с великой бдительностью. К властвованию, кроме
природной склонности, толкало его и сознание ответственности за судьбу судна».
Кроме поэтической деятельности Брюсов вел
литературоведческую работу: изучал творчество Тютчева, Баратынского, Пушкина,
изучал культуру Возрождения, путешествуя по Италии и Франции. Выступал как
критик-полемист, писал новаторские работы по стиховедению и систематизации
«тайн» поэтического ремесла.
Был
активным участником культурной жизни страны. Действительно, серебряный век
русской поэзии невозможно представить без этого универсального дарования.
1. Индивидуальное сообщение учащегося о жизненном пути В. Брюсова на
основе материала учебника, с. 118–119.
2. Обратим внимание на сквозные темы лирики поэта. (По ходу работы
учащиеся делают записи в тетрадях.)
А) В ранней
лирике В. Брюсова необходимо выделить мотив беспредельной мечты, которая
уносила поэта, как и большинство символистов, в мир, далекий от «серой»
реальности:
Моей
мечте люб кругозор пустынь,
Она в
степях блуждает вольной серной.
От будней современной жизни поэт-символист «уходит» вместе со своими
читателями в далекое прошлое. Николай Гумилев так писал об этом: «По
мановению его руки в нашем мире снова расцветают цветы, которые опьяняли взор
ассирийских царей, и страсть становится бессмертной, как во времена богини
Астарты».
Б) Историческая тема довольно широко раскрыта в поэзии Брюсова.
Интересна мысль по этому поводу Павла Антокольского, которая представлена в его
статье «Валерий Брюсов»:
«В русской поэзии
впервые после Пушкина
возникла такая способность
к полному перевоплощению современника
в образ далекого
прошлого.
Каждая новая встреча Брюсова с историей есть вторжение в историю –
хозяйское, не терпящее отлагательства и возражений. Он распоряжается в эпохах и
странах как режиссер-постановщик... В лучших своих книгах... он переходит на ТЫ
с историей и разговаривает запанибрата с любым из своих кумиров:
Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,
Александр Завоеватель, я – дрожа – молюсь тебе!
Так возникает Александр Македонский.
И тут же рядом – другая судьба, другая эпоха, другой случайный
перекресток в средневековой Венеции:
Но
вдруг среди позорной вереницы
Угрюмый
облик предо мной возник.
– Так иногда с утеса глянут птицы, –
То был
суровый, опаленный лик,
Не
мертвый лик, но просветленно-страстный,
Без
возраста – не мальчик, не старик...
Это Данте.
Брюсов
воскрешал и безымянных рабов, прикованных к римской триреме, подслушивал их скорбные и смутные мечты о свободе.
Он воскрешал безымянную женщину, обнаруженную при раскопках Помпеи, которая
погибла, отдаваясь возлюбленному».
Брюсов не
только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался
способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста:
Я – вождь
земных царей и царь, Ассаргадон...
Я
исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот
стою один, величьем упоен,
Я, вождь
земных царей и царь – Ассаргадон.
Или:
Я жалкий
раб царя. С восхода до заката
Среди
других рабов свершаю тяжкий труд,
И хлеба
кус гнилой – единственная плата
За слезы
и за пот, за тысячи минут.
В) Многие произведения
поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о
развитии культуры и ее детища – города. Брюсов признавался:
Я люблю
большие дома
И узкие
улицы города...
Город и
камни люблю,
Грохот
его и шумы певучие...
И в другом
стихотворении:
Люблю
одно: бродить без цели
По шумным
улицам, один...
Под
вольный грохот экипажей
Мечтать и
думать я привык,
В теснине
стен я весь на страже;
Да уловлю
Господень лик!
– Самостоятельно проследите, как раскрывается урбанистическая тема в
творчестве В. Брюсова.
2. Работа по вариантам
(дифференциация по уровню
сложности).
1-й вариант. Работа с
учебником, с. 121–123. Ответ
на вопрос 1, с. 161: «Как раскрыта тема города в поэзии
В. Брюсова?»
2-й вариант. Самостоятельный анализ текста. Ответ на вопрос 2 (см.
задания для самостоятельного анализа текста учебника, с. 162): «Раскройте
образное воплощение противоречий города в стихотворении В. Брюсова «Городу».
ГОРОДУ
Дифирамб
Царя
властительно над долом,
Огни
вонзая в небосклон,
Ты труб
фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной,
кирпичный и стеклянный,
Сетями
проволок обвит,
Ты –
чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.
Драконом,
хищным и бескрылым,
Засев, –
ты стережешь года,
А по
твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.
Твоя
безмерная утроба
Веков
добычей не сыта, –
В ней
неумолчно ропщет Злоба,
В ней грозно стонет Нищета.
Ты,
хитроумный, ты, упрямый,
Дворцы из
золота воздвиг,
Поставил
праздничные храмы
Для женщин, для картин, для книг;
Но сам
скликаешь, непокорный,
На штурм
своих дворцов – орду
И шлешь
вождей на митинг черный:
Безумье, Гордость и Нужду!
И в ночь,
когда в хрустальных залах
Хохочет
огненный Разврат
И нежно
пенится в бокалах
Мгновений сладострастный яд,
Ты гнешь
рабов угрюмых спины,
Чтоб,
исступленны и легки,
Ротационные
машины
Ковали острые клинки.
Коварный
змей с волшебным взглядом!
В порыве
ярости слепой
Ты нож, с
своим смертельным ядом,
Сам подымаешь над собой.
Противоречия
Города воплощены в образах «чарователя неустанного» и хищного дракона. Среди
золотых дворцов и праздничных храмов гнутся «рабов угрюмых спины».
Здесь, в
городе, живут Злоба, Нищета, огненный Разврат. Для усиления впечатлений читателей
от противоречий жизни в городе автор использует оксюморон: «нежно пенится в
бокалах... яд», «коварный змей с волшебным взглядом».
Г) Центральный образ в поэзии Брюсова – образ человека.
Прочитайте
статью в учебнике на с. 123–124, выделите основные направления в работе по
созданию образа человека.
В результате работы на доске и в тетрадях оформляется таблица:
Образ
человека в поэзии В. Брюсова |
|
А) Духовные
тайны человека, |
Б) Роль
человека в судьбах мира |
1. Надежды и мечты |
1. Царь, владыка |
2. Каждодневный труд – «тюрьма земная» |
2. Герой |
3. Человек-творец |
3. «Потребитель» жизни |
4. Высокое чувство любви |
4. Раб |
5. Человек – «природы соглядатай» |
|
3. Викторина.
Прослушав строки стихотворений, соотнесите их с одним из пунктов данной
таблицы.
1. Я
исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один,
величьем упоен...
2. Город
и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, –
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге
слышу созвучия.
3. Они
кричат: за нами право!
Они клянут: ты бунтовщик,
Ты поднял стяг войны кровавой,
На брата брата
ты воздвиг!
4.
Довольство ваше – радость стада,
Нашедшего клочок травы.
Быть сытым – больше вам не надо,
Есть жвачка – и
блаженны вы!
5. Когда
порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий
кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую
крюками волокут.
6. Как
отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень ее лесов,
И моря ропоты, и звезд узоры,
И странные строенья
облаков.
Ответы: 1 – Б1; 2 – А1; 3 – Б2; 4 – Б3; 5
– Б4; 5 – А5.
V. Итоги уроков.
Домашнее задание. Ответить на вопросы (устно):
1) Что отличает модернизм от реализма?
2) Каковы
взгляды символистов на развитие русской литературы?
3) Как
проявилось творчество В. Брюсова в группе символистов?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.