Урок 16 УРОК-ПРАКТИКУМ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М. ГОРЬКОГО. ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Урок 16
Урок-практикум. Подготовка к сочинению
по творчеству М. Горького. Обучение анализу
эпизода эпического произведения
Цели: повторить основные
литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить
внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать
навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и
работы в группах.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя.
При подготовке к сочинению по
творчеству М. Горького больше внимания обратим на анализ эпизодов драмы «На
дне». Помним, что художественное произведение – это живой организм, в котором
все части взаимодействуют и соотносятся с целым.
В
процессе такого анализа нужно установить связь элементов, определив их функцию
в идейно-художественной системе всего произведения. Надеюсь, что анализ
произведения поможет вам войти в чудесный мир художественного слова.
II. Блицопрос «Кто лучший теоретик?»
Проверка знания терминов.
Эпос?
(Один
из трех родов литературы, повествование о жизни человека, событиях, в которых
он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с другими людьми, переживаниях и
т. д.)
Тематика?
(Включает
главную тему и частные темы (мотивы).
Вечные темы?
(Имеют вневременное, всечеловеческое
значение: жизнь и смерть, любовь и ненависть, человек и природа и т. д.)
Проблематика?
(Совокупность
проблем (вопросов) – нравственных, философских, социальных, политических,
исторических,
семейно-бытовых, религиозных и т.
д.; она связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода.)
Конфликт?
(Противопоставление,
противоречие, столкновение, борьба, лежащие в основе сюжета. Характер конфликта
– острый, вялый, интрига.
Его
тип – социальный, нравственный, психологический, социально-исторический,
интимно-психологический и т. д., обстоятельства. Конфликт характеров,
внутренний конфликт.)
Фабула?
(Конкретное
развитие событий в произведении; изложить фабулу – значит кратко пересказать
произведение, эпизод.)
Композиционное своеобразие?
(Состав
произведения (сколько частей и каковы они), соотношение частей, особые
композиционные приемы (контраст, обрамление, внесюжетные элементы и др.)
Структура сюжета?
(Экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация,
развязка, эпилог.)
Авторская позиция?
(Понимание
жизни и выражение отношения к ней. Формы выражения авторской позиции: прямые
(авторская характеристика и авторские отступления), косвенные, позиция героя, название произведения, эпиграф,
посвящение. Проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей,
образах природы, пафосе.)
Пафос?
(Глубокое,
страстное чувство, эмоциональный тон повествования.)
III. Работа в группах.
1. Практика анализа эпизода эпического произведения.
Сопоставьте анализ эпизода с примерной схемой анализа.
Что бы вы
добавили в работу? Какую бы часть сократили или убрали совсем?
Схема анализа эпизода
1.
Определить границы эпизода.
2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские
размышления.
3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые
особенности, особенности композиции.
4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти
сходные темы, мотивы, размышления автора.
5.
Указать, какую роль
играет анализируемый эпизод
в идейном пространстве всего
произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.
Анализ
эпизода пьесы М. Горького «На дне»
(раздаточный материал)
Жизнь ночлежников до появления Луки.
Анализ 1-й сцены
Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания.
Д. Мережковский
Отказ в подчинении высшей воле, стоящей над человеком, и понимание
значимости каждой отдельной личности создали широкую перспективу развития
европейского гуманизма. В России он начался в XVIII–XIX веках, получив
выражение в Петровских реформах и затем в идеологии и практике декабристов.
Наиболее
логически завершенное и вместе с тем глубоко парадоксальное выражение гуманизм
в России нашел в громадной фигуре Максима Горького, появившейся на русском
горизонте в 90-е годы девятнадцатого столетия.
Поистине
горький опыт детских и юношеских лет, описанный в трилогии «Детство», «В
людях», «Мои университеты», рано развившаяся ненависть к злу заставили писателя
искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на
поверхности жизни.
Как никто
из русских писателей, Горький скоро столкнулся с несовершенством человеческой
природы. «В наши дни ужасно много людей, только нет человека», – заявил в одном
из писем молодой автор. Горьковский гуманизм – яростный бунт против всего, что
искажает «образ человека», стесняя его в бытовых, национальных, социальных и
прочих границах, – ярко отражен в его знаменитой пьесе «На дне».
«На дне»
– это карнавал «масок», в котором на «узкой житейской площадке» сошлись не
просто босяки, но «бывшие люди» в символическом значении этого слова.
Автор
знакомит нас со всеми обитателями ночлежки уже в 1-й сцене.
Дом для
них – «подвал, похожий на пещеру».
Еще
больше, мне кажется, он похож на каменный мешок, перегороженный тонкими переборками и грязными ситцевыми
занавесками.
Кто же
живет среди этих холодных закопченных стен?
Многие
персонажи носят не имена, а клички. Спившийся актер по имени
Сверчков-Заволжский (явно пародийное имя) называется просто Актер. Разорившийся
дворянин – просто Барон. Впрочем, его социальное прошлое весьма сомнительно,
похоже на пародию на мещанское представление о «благородной породе»: «Старая
фамилия... времен Екатерины... дворяне... вояки!.. Богатство... сотни
крепостных... лошади... повара...» – монотонно говорит Барон, будто вспоминает
забытый урок. Не исключено, что Барон просто придумал свое прошлое, и на самом
деле он был не барином, а, допустим, лакеем.
Теперь
это «бывшие» люди: бывший «образованный человек» Сатин, бывший актер, чей
«организм отравлен алкоголем», вор Пепел, умирающая Анна и другие – «братия
несчастная, никудышная, пропащая», как о них говорит Костылев.
Автор как
бы изображает бездонную пустоту, в которую постепенно падает человечество,
находя последнее пристанище в ночлежке, в сообществе людей, где не все еще
«слиняло» и «прогнило». Но в основном это только видимость жизни, которую
создают обитатели.
Всякий
персонаж носит какую-нибудь «маску», пытаясь спрятать свою внутреннюю опустошенность
в «лохмотьях» смыслов, понятий и определений. Бывший телеграфист Сатин не
утруждает себя работой, рассуждая: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!
Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» Вор Пепел утверждает, что «на ноги,
вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у
кого власть да сила есть...»
Клещ презирает
людей, с которыми
живет в одном
помещении: «Рвань, золотая рота... люди! Я – рабочий человек... мне
глядеть на них стыдно...», он совершенно равнодушен к страданиям тяжело больной
жены и, страшно сказать, даже ждет ее смерти: «вылезу... кожу сдеру, а
вылезу... Вот, погоди... умрет жена...»
Люди в
костылевском подвале живут разрозненно, не желая знать о проблемах друг друга,
хотя стараются создать видимость общежития: устанавливают «очередь убираться»,
выказывают некоторое сочувствие больной Анне.
Авторские
ремарки и реплики персонажей дают возможность представить яркие
картины жизни ночлежников, четкие образы героев пьесы «На
дне».
Дальнейший
ход пьесы поможет углубить представление героев о смысле жизни, о своем месте в
человеческом сообществе.
На самом
деле «На дне» – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о
смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою
личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры
большого писателя, Максима Горького.
2. Проверка домашнего задания.
(Групповая работа по анализу выбранного эпизода.)
1) Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы
Горького.)
2) Спор
ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)
3) В чем
смысл финала пьесы Горького «На дне»?
4)
Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)
IV. Итог урока.
Домашнее задание.
Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для
групповой работы).
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.