Уроки 9–10 ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПОВЕСТИ КУПРИНА «ОЛЕСЯ»
Уроки 9–10
Традиции русской психологической прозы
в повести Куприна «Олеся»
Цели: определить особенности гуманизма
и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов
по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.
Задачи: выяснить
гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности
построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести
тестирование по творчеству Бунина и Куприна.
Ход уроков
I.
Вступительное слово учителя.
А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых
рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской,
беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого
соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги,
противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:
«Чувствуешь
себя молодым, добрым и хорошим,
чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука,
городское озлобление, все городские недомогания».
В городе
тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках,
человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же
вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается,
что солнца у себя в комнате круглый год не видят».
В таком
городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от
общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».
Одним из
самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя
природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего
мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и
нерешительного.
Повесть –
вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря
на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная
сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное,
наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой,
чувственной любовью...»
Ни одно
из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние
двух сердец, как «Олеся».
В повести
видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова,
Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает
вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый
духовный мир простого человека.
II. Работа
с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).
1. В чем,
на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины
природы?
Индивидуальное сообщение:
«Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)
2. Что такое
«естественная личность» и как она воплощена в повести?
Работа в парах. Оформление
таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».
Олеся |
Иван Тимофеевич |
Принятые в обществе нормы |
Находится во власти общественного мнения |
С открытой душой |
Сосредоточен на своем мире |
Трагические предсказания |
Слабость |
Самоотверженность и др. |
Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др. |
Комментирование работы с опорой на текст.
Учитель. Образы героев автор
создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет
особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.
Прекрасен
момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности.
А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую
любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
Любовь к
Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя.
Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире
постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть
вместе» с другим человеком.
В начале
повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу
улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».
И герой
повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз –
причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого
поступка.
Вялость
чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро
успокаивается.
В тот
момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей
жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности
его внутреннего мира.
Олеся – полная противоположность Ивану
Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины.
Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена
цивилизацией.
Писатель
создает исключительно романтический образ «дочери лесов».
Жизнь Олеси
проходит изолированно от людей, а
потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди:
слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся
эмоции.
Больше
того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее
искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах,
движении, улыбке.
Человек несовершенен, но сила любви может,
хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые
сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.
3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и
«Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?
Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в
произведениях Куприна».
III.
Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.
1. Символ
– это:
а)
поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;
б)
подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью
подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;
в) слово
или оборот в иносказательном значении;
г)
художественный прием, основанный на преувеличении.
2. Конфликт художественного произведения – это:
а) ссора двух героев;
б) столкновение,
противоборство, на которых
построено развитие сюжета;
в)
наивысшая точка развития сюжета;
г)
неприятие произведения критиками и читателями.
3. Композиция это:
а) эпизод
литературного произведения;
б)
организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;
в)
основной вопрос, поставленный в литературном произведении;
г)
столкновение, противоборство персонажей.
4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе
несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы
эти слова?
а) Соломон – Суламифи;
б) Желтков – Вере Шеиной;
в) Желтков – Богу;
г) Ромашов – Шурочке.
5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни
были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое
столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился
Арсений Семеныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?
а)
«Антоновские яблоки»;
б)
«Окаянные дни»;
в) «Темные аллеи»;
г) «Господин из Сан-Франциско».
6. Отметьте
произведения Бунина, главной темой которых является любовь.
а) «Чистый понедельник»;
б) «Суходол»;
в) «Таня»;
г) «Легкое дыхание».
7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на
целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
а)
Арсений Семеныч;
б)
господин из Сан-Франциско;
в)
Малютин;
г) корнет
Елагин.
8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа
Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?
А) Иван Тимофеевич («Олеся»);
б) Ромашов («Поединок»);
в) Николаев («Поединок»);
г) Соломон («Суламифь»).
9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь
это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом
холодном весеннем ветре»?
а)
«Темные аллеи»;
б)
«Легкое дыхание»;
в)
«Антоновские яблоки»;
г)
«Суходол».
10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут
сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой – с нежным и
страстным сердцем»?
а) Об
Олесе («Олеся»);
б) о В.
Шеиной («Гранатовый браслет»);
в) о
Шурочке («Поединок»);
г) об А.
Шеиной («Гранатовый браслет»).
11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной,
героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя
Твое»?
а) «Лунная соната» Бетховена;
б) «Реквием» Моцарта;
в) «Прелюдия» Шопена;
г) «Соната № 2» Бетховена.
12. Какой
художественной деталью завершается
повесть Куприна «Олеся»?
а) письмо
к возлюбленному;
б) букет
полевых цветов;
в)
косынка Олеси;
г) нитка
красных бус.
13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И.
Бунина?
а) повесть;
б) роман;
в) очерк;
г) новелла.
14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из
Сан-Франциско»?
а)
описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;
б)
разоблачение революции в России;
в)
философское осмысление человеческого существования в целом;
г)
восприятие американцами Советской России.
15. Нобелевская премия была получена Буниным:
а) в 1925
г. за рассказ «Солнечный удар»;
б) в 1915
г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;
в) в 1933
г. за роман «Жизнь Арсеньева»;
г) в 1938
г. за цикл рассказов «Темные аллеи».
16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет»
принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей
тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее
касаться»?
а) князю Шеину;
б)
чиновнику Желткову;
в)
генералу Аносову;
г) Вере
Шеиной.
17. Из какого источника
был взят А. Куприным
сюжет рассказа «Суламифь»?
а)
древняя легенда;
б) Библия
(Ветхий завет);
в)
авторский замысел;
г)
исландские саги.
18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?
а) Иван
Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;
б) Олеся
полюбила другого человека;
в) Олесю
вынуждают покинуть родные места;
г)
урядник обвинил Олесю в воровстве.
Проверку выполнения
тестов можно провести
с помощью ассистентов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а |
б |
б |
б |
а |
а в г |
б |
б |
б |
в |
|
|||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
|
г |
г |
а |
в |
в |
в |
б |
в |
|
|
IV. Итог уроков.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.