История Казахстана 7 класс. Тема: «Материальная и духовная культура Казахстана в период средневековье»
Материальная и духовная культура народов
Казахстана в период средневековья.
Цель урока:
1.Познакомится уч-ся с важнейшими
достижениями культуры народов , населявших территорию Казахстана. Дать понять
разницу между материальной и духовной культурой.
2.Сформировать специальные умения и
навыки по культурным вопросам.
3. Воспитания эстетические чувств ,
уважения к тюркской культуре.
Оборудование: Карта «Казахстан
в средневековье», иллюстрация по материальной и духовной культуре , тематические альбомы :
«государственный музей РК», «керамика», « казахские ювелирные украшения» ,
«одежда» , «убранство юрты» , «блюда» , предметы быта , куклы в национальных
одеждах , интерактивная доска.
Слово учителя:
С
середины 1 тысячелетия , н.э. тюркоязычные народы пользовались собственной
системой письма-рунической письменностью . Основной материал для письма –
деревянные дощеки /« біті , біті , бітідім - бес
агачка бітідім»,
что означает «писал, писал, писал- пять деревьев исписал»/
Раннюю
форму народного творчество представляют бытовые песни , связанные обрядами ,
народный календарь , исторические предания , легенды , сказки , пословицы,
поговорки, загадки .
С
древних времен до наших дней дошли имена сказителей, сохранились сказки о
весёлых насмешках Алдар-косе , Жиренше. Они высмеивали глупых биев, жадных и
жестоких ханов . В эпических сказаниях об Алпамысе, Кобыланды–батыр, Козы Корпеш–Баян
сулу, народом воспеты смелость и храбрость героев, их преданность отчизне,
благородная, чистая и красивая любовь.
Примечателен
эпос «Коркыт-ата». Он возник на берегах Сыр – Дарьи в VIII
– IX веках и распространялся изустно. Эпос , состоящий
из двенадцати поэм , ведётся от лица Коркыта . Сам Коркыт был реальной
личностью , беком огуз – кипчакского племени Кият . Коркыт является создателем
музыкального инструмента кобыз , на котором сам сочинял музыку.
Материальная культура каждого народа тесно
связано с его хозяйством. В хозяйстве преобладало скотоводство. Поэтому материальные блага создавались
преимущественно с использованием животноводческого сырья. Одежда в основном
изгототавливались из щерсти, кожи и шкур домашних животных. Преобладающая роль
кочевого скотоводства вызвала необходимость создания переносных жилищ-юрт.
Приспособленных к кочевой жизни. Одним из основных показателей матеральной
культуры является пища /мясо,молоко,масло,кумыс,шубат/. Любре сктоводческое и
земледельческое хозяйство немыслимы без изделий ремесленного
производства/конские сбруи,куруки,арканы,арба/. Оружия-лук со стрелами, копье,
сабля, шокпар. Орудия труда-плуг,серп, коса, кетмень, лопаты.
Просмотр
дисков по истории Казахстана: «Старинные ювелирные изделия Казахстана»,
«Антология казахского костюма», «Отрар». «Президентский центр культуры РК»
Заполнение таблицы «культура»
Культура |
|
Материальная |
Духовная |
1.Культура
труда |
1.язык,
обычаи, традиции |
2.Орудия
труда |
2.музыка
и танцы |
3.Жилища |
3.религия |
4.
Одежда |
4.устное
народное творчество |
5.
Домашняя утварь |
5.исскуство |
6.
Транспорт |
6.развитие
науки |
Работа над новыми понятиями
Культура-
от латинского «возделывание» уровень развития общества, выраженный в создавемых
им материальных и духовных ценностях. Включает
в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и
способности, реализуемые в деятельности/знания,умения,наыки,уровень интелекта/.
Материальная
культура- предметы деятельности человека в хозяйсвенной сфере. Это орудия
труда, юрты, музыкальные инструменты, предметы быта, кошмы, ковры, национальные
блюда. Духовная
культура- предметы деятельности человека в сфере сознания. Это язык,
письменность, устное народное творчество литература, наука, искусство, религия.
Сопостовительная работ. Обратимся к одному из
малых форм устного народного творчества- пословицам.Давайте сравним казахские и
русские пословихы. Чем они похожи и чем различаются? Казахские:
Не
в деле, а в человеке сила
Обдумай
то, что говоришь
Герой
умирает раз, а трус тысячу раз
Честь сильнее смерти.
Русские:
Не
место красит человека, а человек место
Слово не воробей, вылетит не поймаешь
Двум смертям не бывать, а одной не
миновать
Честь
лучше бессмертия.
Задание:
Назовите известные вам казахские поговорки и
пословицы. Беседа
по вопросам
–назовите древние музыкальные инструменты?
/кобыз,домбра,адырна/
-что такое айтыс?/в одном лице поэт,композитор,певец,исполнитель,импровизатор/
-какой
веры придерживались люди в то время? /языческой веры,поклонялись богу неба
Тенгри,солнцу,луне,огню/
-Когда
на территорию Казахстана проник ислам? /в конце 9-начпле 10 века/
Картинный опрос.
Учитель
показывает учащимся портреты выдающихся представителей культуры 6-12 веков и предлагает каждому из них дать
краткую характеристику.
Аль-Фараби/870-941г./-философ,
ученый-энциклопедист.
Юсуф
Баласагуни/11век/- автор «Кутатгу билиг»
/книга счастья/
Махмуд Кашгари/11век/-«Дивани Лугат-ат тюрк» -энциклопедия
жизни тюркских народов.
Ходжа
Ахмет Яссави-проповедник ислама, написал «Диван-и-Хикмет» / Книга о премудрости
/
Бируни/973-1078г./-создал
более 150 трудов в разных направлениях.
Вывод
Культура
народов, живших на территории Казахстана в 14-15 веках, была
естественным продолжением культуры сако-хунского периода и в свою очередь послужила фундаментом для
формирования культуры казахского народа, развиваясь в контексте общемировой
цивилизации.
Подведение итогов уроков
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.