КОЗ Трудовое обучение
Трудовое
обучение
4 класс
Художественный труд
Задание 1
В обувном магазине Вам очень понравилась пара обуви.
Она стоит достаточно дорого, но родители согласны ее приобрести при условии,
что вы сможете проносить ее целый год (весной и осенью на улице, а зимой в
школе) и сохранить в приличном виде.
Бегло (на протяжении 3-5 минут) просмотрите текст
«Советы по уходу за обувью».
Запишите, что вам нужно
узнать о той паре обуви, которую вы хотите купить, чтобы вы могли выполнить
условие, поставленное родителями.
1.
___________________________________________________________________________.
2.
___________________________________________________________________________.
3.
___________________________________________________________________________.
Советы по уходу за обувью
За обувью, верх которой
изготовлен из разных материалов, надо ухаживать по-разному.
Лакированная обувь из кожзаменителя или из натуральной кожи весьма чувствительна. При температуре плюс 30 °С и выше лаковая пленка начинает
размягчаться и расплавляться, поэтому в жаркую погоду носить лакированную обувь
не нужно. Не носят её и в сильные морозы, так как при низкой температуре
лаковая пленка становится хрупкой и ломкой. Такую обувь очищают от грязи и пыли
слегка влажной тряпкой или ватой. Хранить её следует в сухом, удаленном от
отопительных приборов месте. Лучше всего хранить её в картонных коробках с отверстиями.
Обувь с верхом из фетра, туфельного
драпа, сукна достаточно очищать
от пыли волосяной щеткой, а сильно загрязненные места протереть проволочной
щеткой или пемзой.
Обувь из замши и других подобных материалов часто лоснится и трудно
поддается чистке. Такую обувь рекомендуется предварительно просушить, затем
смахнуть с неё жесткой волосяной щеткой пыль, а залоснившиеся места протереть
мягкой резинкой для карандаша. Если замшевые туфли после чистки все равно
выглядят грязными, их надо подержать над кипящей водой.
Обувь с верхом из ткани
моют мыльной водой с добавкой нашатырного спирта (1 чайная ложка - на стакан
воды), а затем протирают чистой влажной тряпочкой. Жировые пятна с такой обуви
удаляются бензином. Белую обувь с верхом из ткани освежают мелом (зубным
порошком) с водой. Обувь из хлопчатобумажных
тканей мыть не рекомендуется. Её следует почистить платяной щеткой, а затем
потереть специальным белым или цветным мелком. Можно также чистить обувь
раствором очищенного мела в воде, а ещё лучше в молоке.
Обувь из войлока следует носить в сухую погоду. Ее
следует сушить вблизи отопительных приборов при температуре не выше 40°С. Если такая обувь очень загрязнились, ее можно
мыть (но при этом обувь может стать на 1-2 размера меньше).
Пыль и грязь вредно влияют на кожаную обувь. Они делают кожу легко промокаемой, чрезмерно
жесткой, менее удобной в носке. Скопление грязи на рантах разрушает низ обуви.
Поэтому пыль и грязь следует удалять сразу же. Кожаную обувь нужно мыть мягкой
тканью. После просушивания обработать кремом для обуви. Кожаную обувь не
рекомендуется носить, когда на улице мокро. Но если уж вы попали под дождь,
чтобы намокшие кожаные туфли не затвердели, натрите их, после того как
подсохнут, вазелином. Кожаную обувь не рекомендуется носить каждый день – ей
надо давать "передышку". Кожаную обувь надо пропитать
водоотталкивающим средством и почистить кремом до первого использования.
Обувь из искусственной кожи – кожзаменителя следует мыть также часто, как обувь из натуральной
кожи. Но здесь применение щеток и обувного крема не рекомендуется.
Резиновую обувь следует мыть мягкой тряпкой под обильной струей
воды. Сильно тереть резиновую обувь нельзя, так как от этого она теряет свой
блеск. Восстановить его можно, покрыв обувь масляным лаком, к которому
добавляют резиновый клей (1 чайную ложку на
Чтобы цветные сапожки из пластика блестели, не
лопались и не покрывались трещинами, их нужно чистить вазелином.
Подошва обуви может быть изготовлена из разных материалов. Кожа
обычно используется для изготовления подошвы классических туфлей. Уход за
туфлями начинается с профилактики – прямо сразу после покупки надо отнести
обувь в обувную мастерскую, чтобы на кожаную подошву наклеили слой резины или
каучука. Тогда подошва не будет быстро стираться, а опасность поскользнуться
для вас значительно снизится. Но все равно в обуви с кожаной подошвой не
рекомендуется ходить на дальние расстояния, по пересеченной местности или в
мокрую погоду. Это обувь для автомобиля и закрытых помещений.
Неприхотливы подошвы из обувной резины, кожволокна
(резина, больше напоминающая по своей толщине и твердости кожу). Такую подошву
достаточно просто вымыть. Единственное ограничение – не следует путешествовать
по асфальту в обуви на такой подошве, если температура поднимается выше 30°С.
Но обувь с резиновой подошвой обычно очень тяжелая. Очень легкая обувь с
подошвой из ПВХ. Но этот материал не переносит холода.
Существует множество способов соединения верха и низа обуви – с помощью винтов, гвоздей,
шпилек, ниток, клея. Если обувь соединена или дополнительно прошита нитками, их
надо постоянно пропитывать воском, чтобы обувь прослужила дольше.
Модельный ответ:
Задание 2
И-2 (вопрос 1)
К-2 (вопрос 3) Внимание!
Учитель должен распределить объекты наблюдения
(например, по рядам и вариантам) таким образом, чтобы на одного обучающийсяа
приходилось 5-7 объектов наблюдения (вопрос 1). Перед работой над вопросом 2
учитель объединяет обучающихся в группы по 6 человек (номера с 1 по 6).
Учитель может воспользоваться бланком оценки
продуктивной групповой коммуникации (см. задание К-4) и оценить работу одной из
групп (вопрос 2).
В задачи учителя входит задавание вопросов
необходимого типа для оценки коммуникативной компетентности в аспект публичного
выступления.
Внимательно
изучите виды орнамента и виды ритма в орнаменте, описанные в тексте «Принципы
рисования орнамента.
Рассчитайтесь
на первый-шестой, запишите свой номер. Получите у учителя информацию о том,
какой ряд будет объектом наблюдения для обучающихся, получивших тот или иной
номер.
1.Проведите наблюдение «Использование орнамента в одежде обучающихся
нашего класса».
Ваша
задача – выявить все виды орнамента и все виды ритма, имеющиеся на одежде обучающихся
класса. Работайте по плану, результаты наблюдения заносите в таблице.
План наблюдения:
1.
Определите
порядок наблюдения, чтобы не пропустить кого-то из обучающихся.
2.
Зафиксируйте пол обучающийсяа
в таблице.
3.
Внимательно
рассмотрите одежду обучающийсяа и зафиксируйте результаты наблюдения в таблицу:
3.1.
Выясните,
орнаментирована ли ткань, из которой сшит каждый предмет одежды.
3.2.
Если «да», отнесите орнамент к одному из видов
и зафиксируйте, каков его ритм.
3.3.
Если орнаментирована ткань нескольких
предметов одежды, заполните несколько строк в таблице.
3.4.
Выясните,
украшены ли орнаментом отдельные элементы одежды (манжеты, ворот, подол и
т.п.).
3.5.
Если «да», отнесите орнамент к одному из видов
и зафиксируйте, каков его ритм.
3.6.
Если разным орнаментом украшены несколько
элементов одежды, заполните несколько строк в таблице.
3.7.
Выясните, имеются
ли на обучающийсяе какие-либо аксессуары (дополнения к одежде, такие как
галстук, платок, шарф, украшения, заколки, запонки и т.п.). Отметьте результаты
наблюдения в таблице.
Выясните, орнаментированы ли аксессуары.
Если «да», отнесите орнамент к одному из видов и зафиксируйте, каков его ритм.
Если разным орнаментом украшены несколько аксессуаров, заполните несколько
строк в таблице.
4. Переходите к наблюдению за одеждой следующего обучающийсяа.
Выполните пункты плана 2-4.
Принципы рисования орнамента
Люди с незапамятных времен украшали
вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Для этого они изображали на
стенах своих жилищ, посуде, оружии, изделиях из ткани и кожи цветы и листья,
животных, людей, различные геометрические фигуры. А поскольку поверхность
предметов, которые они украшали, была достаточно большой, то мастера рисовали
какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя, таким образом,
всю поверхность предмета. Так родился орнамент.
Естественный орнамент можно составить из
реалистичных изображений веток растений, листьев, цветов, ракушек, бабочек,
птиц и зверей.
Декоративный орнамент составляют те же
природные формы, но изменённые и приспособленные художником к форме и
назначению предмета, который он украшает.
Геометрический орнамент состоит из
различных геометрических фигур, чаще всего круга, квадрата, треугольника.
Абстрактный орнамент представляет собою
сочетания форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие конкретные предметы.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.