Техническое развитие учащихся в классе баяна
26.11.2018
1872
505
Джумабаев Ерсаин Айткабулович
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: «Техническое развитие учащихся в классе баяна»
«Техника - это еще не искусство.
Она 6сего лишь средство достижения искусства,
мост на пути к нему»
И. Гофман
Цель урока - определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащегося. Рассмотрение главных технических элементов.
Задачи урока - отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех частей рук, координация движений. Развитие физической выносливости и приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента.
Техника - предельная точность и быстрота пальцевых движений. Это важное средство передачи художественного содержания произведения.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить о главных технических элементах, к которым относятся: посадка, постановка инструмента и рук, техника ведения меха, аппликатура, координация движений правой и левой руки, темп, штрихи.
Правильная посадка, постановка инструмента и рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.
Наиболее типичные ошибки:
• заваливание корпуса назад (в данном случае должно быть три точки опоры а) на стул, б) на ноги, в) в пояснице (при этом корпус следует распрямить, грудь подать вперёд));
• несобранность пальцев - следствием чего является скованность мышц, зажатость рук;
• «провал», прогибание вовнутрь первой фаланги пальца, в результате он становится менее устойчивым и сильным.
Инструмент должен стоять устойчиво, мех располагается на левом бедре, гриф упирается в бедро и при игре на сжим баян приобретает необходимую устойчивость.
Наиболее приемлемая подгонка плечевых ремней такая, при которой между корпусом инструмента и исполнителем можно свободно привести ладонью.
Рабочий ремень левой руки также подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры.
О постановке рук написано очень много, в сущности - это их наиболее рациональные движения. Этот процесс должен проходить в работе по усвоению всего комплекса музыкально - исполнительских навыков: над гаммами, арпеджио, а также этюдами, пьесами и т.д.. Каждая рука имеет свои индивидуальные особенности.
Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит и от природных данных ученика. Но и дети со средними данными при условии правильно организованной работы и целеустремленности могут достичь высоких результатов.
Высказывание знаменитого французского композитора и ученого-музыковеда XVIII века
Ж.Р. Рамо: «Конечно, не у всех способности одинаковы. Однако, если только нет никакого особого недостатка, мешающего нормальным движениям пальцев, возможность развития их до той степени совершенства, чтобы наша игра могла нравиться, зависит исключительно от нас самих… усидчивость u направленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое время неминуемо 6ыровняют пальцы, даже наименее одаренные…»
Для успешного технического развития важна планомерная работа над гаммами, этюдами, специально подобранными упражнениями.
Дети далеко не всегда проявляют интерес к этой работе, нередко выполняют ее вяло, что снижает её эффективность. Эту работу следует сделать, возможно, более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл, стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма.
Упражнения
Работу над упражнениями следует вести систематично, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенно наращивания темпа и ясности артикуляции.
Л. Кочевой. 16 ежедневных упражнений - в эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности и «Разогрева» технического аппарата перед занятиями на инструменте.
Для развития независимости пальцев полезны упражнения в виде различных мелизмов, коротких трелей.
О. Блох. Упражнения из учебно-методического пособия «Путь к техническому совершенству баяниста» - это инструктивно-тренировочный материал, который последовательно развивает технический уровень ученика.
Необходимо понимание учеником конкретного результата, пользы от каждого упражнения. Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, с постепенным ускорением темпа и изменения динамики, штрихов, заботиться об артикуляции, ритмической ровности.
Особое внимание нужно уделить упражнениям левой руки, необходимо равномерно развивать все четыре играющих пальца.
Гаммы
Игра гамм в младших классах преследует цель не только развития беглости пальцев, но и прочного освоения изучаемых тональностей, соответствующих аппликатурных навыков, до артикуляции пальцев.
В дальнейшем перед учеником ставится задача постепенного увеличения темпа. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за чёткостью и ровностью звучания. Так полезно использовать различные ритмические группировки. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу.
Изучение гамм следует начинать с разбора каждой рукой отдельно. На первом этапе сложно научиться подкладывать 1-ый палец в восходящем движении, перекладывать 4-ый и 3-ий пальцы в нисходящем движении. Подкладывание и перекладывание пальцев должно осуществляться незаметно на слух. Это достигается игрой разными штрихами, длительностями.
Игра гамм необходима для:
• развития беглости пальцев;
• формирования аппликатурных принципов;
• работа над независимостью пальцев, подкладыванием и перекладыванием;
• работа над штрихами;
• развитие метроритма, интонации.
Этюды
Работа над этюдами - это средство для овладения различными исполнительскими навыками игры на баяне, применение этих навыков пьесах для наиболее полного раскрытия музыкально-художественного образа.
Каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, обеспечивая его постоянный технический рост. Также ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда - не цель, а средство для достижения выразительности исполнения. Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен содержать художественный смысл.
Технические трудности тоже нуждаются во внимании, поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить технические трудности, определить пути их преодоления. Исключается бессмысленное проигрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком - необходимые условия для продуктивных занятий. Существуют различные способы технической тренировки: многократное его повторение, перемена штрихов, разные темпы.
Художественное развитие невозможно без технического. Развитие техники – одна из целей процесса обучения.
Тема: «Техническое развитие учащихся в классе баяна»
«Техника - это еще не искусство.
Она 6сего лишь средство достижения искусства,
мост на пути к нему»
И. Гофман
Цель урока - определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащегося. Рассмотрение главных технических элементов.
Задачи урока - отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех частей рук, координация движений. Развитие физической выносливости и приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента.
Техника - предельная точность и быстрота пальцевых движений. Это важное средство передачи художественного содержания произведения.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить о главных технических элементах, к которым относятся: посадка, постановка инструмента и рук, техника ведения меха, аппликатура, координация движений правой и левой руки, темп, штрихи.
Правильная посадка, постановка инструмента и рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.
Наиболее типичные ошибки:
• заваливание корпуса назад (в данном случае должно быть три точки опоры а) на стул, б) на ноги, в) в пояснице (при этом корпус следует распрямить, грудь подать вперёд));
• несобранность пальцев - следствием чего является скованность мышц, зажатость рук;
• «провал», прогибание вовнутрь первой фаланги пальца, в результате он становится менее устойчивым и сильным.
Инструмент должен стоять устойчиво, мех располагается на левом бедре, гриф упирается в бедро и при игре на сжим баян приобретает необходимую устойчивость.
Наиболее приемлемая подгонка плечевых ремней такая, при которой между корпусом инструмента и исполнителем можно свободно привести ладонью.
Рабочий ремень левой руки также подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры.
О постановке рук написано очень много, в сущности - это их наиболее рациональные движения. Этот процесс должен проходить в работе по усвоению всего комплекса музыкально - исполнительских навыков: над гаммами, арпеджио, а также этюдами, пьесами и т.д.. Каждая рука имеет свои индивидуальные особенности.
Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит и от природных данных ученика. Но и дети со средними данными при условии правильно организованной работы и целеустремленности могут достичь высоких результатов.
Высказывание знаменитого французского композитора и ученого-музыковеда XVIII века
Ж.Р. Рамо: «Конечно, не у всех способности одинаковы. Однако, если только нет никакого особого недостатка, мешающего нормальным движениям пальцев, возможность развития их до той степени совершенства, чтобы наша игра могла нравиться, зависит исключительно от нас самих… усидчивость u направленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое время неминуемо 6ыровняют пальцы, даже наименее одаренные…»
Для успешного технического развития важна планомерная работа над гаммами, этюдами, специально подобранными упражнениями.
Дети далеко не всегда проявляют интерес к этой работе, нередко выполняют ее вяло, что снижает её эффективность. Эту работу следует сделать, возможно, более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл, стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма.
Упражнения
Работу над упражнениями следует вести систематично, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенно наращивания темпа и ясности артикуляции.
Л. Кочевой. 16 ежедневных упражнений - в эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности и «Разогрева» технического аппарата перед занятиями на инструменте.
Для развития независимости пальцев полезны упражнения в виде различных мелизмов, коротких трелей.
О. Блох. Упражнения из учебно-методического пособия «Путь к техническому совершенству баяниста» - это инструктивно-тренировочный материал, который последовательно развивает технический уровень ученика.
Необходимо понимание учеником конкретного результата, пользы от каждого упражнения. Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, с постепенным ускорением темпа и изменения динамики, штрихов, заботиться об артикуляции, ритмической ровности.
Особое внимание нужно уделить упражнениям левой руки, необходимо равномерно развивать все четыре играющих пальца.
Гаммы
Игра гамм в младших классах преследует цель не только развития беглости пальцев, но и прочного освоения изучаемых тональностей, соответствующих аппликатурных навыков, до артикуляции пальцев.
В дальнейшем перед учеником ставится задача постепенного увеличения темпа. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за чёткостью и ровностью звучания. Так полезно использовать различные ритмические группировки. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу.
Изучение гамм следует начинать с разбора каждой рукой отдельно. На первом этапе сложно научиться подкладывать 1-ый палец в восходящем движении, перекладывать 4-ый и 3-ий пальцы в нисходящем движении. Подкладывание и перекладывание пальцев должно осуществляться незаметно на слух. Это достигается игрой разными штрихами, длительностями.
Игра гамм необходима для:
• развития беглости пальцев;
• формирования аппликатурных принципов;
• работа над независимостью пальцев, подкладыванием и перекладыванием;
• работа над штрихами;
• развитие метроритма, интонации.
Этюды
Работа над этюдами - это средство для овладения различными исполнительскими навыками игры на баяне, применение этих навыков пьесах для наиболее полного раскрытия музыкально-художественного образа.
Каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, обеспечивая его постоянный технический рост. Также ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда - не цель, а средство для достижения выразительности исполнения. Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен содержать художественный смысл.
Технические трудности тоже нуждаются во внимании, поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить технические трудности, определить пути их преодоления. Исключается бессмысленное проигрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком - необходимые условия для продуктивных занятий. Существуют различные способы технической тренировки: многократное его повторение, перемена штрихов, разные темпы.
Художественное развитие невозможно без технического. Развитие техники – одна из целей процесса обучения.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.