Поурочные планы по музыке 2 класс (1 четверть)
01.05.2016
8239
861
Сухова Елена Александровна
Урок №1
Тема: Кюи рассказываю т жизни Курмангазы Сагырбайулы
Цели и задачи: формировать духовную культуру учащихся средствами музыки композитора Курмангазы Сагырбайулы.
Продолжить знакомство с великим наследие казахского народа и расширить представление о его традициях. Углубить знания о домбровых школах , стилях исполнения кюев. Познакомить с творчеством казахского композитора, кюйши и его кюями. Рассказать об истории возникновения кюев.
Развивать тембровый слух, в процессе слушания казахских кюев , умение исполнять песни в различных темпах.
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, уважение к творчеству казахских композиторов
Тип урока: Сообщение новых знаний
Материальное обеспечение урока: портреть композитора (Кумангазы), Сд диски, проигрыватель, иллюстрации домбры, аккордеон, учебник музыки, тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент.
Музыкальное приветствие
2. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы с вами вспомним, что нам уже было известно и узнаем новые сведения о жизни и творчестве казахского композитора. кюйши Курмангазы Сагырбайулы.
3. Раскрытие новой темы
Показ портрета Курмангазы.
-Что вы знаете об этом копозиторе? (ответы детей)_
-На каком инструменте играл кюйши?
-Какое произведение вам уже знакомо?
4.Работа по учебнику
В тексте о Курмангазы мы встретили новые понятия (слова) « кюй», «кюйши»
Кюй- казахская народная инструментальная пьеса, наигрыш, который исполняется на домбре и других народных инструментах. Это произведение рассказывает о людях, животных и природе.
Кюйши- это музыкант, сочиняющий и исполняющий кюй на казахских народных инструментах.
5. Работа по рисунку.
-Какой среди изображённых на рисунке инструментов вам знаком?
-Что вы о нем можете рассказать?
6. Слушание кюя Курмангазы «Сары-Арка» (анализ произведения)
-Слушание Какие инструменты вы слышали и сколько?
-Подберите слова, чтобы передать характер кюя (жизнерадостный, спокойный, грустный и.т.д)
-Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? Мы прослушали кюй Курмангазы в исполнении Оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы.
А что такое оркестр? (Оркестр казахских народных инструментов- большой коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах)
-Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары-Арка»? (Музыка рисует бескрайние просторы яркой, красочной , золотой степи)Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует стремление к свободе, передает чаяние народа, порывы его души. Композитор очень любил свою родину и передавал эти чувства посредством своей музыки
7. Подготовка к пению(распевка) Упражнение для голоса и слуха «Две собачки»
8.Слушание и исполнение песни Т. Кулиновой «Родной Казахстан»
- О чём поется в песне?
-Какая по характеру песня?
Какие чувства передает музыка?
-Из каких частей состоит песня? (обратить внимание на дикцию, интонирование, правильность произношения текста)
9. Закрепление темы и подведения итогов урока
-Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
-чему каждый из вас сегодня научился?
10. Домашнее задание
-нарисовать рисунок к кюю «Сары-Арка»
Выучить правила и текст песни-
Урок №2 1четверть
Тема: Кюи рассказывают о жизни Курмангазы Сагырбайулы.
Цель и задачи: Продолжить знакомство с великим наследием казахского народа, его традициями. Расширить знания о домбровых школах, стилях исполнения кюев. Продолжить знакомство с творчеством казахского композитора- кюйши и его кюями. Рассказать об истории возникновения кюев.. Развивать тембровый слух в процессе слушания казахских кюев уметь определить их названия. Развивать вокально- хоровые навыки, умение исполнять песни с использование различных темпов.
Воспитывать слушательскую культуру, уважение к казахским композиторов.
Тип урока: комбинированный
Материалы к уроку.
Диски, портрет Курмангазы, иллюстрация домбры, оркестра, аккордеон, проигрыватель, учебник музыки, тетрадь.
Ход урока.
1Орг момент
Музыкальное приветствие
2. Актуализация опорных знаний
Мы продолжаем беседу о великом композиторе- кюйши Курмангазы С
- Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюй?
Как вы понимаете слово кюй?
3.Раскрытие темы урока.
Курмангазы Сагырбайулы- автор замечательных домбровых произведений и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «ОТЦОМ КЮЯ», тем самым подчёркивая исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Кюи композитора понятны и близки казахскому народу по содержанию и звучанию. Большинство своих кюев он посвящал родным и друзьям. Собираясь в дальнюю дорогу, он сочиняет кюй для самого родного человека- мамы, кюй, который так и называется «Аман бол, шешем, аман бол!» Однажды во время трогательной встречи Курмангазы с матерью, создает известный кюй «Кайран шешем» (О моя милая мать)
Слушание кюя «Аман бол, шешем, аман бол»
- О чём рассказывают кюи Курмангазы?
-Какую картину можно представить, слушая этот кюй?
-Какую форму имеет домбра?
-А сколько форм домбры известны в Казахстане?
В домбровой музыке сложились свои исполнительские традиции. Они такие древние, что их стали называть школами: западноказахстанская и восточноказахстанская. Восточное исполнение получило название шертпе. Поэтому этот стиль называют ещё «игра щипком», т.е щипковое извлечение звука. Кюи в стиле шертпе имеют песенный склад, они похожи на песни. Среди них много лирических, нежных произведений.
Топке получило свое название от слова «льющийся», что говорит о характере его исполнения
-Как вы думаете в каком стиле исполнялись кюи Курмангазы, которые мы с вами услышали? (ответы детей).
4.Работа в тетради (понятия топке, шертпе)
5 Подготовка к пению (распевка) упражнение для голоса и слуха
-надуваем воздушный шар, затем сдуваем на звук ш-ш
6. слушание песни «Когда мои друзья с тобой» М. Шаинский
-Как надо исполнять песню? О чём она?Из каких частей состоит?
7.Закрепление темы и подведение итогов урока
-Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
-Чему каждый из вас на уроке научился?
8 Домашнее задание
Ответить на вопросы, повторить новые понятия, выучить текст песни.
1четверть
Урок №3
Тема: Мастер шертпе-кюев Таттимбет Казангапулы
Цель и задачи: углубить знания учащихся о традиционных стилях исполнения на домбре (топке, шертпе)
Познакомить учащихся с шертпе-кюйши Таттимбетом Казангапулы и его творчеством. Научить детей слушать и определять характер прослушанных кюев.
Развивать умение выразительно исполнять песни на казахском языке, передавая содержание текста.
Развивать умение сравнивать кюи и определять стиль исполнения.
Воспитывать слушательскую культуру, интерес к традициям казахского народа.
Тип урока: комбинированный
Материал к уроку: проигрыватель, диски, портрет композитора, иллюстрации казахских степей, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация опорных знаний.
Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства
-Какие традиционные виды стиля исполнения на домбре вы знаете?
-Какие кюи Курмангазы вы слышали на уроках?
-В каком стиле исполняются кюи Курмангазы?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одногонародного композитора. Это Таттимбет Казангапулы- выдающийся композитор, мастер шертпе-кюев(портрет композитора)
3. Раскрытие темы урока.
Таттимбет был не только выдающимся композитором –кюйши, но и известным певцом импровизатором, искусным оратором, знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец профессиональным (бием) судьей. Находчивость, остроумие, обостренное чувство справедливости делают Таттимбета известным во всей округе. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет. Является автором свыше 40 кюев. Сегодня мы послушаем кюй «Саржайлау»(Золотая степь)Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета(мелодия лирическая, воссоздает картину прекрасной казахской степи)
Обрати внимание на иллюстрацию в учебнике, послушай инструменты, звучащие в кюе.
4 Слушание кюя «Саржайлау» Таттимбет Казангапулы
-Каков характер музыки светлый, жизнерадостный, нежный
-Какую картину можно представить, слушая кюй?
5. Подгтовка к пению (распевка) упражнение для слуха
«Ритмическое эхо»- развитие чувства ритма
6. Разучивание песни «Кел балалар, ойнайык» А. Еспаев
(работа над текстом в спокойном темпе)
7.Закрепление темы и подведение итогов урока
Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
-Чему научились на уроке?
8Домашнее задание
Выучить текст песни
Урок №4 1 четверть
Тема: Мастер шертпе-кюев Таттимбет Казангапулы
Цель и задачи: углубить знания учащихся о традиционных стилях исполнения на домбре (топке, шертпе)
Познакомить учащихся с шертпе-кюйши Таттимбетом Казангапулы и его творчеством. Научить детей слушать и определять характер прослушанных кюев.
Развивать умение выразительно исполнять песни на казахском языке, передавая содержание текста.
Развивать умение сравнивать кюи и определять стиль исполнения.
Воспитывать слушательскую культуру, интерес к традициям казахского народа.
Тип урока: комбинированный
Материал к уроку: проигрыватель, диски, портрет композитора, иллюстрации казахских степей, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация опорных знаний.
Мы сегодня , ребята, продолжаем урок о мастере шертпе-кюев Таттимбете Казангапулы
-Кто сочинил кюй «Саржайлау»?
-В каком традиционном стиле исполняется кюй?
-С какими видами традиционных стилей вы знакомы?
3. Раскрытие темы урока.
Кюй «Сары-Арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее душевный прилив и эмоциональный подъём у слушателей.
Кюй Таттимбета «Саржайлау» поражает слушателей необной мелодичностью. В кюе через описание красоты природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышление о сущности бытия
4 Слушание кюев «Саржайлау» Таттимбет Казангапулы, «Сары-Арка» Курмангазы
-Есть ли сходство или различие в обоих кюев?
-Есть ли изменения в звучании кюев?
Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можно сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка- важная часть казахской музыкальной культуры
5. Подгтовка к пению (распевка) упражнение для слуха
«Ритмическое эхо»- развитие чувства ритма
6. Продолжение разучивание песни «Кел балалар, ойнайык» А. Еспаев
(работа над текстом в спокойном темпе)
7.Закрепление темы и подведение итогов урока
Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
-Чему научились на уроке?
8Домашнее задание
Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских народных инструментов; прочитать сведения о композиторе Казангапулы Таттимбете; слушать казахскую инструментальную музыку.
Урок №5 1 четверть
Тема: Музыкальные портреты Даулеткерея Шыгайулы
Цель и задачи: познакомить с творчеством казахского композитора Даулеткерея Шыгайулы, с кюями композитора.
Развивать вокальнор -хоровые навыки, чувство ритма, умение исполнять песню в характере. Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание.
Воспитывать уважение к кюям казахского народа, чувство ансамбля во время разучивания и исполнения песен.
Тип урока: комбинированный
Материальное обеспечение урока: проигрыватель, диски, портрет Даулеткерея, иллюстрации казахских украшений, домбра, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний
На протяжении уроков первой четверти мы слушали кюи, сравнивали их, определяли характер звучания, стиль исполнения, в рисунках пытались передать услышанное. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством и жизнью ещё одного казахского композитора-кюйши Даулеткерея (показ портрета)
3 Раскрытие темы урока
Даулеткерей Шыгайулы родился в ауле Орда Бокейординского района Западно- Казахстанской области. Отец Даулеткерея умер, когда ему было всего 5 лет. Мальчика стал воспитывать брат отца султан Мендигирей Букейханов- самый богатый и влиятельный человек. В детстве Даулеткерей учился мусульманской грамоте у муллы и знал арабский язык. Хан Жингер, получивший образование в России, создал все условия для того, чтобы все дети могли обучаться русской грамоте в Орде. Даулеткерей научился говорить по- русски, умел читать и писать, но особенно его привлекала игра на домбре. Мастеру игры на этом инструменте он научился у превосходного домбриста Мусиралы Бердалыулы. Даулеткерею принадлежит ряд кюев «Кыз Акжелен», «Косалка», создающих женские образы и воспевающих женскую красоту. В начале 40-х 19века были созданы первые, ставшие впоследствии широкоизвестными, кюи Даулеткерея «Кыз Акжелен», и «Косалка»Толчком к сочинению этих домбровых пьес послужили жизненные впечатления акына. Казахские домбристы обращались с туркменскими дутаристами, и в результате такого обращения происходило взаимовлияние и взаимообогащение двух национальных культур.
Посмотрите и определите, на каком рисунке изображена казахская добра, а на каком –туркменский дутар. В кюе «Косалка» нарисовал нежный облик девушки, идущей с ведрами воды. Обратите внимание на рисунок с женскими украшениями.
4.Подготовка к пению (распевка)
«Три синички» по ролям
5. Повторение раннее пройденных песен
6.Закрепление темы и подведение итогов урока
-Какое открытие сделали сегодня?
-Чему каждый из вас научился сегодня?
7. Домашнее задание
Пересказ в тетради и выучить попевку «Три синички»
Урок№6 1 четверть
Тема: Изобразительность кюев Казангапа Тлепбергенулы
Цель и задачи: познакомить с творчеством казахского композитора Казангапа, с кюями композитора.
Развивать вокально- хоровые навыки, чувство ритма, умение исполнять песню в характере. Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание.
Воспитывать уважение к кюям казахского народа, чувство ансамбля во время разучивания и исполнения песен.
Тип урока: комбинированный
Материалы к обеспечению урока: проигрыватель, диски, портрет Казангапа, иллюстрации, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке вы познакомитесь с известным казахским композитором, кюйши Казангапом, который родился в Челкарском районе Актюбинской области.
3. Раскрытие темы урока
Музыкальное наследие Казангапа представляет актюбинско-аральскую школу западноказахстанской домбровой музыки. Учителями Казангапа были талантливые кюйши, такие как Тореш, Орынбай. Чтобы исполнить кюи Казангапа, требуется большое исполнительское мастерство. Каждый кюй – это размышление о жизни и судьбе простых людей. Послушайте легенду о содержании кюя «Көкіл»
Однажды Казангап с караваном держал путь на юг страны к Аральскому морю. Проходя мимо аула Карамыс Актюбинской области? Он решил остановиться и познакомиться с известным кюйши Усеномө торе? Богатым и влиятельным человеком. Хозяина дома не оказалось. Немного отдохнув, он взял домбру, висевшую на стене, и начал играть. Тем временем вернулся Усен- торе, увидев незнакомца, недовольно спросил: «Кто ты, осмелившийся взять мою домбру?» Тогда Казангап сыгралсвой кюй «Көкіл» Мастерство незнакомца поразило Усена «Твой печальный кюй растрогал мою душу. Большие трудности и испытания пришлось тебе пережить. Слышал я, что живет очень талантливый, но бедный кюйши Казангап. Ты ведь и есть тот кюйши? Проходи на почетное место» Так Казангап и познакомился с Усеном- торе.
4 Слушание кюя Казангапа «Көкіл».
- Какую картину ты представляешь себе, услышав этот кюй? - Понравился ли он вам?
-Каков характер кюя? -В каком темпе исполняется кюй?
5. Подготовка к пению (распевка)
Упражнение для певческого дыхания «Воздушный шар»
(Надуваем большой воздушный шарик, но вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка и он стал сдуваться вот с таким звуком ш-ш-ш)2-3раза
6. Разучивание песни «Айгөлек» муз Б.Байкадамова. (прослушивание песни)
- - Какая по настроению песня?
-Можно ли под нее танцевать казахский танец?
- Как вы думаете о чем говориться в песне?
Давайте вместе переведем текст песни и разучим её
7. Закрепление темы и подведение итогов урока
С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? –Какой кюй мы с вами прослушали?
- Что вам запомнилось в его биографии?
8. Домашнее задание
- знать историю кюя, выучить слова песни , придумать казахские танцевальные движения к ней.
Урок №7,8 1 четверть
Тема: Дина Нурпеисова – мастер кюев
Цель и задачи: познакомить с жизнью и творчеством мастера кюев Дины Нурпеисовой, историей появления кюев «Өсем қоңыр» «Бұлбүл»
Развивать умение слушать и анализировать музыку, продолжать развивать вокально- хоровые навыки детей.
Воспитывать слушательскую и певческую культуру
Тип урока: комбинированный
Материальное обеспечение урока
Проигрыватель, диски, портрет Дины, иллюстрации нотный материал, учебник, тетрадь, аккордеон.
Ход урока
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний
Вспомните, ребята, наш самый первый урок
-О каком великом композиторе- кюйши мы с вами вели беседу, как его зовут? Какие произведения Курмангазы вы помните?
Сегодня мы познакомимся с творчеством его ученицы Дины Нурпеисовой, которая представляет западноказахстанскую домбровую школу.
3. Раскрытие темы урока.
Композитор-кюйши, яркий представитель казахской музыкальной культуры, народная артистка Казахской республики.
Дина Нурпеисова родилась в 1861 году в местности под название Бекетай Кумы на территории Жанакалинского района. В 1870г состоялась знаменитая встреча совсем юной Дины с великим домбристом Курмангазы. Именитый кюйши безошибочно распознал талант юной исполнительницы и выразил желание стать её наставником. Уроки великого мастера помогли развить её уникальные способности. Дина стала виртуозным исполнителем произведений разных композиторов- Туркеша, Мусирали, Даулеткерея.
Дина никогда не забывала о наставлениях своего учителя Курмангазы. Перед отъездом в Алма-Ату она сказала6»» Я многому научилась у своего наставника. Я обещала донести его музыкальное наследие следующим поколениям. Я еду в Алма-Ату для того, чтобы поделиться со всеми домбристами секретами исполнительского мастерства великого кюйши.
Многие её произведения были созданы уже после того , как она вышла замуж и стала матерью. Выдавая её замуж, отец подарил дочери коня с отметкой на лбу. Это вдохновило её на создание кюя «Қара қасқа ат» Подражая своим наставникам Даулеткерею и Туркешу, она написала кюи «Бұлбұл», «Жігер» « Әсем қоңыр». В знак почтения своих родственниц по мужу Дина создает кюй «Кербез» В 1937г известный кюйши Смагул Кошекбаев по поручиению А.Жубанова отправился в дальний аул, чтобы пригласить Дину. Так великая исполнительница кюув и композитор оказалась в городе Алма-Ата. Здесь, уведев жизнерадотсную счастливую казахскую студенческую молодёжь, Дина вспомнила своего сына Коныра. Благодаря этим воспоминаниям и нахлынувшим новым чувствам Дина создаёт кюй «Әсем қоңыр».
Восхищенный непревзойдённой домбровой техникой Дины а.Жубанов говорит: «Когда её длинные тонкие пальцы касаются домбры, струны инструмента звучат так гармонично, что вызывают у слушателей необычный ощутимый прилив энергии» Кюи Дины очень сложны по структуре и характеру. Не каждый исполнитель может их освоить сразу. Поэтому за её произведения бкрутся только музыканты. Кюй «Бұлбұл», (Соловей) был первым кюем в творчестве Дины. Произведение посвящено молодой женщине, которая вслепую исполняла песни необычным нежным приятным голосом. Этот кюй считается одним из высших достижений творчества кюйши.
4. Слушание кюев Дины Нурпеисовой «Бұлбұл», «Әсем қоңыр».
-Сравните 2 кюя одного автора
-Что общего? – В чём видишь разницу?
-Можно ли определить, что их сочинил один и тот же человек?
-В каком возрасте начала выступать Дина?
Ребята, посмотрите на рисунои, данные в учебнике: - Как вы думаете, о чем они рассказывают?
5. Подготовка к пению (распевка) звукоряд, упражнения на дыхание
6. Разучивание песни «Туған жер»муз К. Дуйсекеева
Ребята подходят ли слова к песни к рисункам?
Исполнение песни на слог «лё» затем отработать произношение слов и исполнение её вместе с классом.
7. Закрепление темы и подведение итогов урока
-С каким композитором вы познакомились?
Много ли в Казахстане композиторов- женщин?
8. Домашнее задание
-знать историю создания кюев Дины
-выучить слова песни и нарисовать рисунки к куплетам
Урок №9 1 четверть
Тема «Вспоминаем , повторяем».
Цель и задачи: обобщить и закрепить знания учащихся за 1 четверть. Определить уровень усвоения знаний, умений и навыков. Формировать умение сравнивать стиль исполнения кюев.
Развивать творческие способности.
Воспитывать эстетический вкус и любовь к музыкальному искусству.
Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.
Материальное обеспечение урока: портреты композиторов, иллюстрации, нотный материал, аккордеон, проигрыватель , диски.
Ход урока
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний.
Мы в этой четверти познакомились с великим наследием казахского народа- с музыкой, которая звучит уже много- много лет.
-Как вы думаете, почему народ, мы с вами, продолжаем его слушать. Находим в ней для себя что-то новое и интересное (наводящими вопросами подвести детей к самостоятельному осознанию того, что музыка не стареет, она не имеет границ и возраста. Её язык не нуждается в переводе, потому что воспринимае сердцем, чувствами).
3. Основная часть
Задания к уроку, данные в учебнике, помогут выявить уровень усвоения тем
4. Работа по учебнику
5. Прослушивание произведений композиторов –кюйши по выбору учителя
6. Подготовка к пению (распевка)
7 Повторение всех пройденных песен
8. Подведение итогов урока.
Тема: Кюи рассказываю т жизни Курмангазы Сагырбайулы
Цели и задачи: формировать духовную культуру учащихся средствами музыки композитора Курмангазы Сагырбайулы.
Продолжить знакомство с великим наследие казахского народа и расширить представление о его традициях. Углубить знания о домбровых школах , стилях исполнения кюев. Познакомить с творчеством казахского композитора, кюйши и его кюями. Рассказать об истории возникновения кюев.
Развивать тембровый слух, в процессе слушания казахских кюев , умение исполнять песни в различных темпах.
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, уважение к творчеству казахских композиторов
Тип урока: Сообщение новых знаний
Материальное обеспечение урока: портреть композитора (Кумангазы), Сд диски, проигрыватель, иллюстрации домбры, аккордеон, учебник музыки, тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент.
Музыкальное приветствие
2. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы с вами вспомним, что нам уже было известно и узнаем новые сведения о жизни и творчестве казахского композитора. кюйши Курмангазы Сагырбайулы.
3. Раскрытие новой темы
Показ портрета Курмангазы.
-Что вы знаете об этом копозиторе? (ответы детей)_
-На каком инструменте играл кюйши?
-Какое произведение вам уже знакомо?
4.Работа по учебнику
В тексте о Курмангазы мы встретили новые понятия (слова) « кюй», «кюйши»
Кюй- казахская народная инструментальная пьеса, наигрыш, который исполняется на домбре и других народных инструментах. Это произведение рассказывает о людях, животных и природе.
Кюйши- это музыкант, сочиняющий и исполняющий кюй на казахских народных инструментах.
5. Работа по рисунку.
-Какой среди изображённых на рисунке инструментов вам знаком?
-Что вы о нем можете рассказать?
6. Слушание кюя Курмангазы «Сары-Арка» (анализ произведения)
-Слушание Какие инструменты вы слышали и сколько?
-Подберите слова, чтобы передать характер кюя (жизнерадостный, спокойный, грустный и.т.д)
-Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? Мы прослушали кюй Курмангазы в исполнении Оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы.
А что такое оркестр? (Оркестр казахских народных инструментов- большой коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах)
-Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары-Арка»? (Музыка рисует бескрайние просторы яркой, красочной , золотой степи)Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует стремление к свободе, передает чаяние народа, порывы его души. Композитор очень любил свою родину и передавал эти чувства посредством своей музыки
7. Подготовка к пению(распевка) Упражнение для голоса и слуха «Две собачки»
8.Слушание и исполнение песни Т. Кулиновой «Родной Казахстан»
- О чём поется в песне?
-Какая по характеру песня?
Какие чувства передает музыка?
-Из каких частей состоит песня? (обратить внимание на дикцию, интонирование, правильность произношения текста)
9. Закрепление темы и подведения итогов урока
-Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
-чему каждый из вас сегодня научился?
10. Домашнее задание
-нарисовать рисунок к кюю «Сары-Арка»
Выучить правила и текст песни-
Урок №2 1четверть
Тема: Кюи рассказывают о жизни Курмангазы Сагырбайулы.
Цель и задачи: Продолжить знакомство с великим наследием казахского народа, его традициями. Расширить знания о домбровых школах, стилях исполнения кюев. Продолжить знакомство с творчеством казахского композитора- кюйши и его кюями. Рассказать об истории возникновения кюев.. Развивать тембровый слух в процессе слушания казахских кюев уметь определить их названия. Развивать вокально- хоровые навыки, умение исполнять песни с использование различных темпов.
Воспитывать слушательскую культуру, уважение к казахским композиторов.
Тип урока: комбинированный
Материалы к уроку.
Диски, портрет Курмангазы, иллюстрация домбры, оркестра, аккордеон, проигрыватель, учебник музыки, тетрадь.
Ход урока.
1Орг момент
Музыкальное приветствие
2. Актуализация опорных знаний
Мы продолжаем беседу о великом композиторе- кюйши Курмангазы С
- Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюй?
Как вы понимаете слово кюй?
3.Раскрытие темы урока.
Курмангазы Сагырбайулы- автор замечательных домбровых произведений и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «ОТЦОМ КЮЯ», тем самым подчёркивая исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Кюи композитора понятны и близки казахскому народу по содержанию и звучанию. Большинство своих кюев он посвящал родным и друзьям. Собираясь в дальнюю дорогу, он сочиняет кюй для самого родного человека- мамы, кюй, который так и называется «Аман бол, шешем, аман бол!» Однажды во время трогательной встречи Курмангазы с матерью, создает известный кюй «Кайран шешем» (О моя милая мать)
Слушание кюя «Аман бол, шешем, аман бол»
- О чём рассказывают кюи Курмангазы?
-Какую картину можно представить, слушая этот кюй?
-Какую форму имеет домбра?
-А сколько форм домбры известны в Казахстане?
В домбровой музыке сложились свои исполнительские традиции. Они такие древние, что их стали называть школами: западноказахстанская и восточноказахстанская. Восточное исполнение получило название шертпе. Поэтому этот стиль называют ещё «игра щипком», т.е щипковое извлечение звука. Кюи в стиле шертпе имеют песенный склад, они похожи на песни. Среди них много лирических, нежных произведений.
Топке получило свое название от слова «льющийся», что говорит о характере его исполнения
-Как вы думаете в каком стиле исполнялись кюи Курмангазы, которые мы с вами услышали? (ответы детей).
4.Работа в тетради (понятия топке, шертпе)
5 Подготовка к пению (распевка) упражнение для голоса и слуха
-надуваем воздушный шар, затем сдуваем на звук ш-ш
6. слушание песни «Когда мои друзья с тобой» М. Шаинский
-Как надо исполнять песню? О чём она?Из каких частей состоит?
7.Закрепление темы и подведение итогов урока
-Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
-Чему каждый из вас на уроке научился?
8 Домашнее задание
Ответить на вопросы, повторить новые понятия, выучить текст песни.
1четверть
Урок №3
Тема: Мастер шертпе-кюев Таттимбет Казангапулы
Цель и задачи: углубить знания учащихся о традиционных стилях исполнения на домбре (топке, шертпе)
Познакомить учащихся с шертпе-кюйши Таттимбетом Казангапулы и его творчеством. Научить детей слушать и определять характер прослушанных кюев.
Развивать умение выразительно исполнять песни на казахском языке, передавая содержание текста.
Развивать умение сравнивать кюи и определять стиль исполнения.
Воспитывать слушательскую культуру, интерес к традициям казахского народа.
Тип урока: комбинированный
Материал к уроку: проигрыватель, диски, портрет композитора, иллюстрации казахских степей, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация опорных знаний.
Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства
-Какие традиционные виды стиля исполнения на домбре вы знаете?
-Какие кюи Курмангазы вы слышали на уроках?
-В каком стиле исполняются кюи Курмангазы?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одногонародного композитора. Это Таттимбет Казангапулы- выдающийся композитор, мастер шертпе-кюев(портрет композитора)
3. Раскрытие темы урока.
Таттимбет был не только выдающимся композитором –кюйши, но и известным певцом импровизатором, искусным оратором, знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец профессиональным (бием) судьей. Находчивость, остроумие, обостренное чувство справедливости делают Таттимбета известным во всей округе. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет. Является автором свыше 40 кюев. Сегодня мы послушаем кюй «Саржайлау»(Золотая степь)Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета(мелодия лирическая, воссоздает картину прекрасной казахской степи)
Обрати внимание на иллюстрацию в учебнике, послушай инструменты, звучащие в кюе.
4 Слушание кюя «Саржайлау» Таттимбет Казангапулы
-Каков характер музыки светлый, жизнерадостный, нежный
-Какую картину можно представить, слушая кюй?
5. Подгтовка к пению (распевка) упражнение для слуха
«Ритмическое эхо»- развитие чувства ритма
6. Разучивание песни «Кел балалар, ойнайык» А. Еспаев
(работа над текстом в спокойном темпе)
7.Закрепление темы и подведение итогов урока
Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
-Чему научились на уроке?
8Домашнее задание
Выучить текст песни
Урок №4 1 четверть
Тема: Мастер шертпе-кюев Таттимбет Казангапулы
Цель и задачи: углубить знания учащихся о традиционных стилях исполнения на домбре (топке, шертпе)
Познакомить учащихся с шертпе-кюйши Таттимбетом Казангапулы и его творчеством. Научить детей слушать и определять характер прослушанных кюев.
Развивать умение выразительно исполнять песни на казахском языке, передавая содержание текста.
Развивать умение сравнивать кюи и определять стиль исполнения.
Воспитывать слушательскую культуру, интерес к традициям казахского народа.
Тип урока: комбинированный
Материал к уроку: проигрыватель, диски, портрет композитора, иллюстрации казахских степей, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация опорных знаний.
Мы сегодня , ребята, продолжаем урок о мастере шертпе-кюев Таттимбете Казангапулы
-Кто сочинил кюй «Саржайлау»?
-В каком традиционном стиле исполняется кюй?
-С какими видами традиционных стилей вы знакомы?
3. Раскрытие темы урока.
Кюй «Сары-Арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее душевный прилив и эмоциональный подъём у слушателей.
Кюй Таттимбета «Саржайлау» поражает слушателей необной мелодичностью. В кюе через описание красоты природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышление о сущности бытия
4 Слушание кюев «Саржайлау» Таттимбет Казангапулы, «Сары-Арка» Курмангазы
-Есть ли сходство или различие в обоих кюев?
-Есть ли изменения в звучании кюев?
Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можно сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка- важная часть казахской музыкальной культуры
5. Подгтовка к пению (распевка) упражнение для слуха
«Ритмическое эхо»- развитие чувства ритма
6. Продолжение разучивание песни «Кел балалар, ойнайык» А. Еспаев
(работа над текстом в спокойном темпе)
7.Закрепление темы и подведение итогов урока
Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
-Чему научились на уроке?
8Домашнее задание
Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских народных инструментов; прочитать сведения о композиторе Казангапулы Таттимбете; слушать казахскую инструментальную музыку.
Урок №5 1 четверть
Тема: Музыкальные портреты Даулеткерея Шыгайулы
Цель и задачи: познакомить с творчеством казахского композитора Даулеткерея Шыгайулы, с кюями композитора.
Развивать вокальнор -хоровые навыки, чувство ритма, умение исполнять песню в характере. Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание.
Воспитывать уважение к кюям казахского народа, чувство ансамбля во время разучивания и исполнения песен.
Тип урока: комбинированный
Материальное обеспечение урока: проигрыватель, диски, портрет Даулеткерея, иллюстрации казахских украшений, домбра, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний
На протяжении уроков первой четверти мы слушали кюи, сравнивали их, определяли характер звучания, стиль исполнения, в рисунках пытались передать услышанное. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством и жизнью ещё одного казахского композитора-кюйши Даулеткерея (показ портрета)
3 Раскрытие темы урока
Даулеткерей Шыгайулы родился в ауле Орда Бокейординского района Западно- Казахстанской области. Отец Даулеткерея умер, когда ему было всего 5 лет. Мальчика стал воспитывать брат отца султан Мендигирей Букейханов- самый богатый и влиятельный человек. В детстве Даулеткерей учился мусульманской грамоте у муллы и знал арабский язык. Хан Жингер, получивший образование в России, создал все условия для того, чтобы все дети могли обучаться русской грамоте в Орде. Даулеткерей научился говорить по- русски, умел читать и писать, но особенно его привлекала игра на домбре. Мастеру игры на этом инструменте он научился у превосходного домбриста Мусиралы Бердалыулы. Даулеткерею принадлежит ряд кюев «Кыз Акжелен», «Косалка», создающих женские образы и воспевающих женскую красоту. В начале 40-х 19века были созданы первые, ставшие впоследствии широкоизвестными, кюи Даулеткерея «Кыз Акжелен», и «Косалка»Толчком к сочинению этих домбровых пьес послужили жизненные впечатления акына. Казахские домбристы обращались с туркменскими дутаристами, и в результате такого обращения происходило взаимовлияние и взаимообогащение двух национальных культур.
Посмотрите и определите, на каком рисунке изображена казахская добра, а на каком –туркменский дутар. В кюе «Косалка» нарисовал нежный облик девушки, идущей с ведрами воды. Обратите внимание на рисунок с женскими украшениями.
4.Подготовка к пению (распевка)
«Три синички» по ролям
5. Повторение раннее пройденных песен
6.Закрепление темы и подведение итогов урока
-Какое открытие сделали сегодня?
-Чему каждый из вас научился сегодня?
7. Домашнее задание
Пересказ в тетради и выучить попевку «Три синички»
Урок№6 1 четверть
Тема: Изобразительность кюев Казангапа Тлепбергенулы
Цель и задачи: познакомить с творчеством казахского композитора Казангапа, с кюями композитора.
Развивать вокально- хоровые навыки, чувство ритма, умение исполнять песню в характере. Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание.
Воспитывать уважение к кюям казахского народа, чувство ансамбля во время разучивания и исполнения песен.
Тип урока: комбинированный
Материалы к обеспечению урока: проигрыватель, диски, портрет Казангапа, иллюстрации, аккордеон, учебник музыки и тетрадь.
Ход урока.
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке вы познакомитесь с известным казахским композитором, кюйши Казангапом, который родился в Челкарском районе Актюбинской области.
3. Раскрытие темы урока
Музыкальное наследие Казангапа представляет актюбинско-аральскую школу западноказахстанской домбровой музыки. Учителями Казангапа были талантливые кюйши, такие как Тореш, Орынбай. Чтобы исполнить кюи Казангапа, требуется большое исполнительское мастерство. Каждый кюй – это размышление о жизни и судьбе простых людей. Послушайте легенду о содержании кюя «Көкіл»
Однажды Казангап с караваном держал путь на юг страны к Аральскому морю. Проходя мимо аула Карамыс Актюбинской области? Он решил остановиться и познакомиться с известным кюйши Усеномө торе? Богатым и влиятельным человеком. Хозяина дома не оказалось. Немного отдохнув, он взял домбру, висевшую на стене, и начал играть. Тем временем вернулся Усен- торе, увидев незнакомца, недовольно спросил: «Кто ты, осмелившийся взять мою домбру?» Тогда Казангап сыгралсвой кюй «Көкіл» Мастерство незнакомца поразило Усена «Твой печальный кюй растрогал мою душу. Большие трудности и испытания пришлось тебе пережить. Слышал я, что живет очень талантливый, но бедный кюйши Казангап. Ты ведь и есть тот кюйши? Проходи на почетное место» Так Казангап и познакомился с Усеном- торе.
4 Слушание кюя Казангапа «Көкіл».
- Какую картину ты представляешь себе, услышав этот кюй? - Понравился ли он вам?
-Каков характер кюя? -В каком темпе исполняется кюй?
5. Подготовка к пению (распевка)
Упражнение для певческого дыхания «Воздушный шар»
(Надуваем большой воздушный шарик, но вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка и он стал сдуваться вот с таким звуком ш-ш-ш)2-3раза
6. Разучивание песни «Айгөлек» муз Б.Байкадамова. (прослушивание песни)
- - Какая по настроению песня?
-Можно ли под нее танцевать казахский танец?
- Как вы думаете о чем говориться в песне?
Давайте вместе переведем текст песни и разучим её
7. Закрепление темы и подведение итогов урока
С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? –Какой кюй мы с вами прослушали?
- Что вам запомнилось в его биографии?
8. Домашнее задание
- знать историю кюя, выучить слова песни , придумать казахские танцевальные движения к ней.
Урок №7,8 1 четверть
Тема: Дина Нурпеисова – мастер кюев
Цель и задачи: познакомить с жизнью и творчеством мастера кюев Дины Нурпеисовой, историей появления кюев «Өсем қоңыр» «Бұлбүл»
Развивать умение слушать и анализировать музыку, продолжать развивать вокально- хоровые навыки детей.
Воспитывать слушательскую и певческую культуру
Тип урока: комбинированный
Материальное обеспечение урока
Проигрыватель, диски, портрет Дины, иллюстрации нотный материал, учебник, тетрадь, аккордеон.
Ход урока
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний
Вспомните, ребята, наш самый первый урок
-О каком великом композиторе- кюйши мы с вами вели беседу, как его зовут? Какие произведения Курмангазы вы помните?
Сегодня мы познакомимся с творчеством его ученицы Дины Нурпеисовой, которая представляет западноказахстанскую домбровую школу.
3. Раскрытие темы урока.
Композитор-кюйши, яркий представитель казахской музыкальной культуры, народная артистка Казахской республики.
Дина Нурпеисова родилась в 1861 году в местности под название Бекетай Кумы на территории Жанакалинского района. В 1870г состоялась знаменитая встреча совсем юной Дины с великим домбристом Курмангазы. Именитый кюйши безошибочно распознал талант юной исполнительницы и выразил желание стать её наставником. Уроки великого мастера помогли развить её уникальные способности. Дина стала виртуозным исполнителем произведений разных композиторов- Туркеша, Мусирали, Даулеткерея.
Дина никогда не забывала о наставлениях своего учителя Курмангазы. Перед отъездом в Алма-Ату она сказала6»» Я многому научилась у своего наставника. Я обещала донести его музыкальное наследие следующим поколениям. Я еду в Алма-Ату для того, чтобы поделиться со всеми домбристами секретами исполнительского мастерства великого кюйши.
Многие её произведения были созданы уже после того , как она вышла замуж и стала матерью. Выдавая её замуж, отец подарил дочери коня с отметкой на лбу. Это вдохновило её на создание кюя «Қара қасқа ат» Подражая своим наставникам Даулеткерею и Туркешу, она написала кюи «Бұлбұл», «Жігер» « Әсем қоңыр». В знак почтения своих родственниц по мужу Дина создает кюй «Кербез» В 1937г известный кюйши Смагул Кошекбаев по поручиению А.Жубанова отправился в дальний аул, чтобы пригласить Дину. Так великая исполнительница кюув и композитор оказалась в городе Алма-Ата. Здесь, уведев жизнерадотсную счастливую казахскую студенческую молодёжь, Дина вспомнила своего сына Коныра. Благодаря этим воспоминаниям и нахлынувшим новым чувствам Дина создаёт кюй «Әсем қоңыр».
Восхищенный непревзойдённой домбровой техникой Дины а.Жубанов говорит: «Когда её длинные тонкие пальцы касаются домбры, струны инструмента звучат так гармонично, что вызывают у слушателей необычный ощутимый прилив энергии» Кюи Дины очень сложны по структуре и характеру. Не каждый исполнитель может их освоить сразу. Поэтому за её произведения бкрутся только музыканты. Кюй «Бұлбұл», (Соловей) был первым кюем в творчестве Дины. Произведение посвящено молодой женщине, которая вслепую исполняла песни необычным нежным приятным голосом. Этот кюй считается одним из высших достижений творчества кюйши.
4. Слушание кюев Дины Нурпеисовой «Бұлбұл», «Әсем қоңыр».
-Сравните 2 кюя одного автора
-Что общего? – В чём видишь разницу?
-Можно ли определить, что их сочинил один и тот же человек?
-В каком возрасте начала выступать Дина?
Ребята, посмотрите на рисунои, данные в учебнике: - Как вы думаете, о чем они рассказывают?
5. Подготовка к пению (распевка) звукоряд, упражнения на дыхание
6. Разучивание песни «Туған жер»муз К. Дуйсекеева
Ребята подходят ли слова к песни к рисункам?
Исполнение песни на слог «лё» затем отработать произношение слов и исполнение её вместе с классом.
7. Закрепление темы и подведение итогов урока
-С каким композитором вы познакомились?
Много ли в Казахстане композиторов- женщин?
8. Домашнее задание
-знать историю создания кюев Дины
-выучить слова песни и нарисовать рисунки к куплетам
Урок №9 1 четверть
Тема «Вспоминаем , повторяем».
Цель и задачи: обобщить и закрепить знания учащихся за 1 четверть. Определить уровень усвоения знаний, умений и навыков. Формировать умение сравнивать стиль исполнения кюев.
Развивать творческие способности.
Воспитывать эстетический вкус и любовь к музыкальному искусству.
Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.
Материальное обеспечение урока: портреты композиторов, иллюстрации, нотный материал, аккордеон, проигрыватель , диски.
Ход урока
1.Орг момент
Музыкальное приветствие
2.Актуализация опорных знаний.
Мы в этой четверти познакомились с великим наследием казахского народа- с музыкой, которая звучит уже много- много лет.
-Как вы думаете, почему народ, мы с вами, продолжаем его слушать. Находим в ней для себя что-то новое и интересное (наводящими вопросами подвести детей к самостоятельному осознанию того, что музыка не стареет, она не имеет границ и возраста. Её язык не нуждается в переводе, потому что воспринимае сердцем, чувствами).
3. Основная часть
Задания к уроку, данные в учебнике, помогут выявить уровень усвоения тем
4. Работа по учебнику
5. Прослушивание произведений композиторов –кюйши по выбору учителя
6. Подготовка к пению (распевка)
7 Повторение всех пройденных песен
8. Подведение итогов урока.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.