Конспект к уроку основы права «Пасха» 4 класс
Тип урока –
изучение нового
Цельурока :
- Познакомить
с историей возникновения православного праздника.
- Показать
роль Православия в современном мире.
- Воспитывать
чувство прекрасного и уважение к творчеству на основе межпредметных
связей.
- Формировать
нравственность учащихся путем знакомства с православной культурой.
Межпредметные
связи: с музыкой, литературой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Светлый праздник Пасхи».
I.ОРГ МОМЕНТ
- Чтение детьми
1 чтец:
Ой, вы, гости-господа,
Сколько вас пришло сюда?
2 чтец:
Вроде б мимо направлялись!
И чего-то задержались?
3 чтец:
Видно сказ дошел до вас
Про житье-бытье у нас.
1 чтец:
На Руси обрядов много,
А сегодня – праздник Бога!
2 чтец:
Пасха – Бога воскресенье,
Чей второй день рожденья?
3 чтец:
Кто ответит на вопрос?
Сын его…
Все: Иисус
Христос!
1 чтец:
Повсюду Благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Все: Христос воскрес! (2 раза)
2 чтец:
С полей уже снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Все: Христос
воскрес! (2 раза)
3 чтец:
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес…
Все: Христос воскрес! (2 раза)
- Чтение
учителем ст-я И Бунина
Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.
Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;
Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
II РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
-Дорогие ребята! Будьте здоровы и
счастливы! А наш сегодняшний урок пусть
будет веселым и радостным, потому что он посвящен православному празднику –
Пасхе.
Пасха - самый значительный
праздник среди всех других праздников. Празднуют Пасху не только глубоко
верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и
дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с
разнообразными крашеными яйцами, куличом, который пекут лишь раз в год.
Пасха
– это воскресение, оживление,
победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как
бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться
тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это
тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.
Христос воскрес на второй день после
еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского
народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой –
радостью освобождения от рабства.
Значение воскресения Христа для
человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других
праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Христос победил смерть. За трагедией
смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех
приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту
радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же
радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскрес!», и она
же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскрес!»
На Руси празднование Пасхи было
введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо
являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская, как бы
растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего
больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».
Пасху встречали во всяком уголке
– от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Особенно
трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях
приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Все ждали радостный
праздник Пасхи. А за неделю всем этим торжествам предшествовало Вербное
Воскресенье – праздник входа Господня в Иерусалим.
- Чтец ученик:
Что это сделалось с
городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество.
С вербами идут толпы за толпами.
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут цветами малые дети,
Лица сияют, смеются уста.
Точно какой победитель вступает
В город – и все пробудилось от сна…
Да, победитель! И вот ему птицы
Словно уж грянули: "Здравствуй, весна!”
- А как вы думаете,
почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?
-(Сообщение уч-ся)
- Когда Иисус Христос воскресил Лазаря, многие видели это чудо. Христа,
въехавшего в город Иерусалим на ослике и окруженного учениками, встречали толпы
народа, люди бросали ему под ноги зеленые пальмовые ветви, устилали дорогу
своими одеждами. Такие почести в давние времена в Израиле оказывали только
победителям и царям. Ведь Иисус Христос победил саму смерть. В России пальмы не
растут, но с первыми весенними лучами уже покрылись легким зеленым пушком ветки
вербы. Веточка вербы служит у нас знаком победы Иисуса Христа над смертью.
-Чтение уч-ся:
-Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушится над водой
Верба веткой золотой.
Верба ветки дарит нам-
Отнесем их в Божий храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.
- В церкви вербу освящали, эти
веточки, воткнутые за иконами, над дверьми, под крышами домов, были талисманами
– оберегали от болезней и прочих несчастий.
После Вербного воскресенья шла
страстная неделя, которая начиналась в понедельник. Установлена она была в
память страданий Иисуса Христа, ею заканчивается Великий пост. Каждый день этой
недели очень значителен. В Великий понедельник на Руси следовало начинать
подготовку к Пасхе – наводить порядок в жилище, мыть, чистить. Великий "чистый”
четверг – воспоминание о Тайной вечере. Чистили в этот день дом, двор, огород
от "нечисти”, затаившейся в углах.
-Чтение уч-ся
-Вспоминаю, как перед Пасхой,
Засучив рукава по локоть,
Дом скоблили, смывали копоть,
Подоконники пахли краской.
Помню сдобный запах ванили,
Перед образом – пламя свечи.
На вечерней заре ходили
В светлый храм святить куличи.
-Великая
пятница – это самый скорбный день, ведь именно
в этот день совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Великая суббота –
Христос покоится во гробе. Еще субботу называли "красильной субботой” - в этот
день красили яйца. Крашеное яйцо – это неотделимый красивый и радостный символ
праздника Пасхи.
-А
почему именно яйцо является символом Пасхи?
(Сообщение уч-ся)
-По
преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла
императору Тиберию простое яйцо, сказав "Христос воскрес!”. Не поверил
император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое
яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей
белое яйцо стало ярко-красным.
Чтец ученик :
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: «Иисус Христос Воскрес!»
-Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера,-
Мысль оживила властное лицо.
-Как не поверю я, что белое яйцо
Тобою принесенное мне
в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно, Кровь
Христова, алым стало!
Крашеные яйца называли "крашенками”, т.е. просто окрашенными
в любой цвет, или, "писанками” - яйца, расписанные узорами.
-Сообщение учащихся
Разноцветные
пасхальные яйца.
Крашенки – от слова красить. Красить яйца можно
по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в
раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца
помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички
не приобретут нужный цвет. А раньше яйца красили по-особому: обматывали их
сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили.
Получались красивые «мраморные» яйца.
Драпанки. Для драпанки лучше брать яйца
коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят,
затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на
скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде,
чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы
яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правый. Ажурный рисунок на
драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки – от украинского слова «крапать», то
есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно
высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск
остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо
опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и
аккуратно соскоблить.
Писанки
– это искусно расписанные пасхальные
яйца. Украинские писанки – настоящие произведения народного творчества. Для
рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента,
геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и
цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на
Черниговщине – в красный, черный и белый, на Полтавщине – в желтый,
светло-зеленый, белый. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром
курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и,
перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым – крестильная сорочка
писанки. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо
окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех
«отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца
превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили
к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты
ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича –
для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для
родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого. В настоящее
время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая
техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области
создан музей писанки.
- В субботу всем миром шли в
церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое
блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру
Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная
ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры
освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в
храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась
принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в
ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви
осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось
«Христос Воскрес». После окончания литургии начиналось освящение куличей и
пасх. Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой,
побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках
оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя
освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого
можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью
матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай,
детеночек, подымайся, нам Боженька пасочки дал».
В ночь Великой Субботы повсюду на
Руси к храмам спешили православные люди: через поля, через луга, через леса, по
тропинкам и дорогам. Задолго до службы собирались вокруг церквей в ожидании
крестного хода. Грамотные читали на клиросе Деяния Апостолов. Жгли большие
костры из смоляных бочек в память о холодной ночи, проведенной Христом при
дворе Пилата.
И вот первый благовест большого
колокола.
-Утро Пасхи – перезвон колокольный
(звучит колокольный перезвон)
Чтец ученик :
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля,
Понеслись удары
К синим небесам.
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
-Всколыхнулась толпа, зажглись в
руках свечи, духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами
вышло из храма, и голос хора возвестил радость великую: «Воскресение Твое,
Христе Спасе, ангелы поют на небеси!»
В домах еще до Заутрени накрывали
стол для розговен. Плох был тот хозяин, если не выставит на стол поросенка,
колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали
48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в
гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол
разговляться, потом отдыхали. Всю Светлую седмицу священники служили по храмам
пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола,
каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было. По благочестивому
обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню
творили. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю
Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.
С давних времен празднуют у нас
Пасху не только верующие, но и далекие от Бога люди. Пасхальные обряды и обычаи
никого не оставляют равнодушными
Иностранный путешественник в
своей книге о России писал так: «По всем городам и деревням страны. На всех
больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными
в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие
цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их,
сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю
Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины,
парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца.Где бы они ни
были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются,
говорят: «Христос Воскрес!», а тот отвечает: «Воистину Воскрес!», и дают друг
другу яйца, целуются, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается
опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200
яиц в день».
Всю Пасхальную неделю
православный люд живет с Богом, с ангелами, с мыслями об умерших родных и
близких. Вот откуда у человека появляется тяготение к посещению в это время
кладбища, дорогих ему могил. А в церквях служат службы. Игра на музыкальных
инструментах во время церковного пения не разрешается. Поэтому церковное
песнопение – это искусство голоса.
(Слушание церковного песнопения)
Празднование Пасхи продолжается
сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу.
В течение сорока дней Пасхи, а
особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости,
дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
III.СТАДИЯ
РАЗМЫШЛЕНИЯ
-Ребята, а какие пасхальные обычаи вам известны?
- В этот день старики
расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько
волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде
разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше
рассмотреть, как будет "играть” и "веселиться” красное солнышко. На Руси
существовало поверье, что на Пасху солнце "играет”, и люди старались
подкараулить это мгновение.
-Еще один очень давний
обычай. Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с
другом и говорим: "Христос Воскрес!” – "Воистину Воскрес!”
-Веками любимой пасхальной игрой
на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или
картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором
раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети
подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился
тот предмет, которого яичко коснулось. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили
искать яйца в квартире или саду. Кто-нибудь, из старших заранее прятал
картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз,
надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и
каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для
этого время.
Дети любили, и «чокаться» яйцами
друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца соперника.
Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
Пасхальное гадание.
В пасхальные вечера девушки капали в
крутой кипяток сырое яйцо – каждая по три капли. Фигурки, которые при этом
получались, предвещали женскую судьбу, удачное ли будет замужество, богат ли
будет дом, хороши ли дети.
Пасхальная примета.
Девушки внимательно рассматривали
пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе замужество;
чем ярче желток – тем удачнее брак.
IV.РАБОТА НАД
ПРОЙДЕННЫМ
- Ребята, поскольку сегодня праздник и у вас у всех есть крашеные
яйца, давайте и мы с вами тоже поиграем.
-Обратите внимание, как красив и радостен наш пасхальный
стол. Традиционными пасхальными были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Но
не все люди могли и могут позволить себе накрыть такой стол на Пасху. Вот о них
сказка, которую приготовили для вас
девочки.
Инсценировка сказки "Пасхальный колобок” ( автор
К.Островский.)
ПАСХАЛЬНЫЙ КОЛОБОК
1 ведущий: Жили-были
Дед да Баба.
2 ведущий: Очень бедные.
1 ведущий: У них не было даже Курочки-Рябы.
2 ведущий: Ох, не было!
1 ведущий: Она не снесла им яичка.
Ведущие вместе: И не могли они испечь на праздник
пасхального куличика!
2 ведущий: Дед Бабе говорит…
Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться?
Баба: Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно
уже кончилась.
Дед: Давай, Баба, не будем унывать, а помолимся Богу
да по амбару пометем, по сусекам поскребем; может хоть на колобок наберется…
1 ведущий: Так они и сделали: по амбару помели, по
сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей ее посолили…
2 ведущий: Бога поблагодарили.
1 ведущий: Испекли постный колобок и на окно
положили.
Ведущие вместе: До утра простынуть.
2 ведущий: Наутро солнышко взошло, проснулся Колобок.
Колобок: Что-то Дедушки и Бабушки не слышно. Спят
поди. Намаялись со мной вчера, даже к обедне не встанут. Покачусь-ка я без них
в церковь, пока они спят, окроплюсь, святой водицей, освящусь – хоть этим
стариков утешу.
1 ведущий: Соскочил Колобок с подоконника, прыг на
землю и айда скорехонько в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. А
навстречу ему Волк…
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты Волк, ведь я еще не освященный. По
амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешан, слезицей солен, но еще не
освящен. Жди меня здесь. Скоро вернусь.
2 ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему
Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный.
По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешан, слезицей солен, но еще не
освящен. Жди меня здесь.
1 ведущий: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему
Лиса.
Лиса: С праздничком тебя, Колобок! Далеко ли ты, мой
сладенький, направился?
Колобок: Я, Лиса, в церковь спешу.
Лиса: Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.
Колобок: В церковь Божию святой водой окропиться…
Лиса: Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой
постненький, поближе.
Колобок: Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у Батюшки
святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди.
2 ведущий: Покатился Колобок в церковь и сразу к Батюшке.
Окропился святой водой, а Батюшка его и спрашивает.
Батюшка: Где же, Колобок, твое красное яичко, которое
ты освятить принес?
Колобок: Нет у меня, Батюшка, красного яичка. Мои
Дедушка и Бабушка бедные…
Батюшка: На, возьми это яичко, Колобок, отнеси
Дедушке и Бабушке.
1 ведущий: А тут и прихожане, надавали Колобку целую
корзину яичек.
2 ведущий: Катится Колобок обратно через лес,
прямиком, а навстречу ему Волк, Медведь и Лисица.
Звери: С праздником тебя, Колобок, с наступающим
Христовым Воскресеньем! Будет нам, чем на Пасху разговеться!
Колобок: Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же
постный: по амбарам метен, по сусекам скребен, на водице мешан, слезицей
осолен. Как же вы мною разговеетесь?
Звери: Что же нам тогда делать?
Колобок: Возьмите-ка скорее вот по красному яичку, да
и разговеетесь.
Звери: Ну, спасибо тебе, Колобок! Передай поклон
Дедушке и Бабушке!
1 ведущий: Побежал-покатился Колобок домой.
Дед и Баба: Где ты был, Колобок? Мы о тебе
беспокоились!
Колобок: Я, Дедушка и Бабушка, в церкви был, святой
водой окропился, и вам красных яичек принес. Берите, будет теперь чем на Пасху
разговеться!
Ведущий: Ой, Колобок, не забудь, пожалуйста, наших
ребят угости всех крашеным яичком.
V.РЕФЛЕКСИЯ
- Перед вами,
ребята, лежат листочки с предложениями, я попрошу вас продолжить эти
предложения
•
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
В
заключение нашего урока хочется сказать большое спасибо за внимание и
понимание, и закончить его стихотворением К.Фофанова
"К
нам летит весна” (под музыку)
Под напев молитв
пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса…
Сосна в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
VI.ИТОГ.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Спасибо, ребята,
за урок. Домашнее задание: нарисовать пасхальную поздравительную открытку.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.