У р о к 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Цели:
1. Познакомить учащихся с
историческими условиями, по-
влиявшими на развитие культуры Византии.
2. Дать учащимся представление о
важнейших достижениях
византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.
♦ Основные понятия и термины: икона, иконопись, мо-
заика, фреска, смальта, темпера.
Оборудование:
иллюстрация «Собор Св. Софии в Констан-
тинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
?? 1 Вопросы:
==>
Рассказать о природных, географических условиях Ара-
вийского полуострова, населении и его образе жизни.
=>
Сравнить системы государственного управления норман-
нов и арабов.
=> Охарактеризовать
объединяющую роль ислама.
=> Основные обязанности
мусульман.
=> Рассказать об основных
завоеваниях арабов.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Исторические условия развития
культуры Византии.
2. Образование, научные знания.
3. Искусство: архитектура,
иконопись,
мозаика.
4. Влияние культуры Византии
на соседние страны.
1. Исторические условия развития культуры Византии.
Учитель начинает объяснение
нового материала с постановки
проблемного задания:
=>
Подумайте, какие исторические особенности Византии
могли способствовать высокому уровню культурного развития?
Учащиеся,
опираясь на полученные знания по теме «Визан-
тия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:
—Города оставались центрами
торговли, ремесла, сильной
власти и культуры.
—Византия становится
наследницей античной культуры.
—Христианство повлияло на
культурное развитие Ви-
зантии.
2. Образование, научные знания.
Учитель обращает внимание учащихся на
то, какие знания были
нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для
сбора налогов и управления государством.
Государство
нуждалось в грамотных чиновниках, образован-
ных государственных деятелях. Образованные люди достигали
власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотно-
сти и образовании была не только в столице Византии, но и в про-
винциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и
образованные люди.
Были
организованы церковные, государственные и частные
школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пе-
нию. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Кон-
стантинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая
школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, исто-
рию, географию, литературу.
В XI веке был открыт первый в
Европе университет.
Раскрывая вопрос о развитии
научных знаний, рекомендуется со-
ставить таблицу «Научные знания в
Византии».
Учитель задает следующие
вопросы:
=> Чем
была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других на-
родов, чертить карты?
=> Что
способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?
Учащиеся могут дать примерно такие ответы:
- Войны, торговля, мореплавание.
— Войны Юстиниана, изучение трудов
античных историков.
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
Раскрывая
вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его
виды - архитектуру, мозаику и
иконопись.
Архитектура
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учеб-
ника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 64).
=>
Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас,
живущих в XXI веке?
Рассказ учителя:
Снаружи
храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но во-
шедших внутрь он поражает огромным пространством, величест-
венностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение
храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие
собирались на богослужение
внутри. Следовательно, внутреннее
убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.
В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания ут-
верждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид
креста с куполом посередине, установленным на круглом возвы-
шении - барабане.
Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии
в Констан-
тинополе в объеме материала учебника (с. 63—64).
Мозаика
Важной
задачей византийских архитекторов было распреде-
ление в храме света и тени.
Разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и краски) укре-
плялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали
немного шероховатой.
При
движении верующих в храме кусочки смальты мерцали,
искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.
Учитель привлекает внимание учащихся
к иллюстрации в учеб-
нике (с. 66).
Иконопись
Самым
главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.
В храмах, домах появлялись
иконы - изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.
Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные от-
личия иконы от картины.
Икона |
Картина |
1 |
2 |
Икона - откровение Божие. Мировоззрение иконописца - Икона - вне времени, она
сим- Авторство иконописца наме- |
Картина - это творческий
об- Картине присуща индивиду- |
Учащиеся видят, что
рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.
На иконе
же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллель-
ные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в про-
странстве иконы. Это обратная перспектива.
Иконы писали на
деревянной основе - доске. В основном для
этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева -
береза, сосна, дуб, осина, ель.
Если сделать поперечный
разрез иконы и посмотреть на нее
сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.
Слой
первый - иконная доска. Иногда на иконную доску на-
носили ткань - паволоку.
Слой
второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая
основа имеет белый цвет и называется левкасом.
Слой
третий - красочный. Для написания иконы используют-
ся темперные краски.
Темпера - краска, сделанная на основе
порошкообразных
цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмуль-
сия, составленная из воды и яичного желтка.
Слой четвертый - защитный -
натуральная олифа.
Ознакомив
учащихся с основными особенностями иконописи, це-
лесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богома-
терь».
Эта икона
была создана в Константинополе в первой трети
XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перене-
сена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византий-
ской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть
милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь
Умиление - самый лирический образ Богородицы.
У ч и т е л ь обращает
внимание учащихся на следующее:
Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее
ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано
с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о. нем матери.
Учитель, показывая икону, акцентирует
внимание учащих-
ся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.
Поверхность
иконы сильно искажена многочисленными рес-
таврациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и
это дает представление о содержании образов и стиле письма.
Глаза Богородицы овеяны
печалью; ее образ написан темны-
ми красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой
скорби и потому так душевно близок всем.
Фигура
Младенца светла, трогательна и беспомощна, так
как он находится на заре своей жизни.
Икона до
сих пор волнует нас, так как в ней воплощено обще-
человеческое чувство - великая материнская любовь.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры
Визан-
тии на духовное развитие других стран и народов.
Государства, принявшие
христианство от Византии, - Бол-
гария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной
мере испытали влияние византийской культуры. Достижения
византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески,
сочетая их с собственными национальными
традициями.
III. Закрепление изученного материала.
?! Вопросы и
задания:
=> Объясните, почему в Византии были востребованы
образованные, грамотные люди?
=>
Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.
=> Какой существовал канон в оформлении христианского храма?
IV. Итог урока.
Домашнее
задание: §
7, отаетить письменно на вопросы 1-4, с. 67.
*
Подготовить сообщения:
«Собор Святой Софии в Константинополе»,
«Икона «Владимирская Богоматерь».