Уроки 8–9 ОЧЕРК. ЭССЕ. РЕЦЕНЗИЯ
Цели: знакомить с особенностями публицистических
жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать
навыки создания собственного текста в заданном стиле.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы: исследовательский,
создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка
и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной
деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах
мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник).
Материал
для учителя.
Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai –
буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического,
критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка,
где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе
главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он
вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке,
искусстве, литературе.
В эссе отражается оригинальный взгляд на
предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В
этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом,
отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью
формы.
Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские
стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя,
фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет
над странностями своего характера.
Чаще всего эссе по форме представляет собой
рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие
речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов,
именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных
членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается
частым использованием вводных слов.
Отзыв – речевое произведение, основанное на
выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Отзыв – вторичный текст, передающий
впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете
и героях произведения (без детального разбора).
В зависимости от целей, которые ставит перед
собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о
литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно в письме.
Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства,
мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв
в виде обращения.
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение,
обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку
научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта,
кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)
В рецензии на книжное издание обычно даются
его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной
проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.
(«Литературный энциклопедический словарь».)
Рецензия:
· содержит данные об авторе и его
произведении;
· дает анализ произведения,
указывает на его общественную значимость;
· оценивает речевое произведение,
мастерство писателя;
· представляет собой единство
аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;
· сочетает концептуальные и
эстетические критерии оценки.
Любой
человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических
правил:
1. Работа рецензента требует большого труда и
серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть
излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать
краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного
текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена,
приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной,
доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой
работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от
личных отношений.
7. Рецензент – не ревизор, получивший задание
осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии
должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его
компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если
они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора недопустимы.
8. После чтения рецензент должен
побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.
В рецензии обычно дается анализ произведения,
высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии
хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино.
Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или
увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель
понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. В рецензии
обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения,
спектакля, фильма), его построения, авторского языка.
В рецензии используют публицистический или
научный стиль речи.
Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования
состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению,
заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед
рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль,
помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.
По
типу речи рецензия,
как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис)
обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
Рецензия
похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.
Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва
– общая оценка произведения; содержание эссе – впечатления
и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения.
Более
жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе
она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто
научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
Как
строится научная рецензия.
ПАМЯТКА
Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней
употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают
связность и логичность, свойственные научной речи.
Содержание (план) |
Клише |
1. Вступление. Чему посвящено произведение. |
…посвящено рассмотрению вопроса… решению вопроса… проблеме… …написано на актуальную тему …затрагивается тема (вопрос) |
Исходные данные об авторе произведения. |
|
Какова
цель автора, какие задачи им ставятся. |
Цель автора – Автор ставит задачу: описать… обосновать… раскрыть… уточнить… |
2. Центральная часть.
Каково
основное содержание произведения; |
В
центре внимания (находятся)… Главные
усилия направлены… |
основные
проблемы… |
Автор
ставит и решает, по
существу, одну задачу… …отмечает
(что?) …описывает
(что?) …касается
(чего?) …обращает
внимание (на что?) …напоминает
(о чем?) …анализирует
(что?) |
Что
удалось автору. |
Постараемся
теперь объяснить… Далее
подчеркнем… Необходимо
остановиться на… Особо
хочется выделить… Приведем
пример… Наконец,
можно еще отметить… Достоинством…является… |
Есть
ли недостатки, в чем они заключаются |
К
сожалению, работа не лишена недостатков… К
существенным недостаткам, на
наш взгляд, относятся… |
3. Заключение. |
Работа
завершается… В
заключение отметим… |
Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:
Рассказывать – описывать, показывать, изображать,
рисовать, знакомить с …, вводить в …
Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко
взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память.
Интересный – увлекательный, занимательный,
занятный, замечательный, любопытный.
Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий,
редкостный, недюжинный, незаурядный.
Выделить – особо отметить, подчеркнуть.
План выборочной рецензии.
1. Была ли удачной вступительная
фраза?
2. Были ли связующие элементы
между вступлением и основной частью?
3. Есть ли в ответе
обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?
4. Были ли нарушения
последовательности?
5. Удовлетворены ли вы количеством
и качеством примеров?
6. Был ли ответ развернутым?
Использованы ли сравнения?
7. Были ли приведены основания
сравнения?
2. Этап первичной проверки понимания
изученного.
Задание: разделитесь на две группы –
«рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают
материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все
особенности устной речи отвечающего.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: работа над сочинением по исходному
тексту на примере статьи Д. Гранина «О милосердии» (упр. 313).
1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по
русскому языку:
– четко сформулировать (в той или иной
форме) одну из проблем исходного текста;
– понять и полно отразить основные мысли
предложенного текста, уделяя значительное место концептуальному анализу,
из которого станут понятными основные идейные линии текста (прокомментировать
проблему текста);
– сформулировать авторскую позицию в исходном
тексте;
– сделать обоснованную оценку текста; опираясь
на жизненный или читательский опыт, выразить и аргументировать свое мнение по
одной из проблем, поставленных автором текста.
Напоминаем ученикам о том, что сочинение
должно быть логически стройным, безупречно грамотным.
2) Работа над текстом статьи Д.
Гранина (используются те вопросы и задания, которые предлагают авторы
учебника).
Слово
учителя.
Д. Гранин родился
в
После войны восстанавливал разрушенное в
блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда, трудился в НИИ, учился в
аспирантуре.
В
Позже Д. Гранин написал целую серию
документальных произведений об ученых. А в
Вопросы нравственности, честности, чистоты
продолжают волновать Д. Гранина и сегодня.
Чтение
текста статьи Д. Гранина, определение темы,
идеи, его проблематики.
(Тема милосердия – ведущая тема текста. Об
этом свидетельствует заглавие статьи. Автор размышляет над проблемой гуманного
отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к
ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста
является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе «способность
откликаться на чужую боль».)
Обсуждение
вопросов, данных в
упражнении:
а) Является ли этот текст рассуждением?
Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.
Тип текста – рассуждение с элементами
повествования и описания.
б) Определить стиль данного текста.
Это текст публицистического стиля, так как
главное его назначение – «информирование, передача общественно значимой
информации с одновременным воздействием на читателей, убеждением их в чем-то,
внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к определенным действиям,
поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность,
призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина.
в) Каков основной тезис данного
текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их?
Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?
г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш
взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.
Обсуждение отдельных моментов, связанных с
написанием сочинения по данному тексту: какими могут быть вступление, основная часть,
заключение у сочинения? Как, опираясь на жизненный и читательский опыт, можно
аргументировать свое отношение к поднятой автором текста проблеме? Какие
логические переходы от одной части к другой можно предложить?
3) Работа над написанием сочинения в выбранном
учеником публицистическом жанре.
Вот один из примеров.
«Милосердие… "Как же так получилось, что
чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?” – над этим вопросом
Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно, почему в наше время
по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше?
В самом начале статьи автор рассказывает о
беде, произошедшей с ним в центре города около семи часов вечера. Он шел по улице,
поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая кровью, плохо соображая, кое-как
поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог, хотя народу на улице было
немало…
Прочитав этот текст, задумалась: "А как бы я,
будучи прохожей, поступила в тот момент?”. Удивительно, но однозначного ответа
дать не смогла.
Во-первых, в наше "неспокойное” время доверять
первому встречному нельзя, ведь кто знает, что у него на уме. Однако,
во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и поддержке, кто же ему
должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?!
Добрым примером здесь, я думаю, могут служить
доноры, которые почти безвозмездно отдают свою кровь больным, находящимся на
грани жизни и смерти. Или организаторы приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся
на самом дне жизни, нуждающихся во внимании милосердных, добрых граждан.
Однако с сожалением надо отметить, что
принадлежащих к группе "бессердечных”, равнодушных, живущих только для себя не
так уж мало, потому Д. Гранин отмечает "убыль милосердия в нашей жизни” и с
горечью подытоживает: "Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно
слабеет и атрофируется”».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.