Игры второго этапа
Игры второго этапа
Спроси о чем хочешь
(вариант 1)
Материал. Карточки с символами,
обозначающими ту или иную формулировку вопроса,
фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части
разной формы, разного цвета).
Ход проведения. Воспитатель привлекает
внимание детей: «Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать
вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку
(что?), нужно задать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда покажу
карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу
карточку с цветным треугольником, спросите у меня: «Какого цвета?». За каждый
вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно?
Если что-то забудете, я буду напоминать».
Далее воспитатель по
очереди поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог.
Отмечаются успехи всех детей, даже если они не смогли набрать очень большое
число фишек. В этом случае желательно выразить уверенность в том, что в
следующий раз они обязательно смогут задать много вопросов.
Спроси о чем хочешь (вариант
2)
Материал. Карточки с символами, обозначающими
ту или иную формулировку вопроса, фишки, три-четыре предмета, расставленных на
столе (должны иметь части разной формы, разного цвета, разного размера). Наряду
с ранее упомянутыми используются карточки с символами, обозначающими вопросы
«Где?», «Сколько?», «Для чего?».
Ход проведения. Воспитатель указывает на
стол: «Посмотрите, на столе находится несколько предметов. Сегодня мы тоже
будем задавать вопросы по карточкам. Давайте вспомним, с какого слова должен
начинаться вопрос, когда я покажу вот эту карточку («Что?»; далее по очереди
показывает карточки, использованные в предыдущей игре).
Сегодня появятся две
новые карточки: вот эта будет означать, что вопрос должен начинаться со слова
«Сколько?», а эта показывает, что спрашивать надо, начиная со слова «Где?». За
каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем
понятно? Если забудете, я буду напоминать».
Далее воспитатель по
очереди поднимает карточки с разными символами. Дети задают вопросы с
соответствующей формулировкой. В конце подводится итог.
Спрашиваем сами
Материал. Карточки с символами, обозначающими
ту или иную формулировку вопроса (Что это? Какого цвета? Какой формы? и др.),
фишки, сюжетная картинка, к которой можно задать вопрос, вскрывающий
причинно-следственную связь. (Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в
бутылке? И т.п.). Наряду с ранее использованными применяются карточки с
символами, обозначающими вопросы «Почему?» и «Что делают?».
Ход проведения. Воспитатель разъясняет
содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я
уже не буду показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками
находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появятся две новые
карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает, что
надо задать вопрос, начинающийся со слова «почему»; на второй карточке
изображено, как люди занимаются спортом, - значит, надо задать вопрос, который
начинается со слов «что делают». Все поняли? Ничего не забыли? Давайте все
вместе повторим, какие вопросы можно задавать. (Показывает на ту или иную
карточку и называет слова, с которых начинается вопрос}
Сегодня мы будем играть командами
(дети делятся на команды}. За каждый вопрос команда получает фишку.
Выигрывает та, которая получит больше фишек. Внимательно посмотрите, что
изображено на картине. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».
Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в
течение 10-12 минут. В конце подводится итог.
Вопрошайка
Материал. Карточки с символами, обозначающими
разные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Какого цвета?», «Какой формы?»,
«Какого размера?», «Почему?», «Для чего?», «Где?», «Что делают?»; фишки
(квадраты) соответствующего цвета, несколько предметов (четыре-пять), расположенных
на столе.
Ход проведения. Карточки с символами
раскладывают в поле зрения детей.
Воспитатель говорит:
«Сегодня мы постараемся задавать разные по форме вопросы. Спрашивать нужно о
предметах, находящихся у меня на столе. За каждый вопрос дается квадрат
соответствующего цвета. Например, вы спросили, какой формы этот предмет,
значит, получаете квадрат (...) цвета. Если зададите еще один вопрос,
начинающийся со слов «какой формы», квадрат вы уже не получаете. Выигрывает
тот, кто получит больше квадратов разного цвета».
В ходе игры надо
обязательно поощрять каждого ребенка за поставленный вопрос («Какой интересный
вопрос, как ты это сумел заметить, какой ты наблюдательный!» и т.п.).
В конце игры подводится
итог, подсчитывается число полученных детьми квадратов, выявляется выигравший.
Играем в КВН
Материал. Все карточки с символами,
обозначающими разные вопросы, фишки двух цветов, например красного и синего.
Ход проведения. Знакомые детям карточки с
символами раскладываются в поле зрения детей; остальные лежат на столе
воспитателя. Он говорит: «Сегодня мы будем с вами играть в КВН. Веселые и
находчивые стараются быстро задать вопрос и быстро на него ответить. Но
сначала мы познакомимся с новыми карточками. Далее воспитатель показывает по
очереди карточки «Куда?», «Откуда?», «Когда?» и уточняет, какой из символов
что означает. На этой карточке нарисованы часы - это значит, что можно
задавать вопросы, которые начинаются со слова «Когда?». Давайте разделимся на
две команды, Одна команда будет называться "Вопрошайка", а другая -
"Почемучка"».
Дети делятся на две команды.
Воспитатель напоминает:
«Одна команда спрашивает, а другая отвечает, потом они меняются ролями. За каждый
заданный вопрос члены команды получают синюю фишку, за каждый правильный ответ
- красную фишку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество
фишек. Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Та команда, которая даст ответ быстрее, получает фишку.
- Когда люди завтракают?
- Куда течет река?
- Откуда идет школьник?
- Когда тает снег?
- Почему весной текут ручьи?
- Когда садится солнце?
Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь
команды будут играть между собой».
Сначала спрашивает «Почемучка», а «Вопрошайка»
отвечает, затем наоборот. Игра проходит в течение 10-15 минут. Затем
подводится итог. Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли
интересно? Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру?
Что я загадала?
Материал. Шесть-семь различных по назначению
предметов, карточки с символами всех вопросов, фишки двух цветов.
Ход проведения. Воспитатель сообщает название
игры: «Сегодня мы будем играть в игру "Угадай, какой предмет загадали".
Я загадаю какой-нибудь из предметов, разложенных на столе. Чтобы угадать, что
это за предмет, нужно спрашивать про него, а я буду отвечать. За каждый вопрос
дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя
задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это
машинка? Это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не
буду отвечать. В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек
набрал. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните: какие вопросы нельзя
задавать? (Ответы) Начинаем».
Воспитатель загадывает
какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного
типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и
т.п. («Какого цвета у предмета», «Где он стоит?»), но не вопросов, представляющих
собой перебор вариантов («Это машина?», «Это совочек?»).
Игра проводится несколько раз. Время проведения -
не более 10-15 минут. По окончании подводится итог, определяется
выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не
так хорошо, как могли бы.
Расскажи о картинке
Материал. Картинка, на которой изображен какой-нибудь
сюжет (переезд на новую квартиру, стройка, зимние развлечения и т.п.; главное,
чтобы было изображено движение, действие), карточки с символами всех вопросов,
квадраты, соответствующие цвету карточек, фишки какого-либо цвета, например
красного, молоточек, свисток либо что-то другое для подачи звукового сигнала,
флажок.
Ход проведения. Карточки находятся в поле зрения
детей.
Воспитатель говорит:
«Сегодня в вопросах и ответах будут соревноваться две команды -
"Вопрошайка" и "Почемучка". Одна задает вопрос, а другая
отвечает; потом наоборот. За каждый заданный вопрос команда получает фишку
определенного цвета, за ответ - красного цвета. Члены команды должны задавать
вопрос по очереди, а чтобы не забыть, кому спрашивать, будем передавать друг
другу флажок. Выигрывает та команда, у
которой больше фишек разного цвета. По моему сигналу игра начинается и по
сигналу заканчивается. Посмотрите внимательно на картинку (1-2минуты)».
Игра продолжается 12-15
минут. Затем подводится итог: подсчитывается общее число фишек, набранных
командами; подсчитывается число фишек разного цвета; поощряются дети, задавшие
интересные вопросы и давшие развернутые ответы.
Орамал астында не? (Что под
платком)
Материал. Карточки с символами вопросов,
пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга),
три салфетки.
Ход проведения. Три предмета раскладываются на
столе, и каждый накрывается салфеткой. Воспитатель говорит: «Под салфетками
спрятаны предметы, Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень
сложная задача - с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его.
Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете
как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он
нужен, а потом выясните, какой он».
Дети задают вопросы.
После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям.
Салфеткой накрывают другой предмет (чтобы дети его не увидели, можно предложить
им на несколько секунд закрыть глаза). В целом игра продолжается 15-20 минут.
В ходе игры поощряется
инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты
задай вопрос*; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм
движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он
поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства
предмета».
Примечание. При
вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку.
Можно предложить следующие варианты ответов:
- игрушка - чтобы играть;
- элемент одежды - это человек надевает на
себя;
- овощ - нужен для приготовления пищи, например
салата, супа (в зависимости от того, какой овощ используется);
- фломастер
- чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;
- нож - разрезать что-либо;
- книга - можно узнать много интересного.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.