Урок "Тема любви в творчестве А.С. Пушкина"
04.11.2017
2094
520
Бекжанова Гульнара Кенжеболатовна
Тема урока:Одухотворенность, тихая грусть стихотворений о любви в творчестве А.С. Пушкинаю
Цели урока:
1.расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово; развивать навык анализа лирического текста
2.развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.
3. воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.
Оформление и оборудование:
Репродукции портретов любимых поэтом женщин.
Компьютер и мультимедийный проектор.
Музыкальные диски с произведениями:
1. «Лунная соната» Бетховена.
2. «Вальс – фантазия» Глинки.
3. Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
« Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем».
«Златые крылья развивая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной».
А.С.Пушкин.
Психологический настрой. Учащиеся выбирают цветок и говорят классу добрые пожелания. (Цветы ставятся в вазу)
Деление на группы при помощи конфет
1. Вступление. Тихо звучит музыка Глинки «Вальс-фантазия». (Слово учителя).
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.
Пушкин был человек, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.
Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.
1.Знакомство с Анной Петровной Керн. (Показ слайда).
«Адресатом любовной лирики поэта была Анна Петровна Керн. В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»).
А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна- грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».
Прослушивание аудиозаписи, видеоресурса
Стратегия «Бельевая веревка»
О чем же это стихотворение? Какие мысли и чувства лирического героя переданы в нем?
Каждый исследователь прав. Стихотво¬рение многогранно, и оно, конечно, о люб¬ви и о любимой, об идеале прекрасной женщины. Здесь и воспоминания о про¬житом, о пережитом духовном кризисе, о первой встрече с Анной Керн, о пробуж¬дении к жизни. Что первично: любовь, возвращающая поэта к жизни, или, наоборот, преодоление кризиса способство¬вало восприятию богатства и красоты жизни и «все венчающей любви» — и та и другая точка зрения имеет право на сущес¬твование. Подтверждение тому — жизнь поэта в Михайловском, свидетельства сов¬ременников.
Чувства лирического героя и в про¬шлом, и в настоящем. В прошлом пре¬обладают юношеское очарование, затем «томленья грусти безнадежной» и отрад¬ные воспоминания о первой встрече, о ми¬молетном видении. В настоящем — про¬буждение и упоение жизнью, красотой, вдохновение. Материал с сайта //iEssay.ru
1. Как композиция стихотворения помогает нам определить его основную тему и воспринять пере¬живания героя?
Стихотворение удивительно стройное. Оно разделено на три равные части, по две строфы, и каждая часть пронизана осо¬бым, только ей свойственным тоном. Пер¬вая посвящена воспоминаниям о былом. Очевидно, в воображении Пушкина вста¬вал петербургский вечер у Олениных, на котором он впервые встретил Керн, был очарован ее «милыми чертами» и «неж¬ным голосом». Вторая часть отделена от событий первой значительным промежутком времени. Бурное, стремительное тече¬ние жизни, преобладание грустного на¬строения заслонили, стерли в памяти «небесные черты». «В глуши, во мраке за¬точенья» — годы ссылки. И третья — воз¬вращение порыва прежних светлых и чис¬тых чувств. Динамика в движении чувств лирического героя идет от грустных и нежных воспоминаний к горестному осоз¬нанию утрат, а затем наступает взлет радости и восторга. Основная мысль, про¬водимая через композицию стихотворе-ния, — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, каза¬лось, утрачено навсегда.
Как вы понимаете выражение «гений чис¬той красоты
Гений чистой красоты можно понять как исключительный образ женщины, гармонически сочетающий в себе неземную красоту, внешнюю и внутреннюю. На образ пушкинского стихотворения «гений чистой красоты» лег чистый и истинный свет Рафаэлевой Мадонны.
4.Какой композитор написал музыку на стихотворение?
5. Кому посвящено стихотворение?
«Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.
Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).
Слово учителя:
«Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. В музыке звучат две темы: одна – жизнеутверждающая, светлая; другая – мрачная. Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдаётся воспоминаниям и постепенно воодушевляется. Вторая тема начинается со слов: «Шли годы. Бурь порыв мятежный. Рассеял прежние мечты…» Тема начинается вихрем звуков. Кажется, он всё сносит на своём пути, всё разрушает, всё опустошает. И тот самый вихрь рассеял нежный образ, опустошив душу человека, ведь жить-то незачем и не для кого. Но что это? Бодрая, лёгкая, быстрая, потом более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий Жизнь, Любовь и Вдохновение. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна!!!»
5. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (Показ слайда под тихую музыку) .
«Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Оленин»
«Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть».
Просмотр видео “Я вас любил…” звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”
Задание: изобразить на постере лирического героя стихотворения, свои мысли, чувства.
Защита постера
Пейзаж настроени
6. Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. (Показ слайда: А.П.Брюллов .(1831 – 1832 г.)
Тихо звучит музыка Бетховена «Лунная соната».
«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828-1829гг) на одном из московских балов. « Когда я увидел ее в первый раз, - писал поэт, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». Мать Натальи Николаевны не
дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно. 6 мая 1830 года состоялась помолвка. К жене обращено много стихотворений: « Мадонна», « Пора, мой друг, пора». После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. Просмотр видео о Наталье Гончаровой
Прослушивание видеозаписи.
На холмах Грузии лежит ночная мгла»
сравнить с фигурой мир лирического героя
Рефлексия
«Пейзаж»
На рисунке закрасить человека, себя. (выйти и рассказать , почему)
Цели урока:
1.расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово; развивать навык анализа лирического текста
2.развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.
3. воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.
Оформление и оборудование:
Репродукции портретов любимых поэтом женщин.
Компьютер и мультимедийный проектор.
Музыкальные диски с произведениями:
1. «Лунная соната» Бетховена.
2. «Вальс – фантазия» Глинки.
3. Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
« Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем».
«Златые крылья развивая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной».
А.С.Пушкин.
Психологический настрой. Учащиеся выбирают цветок и говорят классу добрые пожелания. (Цветы ставятся в вазу)
Деление на группы при помощи конфет
1. Вступление. Тихо звучит музыка Глинки «Вальс-фантазия». (Слово учителя).
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.
Пушкин был человек, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.
Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.
1.Знакомство с Анной Петровной Керн. (Показ слайда).
«Адресатом любовной лирики поэта была Анна Петровна Керн. В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»).
А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна- грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».
Прослушивание аудиозаписи, видеоресурса
Стратегия «Бельевая веревка»
О чем же это стихотворение? Какие мысли и чувства лирического героя переданы в нем?
Каждый исследователь прав. Стихотво¬рение многогранно, и оно, конечно, о люб¬ви и о любимой, об идеале прекрасной женщины. Здесь и воспоминания о про¬житом, о пережитом духовном кризисе, о первой встрече с Анной Керн, о пробуж¬дении к жизни. Что первично: любовь, возвращающая поэта к жизни, или, наоборот, преодоление кризиса способство¬вало восприятию богатства и красоты жизни и «все венчающей любви» — и та и другая точка зрения имеет право на сущес¬твование. Подтверждение тому — жизнь поэта в Михайловском, свидетельства сов¬ременников.
Чувства лирического героя и в про¬шлом, и в настоящем. В прошлом пре¬обладают юношеское очарование, затем «томленья грусти безнадежной» и отрад¬ные воспоминания о первой встрече, о ми¬молетном видении. В настоящем — про¬буждение и упоение жизнью, красотой, вдохновение. Материал с сайта //iEssay.ru
1. Как композиция стихотворения помогает нам определить его основную тему и воспринять пере¬живания героя?
Стихотворение удивительно стройное. Оно разделено на три равные части, по две строфы, и каждая часть пронизана осо¬бым, только ей свойственным тоном. Пер¬вая посвящена воспоминаниям о былом. Очевидно, в воображении Пушкина вста¬вал петербургский вечер у Олениных, на котором он впервые встретил Керн, был очарован ее «милыми чертами» и «неж¬ным голосом». Вторая часть отделена от событий первой значительным промежутком времени. Бурное, стремительное тече¬ние жизни, преобладание грустного на¬строения заслонили, стерли в памяти «небесные черты». «В глуши, во мраке за¬точенья» — годы ссылки. И третья — воз¬вращение порыва прежних светлых и чис¬тых чувств. Динамика в движении чувств лирического героя идет от грустных и нежных воспоминаний к горестному осоз¬нанию утрат, а затем наступает взлет радости и восторга. Основная мысль, про¬водимая через композицию стихотворе-ния, — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, каза¬лось, утрачено навсегда.
Как вы понимаете выражение «гений чис¬той красоты
Гений чистой красоты можно понять как исключительный образ женщины, гармонически сочетающий в себе неземную красоту, внешнюю и внутреннюю. На образ пушкинского стихотворения «гений чистой красоты» лег чистый и истинный свет Рафаэлевой Мадонны.
4.Какой композитор написал музыку на стихотворение?
5. Кому посвящено стихотворение?
«Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.
Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).
Слово учителя:
«Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. В музыке звучат две темы: одна – жизнеутверждающая, светлая; другая – мрачная. Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдаётся воспоминаниям и постепенно воодушевляется. Вторая тема начинается со слов: «Шли годы. Бурь порыв мятежный. Рассеял прежние мечты…» Тема начинается вихрем звуков. Кажется, он всё сносит на своём пути, всё разрушает, всё опустошает. И тот самый вихрь рассеял нежный образ, опустошив душу человека, ведь жить-то незачем и не для кого. Но что это? Бодрая, лёгкая, быстрая, потом более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий Жизнь, Любовь и Вдохновение. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна!!!»
5. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (Показ слайда под тихую музыку) .
«Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Оленин»
«Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть».
Просмотр видео “Я вас любил…” звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”
Задание: изобразить на постере лирического героя стихотворения, свои мысли, чувства.
Защита постера
Пейзаж настроени
6. Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. (Показ слайда: А.П.Брюллов .(1831 – 1832 г.)
Тихо звучит музыка Бетховена «Лунная соната».
«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828-1829гг) на одном из московских балов. « Когда я увидел ее в первый раз, - писал поэт, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». Мать Натальи Николаевны не
дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно. 6 мая 1830 года состоялась помолвка. К жене обращено много стихотворений: « Мадонна», « Пора, мой друг, пора». После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. Просмотр видео о Наталье Гончаровой
Прослушивание видеозаписи.
На холмах Грузии лежит ночная мгла»
сравнить с фигурой мир лирического героя
Рефлексия
«Пейзаж»
На рисунке закрасить человека, себя. (выйти и рассказать , почему)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.