Урок по теме " Н.В. Гоголь « Ревизор». История создания комедии. Развитие традиций комедии 19 века."
Цель: углубить и расширить знания учащихся о Н.В.
Гоголе,прививать интерес к русской классической литературе, расширять знания о
драматургии
Ход урока
I.Оргмомент.-приветствие
класса, проверка готовности к уроку.
II
Эпиграфы.
Театр — великая школа.
Н.В.Гоголь
Ни один писатель не закрепил
после себя навечно такого числа ходячих героев, как Гоголь.
В.Г.Белинский
Погружение в тему.Выходит ученик и читает монолог: « Любите ли вы театр так, как я люблю его, то
есть всеми силами души Вашей, со всем энтузиазмом, со всеми исступлениями, к
которому только способна молодёжь, жаждая до впечатлений изящного.Или, лучше
сказать, можете ли Вы не любить театр больше всего на свете, кроме блага и
истины?»
1.1 апреля 2014 года исполнится 205 лет со дня рождения
Николая Васильевича Гоголя, писателя
« загадочного,
непостижимо глубокого, парадоксального, ни с чем не сравнимого».
Слайд№1
2.Гений - всегда загадка, разгадке которого обычно и
посвящена литература, создаваемая каждым новым поколением. ( выставка книг о
Гоголе)
3. Зачем мы пытаемся разгадать гения?
Слайд№3.
«Разгадывая гениев, человечество каждый раз разгадывает
себя».
Перед вами лишь малая толика литературы о Гоголе.
II.
Какие произведения Николая Васильевича
Гоголя вам известны?
-« Ночь перед Рождеством».
- « Вий».
-
« Тарас Бульба».
Учащиеся читают отрывки из названных произведений.
1-ый ученик. « Последний день перед рождеством
прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся
на небо посвятить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать
и славить Христа...А через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею
по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле»
2 ученик. « И вдруг настала тишина в церкви;
послышалось вдали волчье завыванье, и
скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он,
что ведут какого-то приземистого , дюжего, косолапого человека. Весь он был в
чёрной земле...Длинные веки опущены были до самой земли...».
3-ий ученик. « Нет уз святее товарищества! Отец любит
своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё
дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только
человек!»
Слайд»4.
III.
К какому литературному жанру относятся эти произведения? Ответ.Эпическому(
эпосу)
Слайд№5.
А теперь мы знакомимся с Гоголем- драматургом, автором
драматического произведения- комедии.
IV. Когда
же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты биографии писателя говорят о его
интересе к театру?
Интерес пробудился ещё в детские годы.
Слайды№6,7,8,9
А что шло тогда на театральных подмостках? Театральный
репертуар: низкопотребные пьески, в основном иностранные, пустые водевили,
псевдомелодрамы- находился в плачевном состоянии.
« Я помешался на комедии», - напишет Погодину Гоголь в 1833
году. В 30-ые годы 19 века Николай Васильевич Гоголь обратился к драматургии.
Почему? Гоголь сам ответил на этот вопрос.
Слай№10,11.
Первая часть высказывания и есть тема нашего урока.
Театр - великая школа.
Вопрос. Как вы поняли смысл этого высказывания?
V Мы
впервые на уроке литературы обращаемся к « высокой комедии»- пьесе
« Ревизор».
Слайд№12
К какому роду литературы относится это произведение?
К драме.
Слайд№13
Отец писателя писал пьесы для сцены; сам Гоголь играл на
сцене; по мнению Гоголя, театр имеет большое воспитательное значение.
Это кафедра, с которой читается разом целый толпе живой урок.
А почему комедия?
Смех помогает обнажить пороки общества.
« В « Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в
России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где
больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться
над всем».
Н.В.Гоголь «
Авторская исповедь»
С 1835 по 1842 годы
Николай Васильевич Гоголь работал работал над пьесой.
Вопрос.Чем отличается доаматическое произведение от
эпического и лирического?
Ответ.В лирике выражены мысли и чувства автора, в эпическом
произведенииповествуется о событиях и людях, « слышится голос автора».
В драматическом автор
не может рассказать от своего лица биографию
героя, не может описать, как выглядят герои, то есть отсутствуют портретные
описания, не может раскрыть внутренние причины поступков героев, прямо
высказать своё отношение к ним, т. е. Герои драматического
произведения более « самостоятельны», они как будто меньше зависят от
поддержки автора. Таким образом, наибольшее значение имеет речевая
характеристика героя.В основе развития действия пьесы- конфликт между
героями, столкновение их интересов.
Слай№15
Драматическое произведение предназначено для исполнения на
сцене. Содержание его составляют в форме диалога или монолога. Речь
сопровождается ремарками-авторскими указаниями об обстановке действия, о
внутреннем состоянии и поведении героев,
их мимике и жестах.
Слайд№16.
Словарная работа.
Драматург, режиссёр, актёрская труппа, антракт, ложа,
партер, афиша,репертуар, действующие лица, программка, ремарка, реплика,
кулисы.
Театр начинается с вешалки. Давайте вместе с вами пройдём по
театру, заглянем за кулисы, попытаемся создать
следующую картину.
Дети разыгрывают картину « От драматурга до постановки на
сцене». Слово учителя о Гоголе- актёре.
Но вернёмся к Гоголю.
VI. Какова
же история создания пьесы « Ревизор»?( слайд№17,18).
1.Александр Сергеевич Пушкин рассказал Гоголю несколько
версий « бродячего» анекдота о мнимом ревизоре из провинции.
2.Рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из
других источников. Сам Гоголь со своими приятелями по гимназии разыгрывали на
станциях перед смотрителями эти сценки и получали лошадей.
3. Были и другие произведения с подобным сюжетом .
Например, « Приезжий из столицы, или
суматоха в уездном городе» Квитка- Основьяненко. Сходство чисто внешнее. Это
водевиль.
4.Русская жизнь также подсказывала сюжеты. Боязнь ревизии(
раз в три года) и ревизоров жила в чиновниках постоянно.
5.Ещё одно произведение оказало влияние на Гоголя . Историческое полотно Карла
Брюллова « Последний день Помпеи»
Слайд19.
Почему?
Извержение вулкана, люди в это время испытвают чувство
страха.
Гоголь переносит некомедийную ситуацию на комедийную почву.
Он считал, что ситуация кризиза- одна из самых актуальных, так как кризис
раскрывает человека.
С чего начинается пьеса « Ревизор»?
Первая фраза: « Я пригласил вас, господа, с тем,чтобы
сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».
Что общего между полотном Брюллова и этой репликой?
Картина производит , как и первая реплика пьесы,ошеломляющее
впечатление. Страх охватывает всех.Конечно, содержание картины, безусловно,
намного сложнее
Одна фраза- и пьса начата. Первые пять печатных строк, где
слово «ревизор» повторяется четыре раза.Одной фразой Гоголь « завязал пьесу».
Взаимный страх является движущей пружиной пьесы. Здесь же и
конфликт, который ведёт городничий, так как боится разоблачения. Ревизор едет
инкогнито( тайно), да ещё с секретным предписанием. Итак, мы уже с вами
говорили о завязке действия- первая фраза пьесы и появление Добчинского и
Бобчинского.
Давайте прочитаем эпиграф к пьесе: « На зеркало неча пенять,
коли рожа крива»( народная пословица).Как объясните эти слова?
VII.
Какие элементы сюжета вы знаете?
Слайд№20.
VIII.
Где происходит действие пьесы?
В городе N
.
территория России делилась на губернии, губернии — на уезды.
Именно в уездный город приезжает Хлестаков.
Каков маршрут Хлестакова?
Из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу( второй
месяц как из Питера)
У города нет названия.Почему?
Безымянный город в каком-то воображаемом центре
государства.Местоположение: «везде-нигде». « Да отсюда , хоть три года
скачи...ни до какого государства не доскачешь» ( Городничий).Город условный,
безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно. Именно о ней
будем говорить на следующем уроке.
IX. Слайд№21
Выводы по теме урока: задать пять вопросов по теме урока
классу.
Рефлексия.
Заключительное слово.
Подошёл к концу наш урок. Давайте, используем приём «
Недописанный тезис»:
1.Театр- это жизнь, потому что..
2. Ходить в театр нужно, так как..
3. Смех- великая сила..
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.