Конспект урока по ли тературе Класс: 9 Тема. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.
Тип: комбинированный
Цель:
1. Проанализировать стихотворения «Вольность» (1817),
«Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822),
«Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828);
2. Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического
текста;
3. Воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
IІ. Этап подготовки к активному восприятию материала
А)
Биография писателя
Б)
Основные мотивы лирики
В) Рассказ стихотворений наизусть
III. Изучение нового материала.
1.
Сообщение темы, цели,
плана урока.
2.Вступительное слово учителя о «сквозной теме», эволюции
темы, свободолюбивой лирике.
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы.
Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности
не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода –
основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона.
Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе,
ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым
провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе
всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность»,
«воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».
3.Работа с текстом оды «Вольность» (1817).
Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с
«мощными законами», основа «неправедной власти» - «сгущённая мгла
предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о
влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).
В этой оде Пушкин смотрит на мир как пристрастный,
заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где
свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная
власть». Весь мир, а не только Россия, лишён свободы, вольности, а
следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение,
конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых
дворян, думавших о будущем России. Но ода «Вольность», как и другие «вольные»
стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной
монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной,
открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай
вечных истин, «друг человечества».
- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?
- Какие оттенки пушкинского представления о тиранах
подчёркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть»,
«самовластительный злодей», «увенчанный злодей»?
- Что, в отличие от произведений 18 века, становится
предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?
- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.
- Что является основой свободы по Пушкину? (Пушкин страстно желает, чтобы мир
услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по
закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с
негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и
«стыд природы», нарушение божественной гармонии.)
- Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это
связано?
- Каково настроение, чувство лирического героя? (Поэт – противник насилия. Свобода,
с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора.
Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казнённый Людовик –
«мученик ошибок славных»), подчеркнув её разрушительный характер и одновременно
указав на то, что революция – акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика»
насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.)
- Какую роль играют в «Вольности» два исторических
микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?
- Чем заканчивается ода? (Тираноборческий
пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к чувству
самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» - призывом, обращённым к
царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станет вечной стражей трона
Народов вольность и покой.)
4.Работа с текстом стихотворения «Деревня» (1819).
«Деревня» - пропаганда, направленная к лицам, обладающим
властью совершать реформы.
В этом стихотворении представления о свободе и рабстве
конкретизируются. Речь идёт уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде
«Вольность», а о русском крепостном праве, не о свободе как абстрактной идее
всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня – это не
какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный
Позор.
«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденное в деревне, -
явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические»
границы своих размышлений. Если сначала речь идёт о конкретной деревне, где
поэт обрёл «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части
создаётся обширный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию –
страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего»
подчёркивают, что речь идёт не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом
деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть
«народ неугнетённый», а торжество «Свободы просвещённой» связывает с волей
царя.
- В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании
свободы? (В «Деревне» заметны
новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В
«Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества».
В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в
деревню – акт его воли).
- Почему автор предпочитает деревню городу? (Он предпочёл спокойную деревенскую
жизнь с её «мирным шумом дубрав» и «тишиной полей» суетной городской жизни с
порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город –
это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос
просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет
«праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон
боготворить»).
- На какие три части делится стихотворение?
- Как в первой части – идиллического изображения природы –
проявляется традиция сентиментальной литературы?
- Идиллия «Деревни» оказывается лишь иллюзией свободной и
счастливой жизни, она отменяется второй часть стихотворения. Проанализируйте
пейзаж в «Деревне». Докажите, что он увиден глазами человека со «свободной
душой».
- Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное
публицистическое звучание?
- Можно ли считать революционным вопрос – призыв,
заключённый в последней части?
- Как в стихотворении «работает» приём контраста?
5.Работа с текстом стихотворения «К Чаадаеву» (1818).
«К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения
политических учений («Вольность»), здесь речь идёт о каких-то ожиданиях в
пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность
этого послания, нельзя не видеть в нём призыва к действию.
Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический символ веры молодых
друзей вольности. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это
связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в
«Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, поражённому тиранией, и
к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев,
друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто
связан и узами дружбы, и общей целью.
- Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?
- Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это
связано?
- _ На какие три части можно разделить стихотворение? О чём
эти части?
- Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода и здесь предстаёт как цель
высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на
первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения
свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера,
стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен
«любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью
сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами»
нетерпеливой души.)
- В каких
строчках содержится основная мысль этого стихотворения?
- Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в
конце стихотворения?
- Какие языковые средства помогают поэту выразить свой
призыв к подвигу?
- Что возникает в финале стихотворения? (Образ будущего.
В котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы
(«звезда пленительного счастья»), Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна»,
а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на
обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» -
это тирания, деспотизм).
6.Работа с текстами стихотворений «Птичка» (1823), «Узник»
(1822).
В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с
гуманистической идеей дарования свободы, как бы предвосхищающей последующие
призывы Пушкина освободить декабристов.
- Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?
- Какую роль в этом играют образы-символы птиц?
7.Работа с текстом стихотворения «Анчар» (1828).
В этом стихотворении Пушкин поднимается до широкого
обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие
жизни.
Стихотворение может быть прочитано и как философская
притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как
политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического
истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем
символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь
природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению
конфликтов между людьми, к гибели человечества.
- Рабство как противопоставление свободе личности. Как это
стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?
- Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно
определяется?
- Какое звучание придаёт стихотворению обращение к легенде
и легендарному образу дерева?
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.
2.Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики
А.С.Пушкина».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.