Конспект урока по литературе Класс: 8 Тема: И.В.Гете. «Фауст» - спор о человеке, спор за душу человека»
Тип: комбинированный
Цель: 1) Рассмотреть философскую трагедию Гете как
художественное воплощение идей эпохи Просвещения,
2) раскрыть идейное и художественное содержание
трагедии, развивать навыки
литературоведческого анализа драматургического произведения,
3) воспитывать жизнеутверждающие начала,
противостояние злу.
Ход урока
1.Орг момент.
2. Этап подготовки к активному восприятию
материала
«Больше света в нашу
жизнь!
Больше света в наши души!»
Предсмертные
слова Гете
А) 45 лет назад наш соотечественник, первый
землянин, увидевший планету из космоса,
воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят
космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные
приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это?
Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и
иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества,
скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и
предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те,
и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых
весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика
души каждого из нас.
Но любой
из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло
победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни
преодолевали персонажи.
Вот и Гете
проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.
И мы с
вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как
художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и
художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей
силы Разума и Добра. Именно к этому
сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и
возвышенности Человека.
Б) ЗАПИШЕМ тему урока.
В качестве
эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше
света!..», потому что воспринимаю их и
как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь!
Больше света в наши души!»
ЗАПИШЕМ
ЭПИГРАФ и ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Человек… «саранча», «цикада легковесная», «скот
скотом» или «озаренный божьим светом изнутри»?
- В чем
сущность человеческого бытия?
- Может быть, кому-то покажется рано
восьмиклассникам задумываться над такими серьезными вопросами. Но 14 лет – это
возраст отрицания всех и всего, возраст поиска самого себя, поиска своих
ценностей, 14 лет – это первые влюбленности и разочарования, безверия в себя и
моменты прозрения и вдохновения. Так что, очень может быть, что история о Фаусте вам покажется более понятной и близкой, чем
мне.
В) Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос
по материалу прошлого урока).
- Биография писателя
-История создания трагедии «Фауст», что легло в
основу? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)
-Тема, идея, сюжет произведения
-Главные герои произведения
- Фауст – плод народного вымысла или и
литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце
15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)
-Какие общие и различные черты мы отмечаем в Фаусте
из народной легенды, многочисленных литературных версий? (ученый заключил
сделку с дьяволом, но проиграл ему, Фауст Гете – победитель).
3. Новая тема
А) Лексико-семантическая
работа.
Пролог
(гр. Prologos, pro – про, logos – слово) — один
из видов вступления в литературное произведение: введение, знакомящее читателя
с событиями, предшествующими изображённым в произведении, или общим замыслом
автора.
Б) Беседа с учащимися:
? Где происходят события
Пролога?
? Кто принимает в них
участие?
? С какой целью собрались
герои, о чём спорят?
? Каковы их позиции по
обсуждаемым вопросам?
? каково отношение Бога к
Мефистофелю? А как Мефистофель относится к Богу?
Человек мыслит, но от
этого страдает ещё больше, ибо понимает нелепость многих социальных институтов,
законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах повинна не
природа, а он сам — человек.
Речь заходит о Фаусте. Что
говорят о нём Бог и Мефистофель?
В символике трагедии Гёте
Бог олицетворяет Природу.
Исходя из этого: -кто же
Человек — раб Природы или самостоятельная, в себе и для себя сущая сила?
Учащиеся высказывают свою
точку зрения на данную проблему, используя метод «Пресс»
Ответ содержится в
дальнейшей репризе Бога:
Он служит мне, и это
налицо,
И выбьется из мрака мне в
угоду.
Да, Человек — раб Природы,
ибо служит ей, т. е. разумно пользуется ее законами, ведь нельзя пренебречь
ими, но служение природе обращает в свою пользу. Сама природа предначертала
Человеку путь к прогрессу.
Мефистофель характеризует
Фауста, иначе говоря, Человека и Человечество в лице Фауста.
Доктор
Фауст-олицетворение добра и справедливости;
Мефистофель-представитель
зла и коварства;
Вагнер- ученик Фауста- ненавидит и брезгливо
относится к простым людям ( как и Мефистофель);
Гретхен (ласково-Маргарита)-возлюбленная Фауста
Архангелы: Рафаил, Гавриил и Михаил-старшие
ангелы, окружающие Господа, начинают диалог в первом прологе.
Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера
интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от
бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни.
- Так как пособия у нас разные и трагедия дана в
сокращении, то я кратко расскажу, о чем говорится в пропущенных сценах.
Мефистофель приступает к выполнению тайного плана. Для начала он ведет Фауста в
компанию веселых бражников, полагающих, что истина в вине. Из этой дьявольской попытки, однако,
ничего не вышло. Фауст равнодушен к вину, случайным знакомствам, мимолетной
любви. И тогда с помощью ведьмы Мефистофель
заставляет Фауста выпить снадобье, возвращающее молодость и желание
любить и быть любимым. Знакомит с прекрасной и доверчивой Маргаритой, в чьей
жизни Фауст, сам того не желая, сыграет неблаговидную роль. Мефистофель
надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст
забудет о своих исканиях и в любовном упоении произнесет заветные слова.
Мефистофель не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление
тех же исканий: Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее
непосредственность и простота воспринимается им как воплощение природы.
4.А) Обзор последней части трагедии, чтение монолога.
-Первая
часть «Фауста» - художественное завершенное произведение. Это трагедия ученого,
который разуверился в современной ему науке, и трагедия человека, не нашедшего
счастья в любви, в печальном конце которой он сам невольно оказался виноват.
Но на
этом поиск истины, испытание души
человеческой не закончен, не остановлено
мгновение. Гете продолжил разрешение спора о человеке во второй части
«Фауста», которую нам представляет обзорно …
Б) - В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись,
мгновенье, ты прекрасно!»? (в борьбе, в
труде ради народа, в исканиях).
- Фауст мучился, страдал, но жизнь его была
полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро
отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в
человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:
Лишь тот достоин
жизни и свободы,
Кто каждый день
идет за них на бой.
5. Итог
Вернемся к
нашим проблемным вопросам.
- Вернемся к воображаемым мировым весам. Что
положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру;
разочарование, цинизм, эгоизм).
- История Фауста сложна, фантастична и реальна.
Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только
трудясь во благо других, неся
ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти. Больше света!
Синквейн:
Фауст
Заботливый, трудолюбивый
Беспокоится, опекает, волнуется
Продлись, мгновенье, ты прекрасно!
Человек
6. Инструктаж д/з.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.