Конспект к уроку русской литературы "Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета" 10 класс
15.05.2015
12051
0
Гетманская Наталья Валерьевна
своеобразием их творчества;
- раскрыть основные темы и мотивы творчества поэтов;
- развивать навыки выразительного чтения.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
- Слово учителя.
Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, проникновенных выразителей человеческих чувств, вдохновенных певцов природы всё возрастает. Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами.
- Портреты и высказывания о поэтах (на доске).
2. Сообщение учителя по биографии поэтов.
Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в с. Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.
1819 г. – первая публикация – вольное переложение «Послания Горация к Меценату».
1819-1821гг. – учёба и досрочное окончание словесного отделения Московского университета.
1821 г. – поступление на службу в Коллегию иностранных дел.
1822-1839гг. – дипломатическая служба в Мюнхене и в Турине.
1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.
1836 г. – публикация в журнале «Современник» «Стихотворений, присланных из Германии».
1838 г. – смерть жены и женитьба на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
1844 г. – возвращение в Россию, служба в ведомстве иностранных дел.
1850 г. – публикация в виде приложения к журналу «Современник» 92 стихотворений Тютчева. Сближение в Еленой Александровной Денисьевой.
1854 г. – первый поэтический сборник Тютчева
1858 г. – председатель комитета иностранной цензуры.
1864г. – смерть Е.А.Денисьевой.
1868 г. – второй поэтический сборник Тютчева.
Умер 15 (27) июня 1873 г. в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.
Этапы биографии и творчества А.А.Фета.
Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).
1834г. – духовная консистория узнаёт о незаконности метрической записи о рождении поэта. Потрясение, вызванное лишением всех прав и привилегий. Перемена фамилии с Шеншина на Фет. Переезд в лифляндский город Верро, учёба в частном пансионе.
1834-1844гг. – учёба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.
1840г. – первый сборник стихов «Лирический пантеон».
1843г. - публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришёл к тебе с приветом…»
1845г. – поступление на военную службу ради получения потомственного дворянства.
1850г. (изменения в 1856г.) – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Издание второго поэтического сборника. Знакомство с Марией Лазич.
1853г. – начало сотрудничества с журналом «Современник».
1856г. выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И.С.Тургеневым.
1857г. – женитьба на М.П.Боткиной.
1858г. – выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.
1859г. – разрыв с журналом «Современник».Осложнение отношений с редакциями других журналов.
1860г. – приобретение хутора Степановка. Занятия сельским хозяйством.
1863г. – двухтомное собрание стихотворений – итог 25-летней творческой деятельности.
1873г. – поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остаётся в качестве псевдонима.
1877г. – приобретение старинной усадьбы Воробьёвка.
80-е гг. – четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).
1886г. – член Петербургской академии наук.
1889г. – звание придворного камергера.
1892г. – умер.
2. Сообщение основных тем и мотивов творчества Тютчева и Фета (учащиеся коротко записывают в тетради).
Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева.
Фрагмент – ведущий жанр лирики Тютчева. Нет поэм и больших произведений.
1. Поэт и поэзия. Поэт должен помочь другим найти ответы на вопросы о свободе, любви, месте человека в природе, об их единстве; показать все прекрасные стороны единения с природой.
2. Духовный кризис современного поколения. Человек перестаёт осознавать своё единство с природой, перестаёт понимать природу, видя в ней лишь объективную реальность, бесчувственную и равнодушную. В современный, слишком материалистичный век люди стали сомневаться в законах божественных тайн, и душа природы закрылась перед ними.
3. Россия. Стихи Тютчева наполнены трепетной и нежной любовью к Родине и затаённой болью за неё. Поэт не описывает ни русской деревни, ни каторжного труда русского мужика, но за картинами природы открывается Россия нищая, страдающая, прекрасная и любимая. С Россией Тютчев связывает надежды на единение всех славянских народов, подчеркивая неповторимость и необъяснимость во многом своей родной страны. Главенствующую роль он отводил России на основании следования христианским заповедям, смирении, продолжении роли добродетели. Тема Родины тесно связана с христианскими темами в творчестве Тютчева.
4. Природа. Сущность природы в том, что недоступно, что лежит за поверхностью явления, в заповедной темноте, на которую набросил яркие краски светлый день. Природа – это не пейзаж, населённый растениями, животными и людьми, это космос, в котором живут и действуют стихии. Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями. С помощью этих наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.
5. Любовь. Это одна из центральных тем в зрелой лирике Тютчева. Здесь отразилась его личная жизнь, полная страстей, трагедий, разочарований. Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадежность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е.А.Денисьевой. Тютчев увидел и высоко ценил в женщине силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершающая подвиг. Поэт утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности.
6. Христианские мотивы. Обострённый индивидуализм означает, что человек теряет опору, лишается веры. Это преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям, - духовная болезнь века. Её необходимо смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов, установленных Богом. Образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ
Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
Главное в поэзии Фета – изображение мгновения, прекрасного и невозвратного.
1. Поэт и поэзия. Поэзия чужда всякой пользе и всякому смыслу: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует». На первое место в поэзии ставится ощущение, чувство, наитие, откровение, но не отвергает разум. «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота». Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит её в область «высочайшего блаженства». В лирике Фет обращен к изначальной гармонии и красоте, единству с целым миром. Долг художника в том, чтобы увидеть всё это в самых простых, обычных явлениях природы и воспроизвести. Сверхзадача поэта – уловить и передать мечты и сны, неуловимые, рождённые полубезумным сознанием поэта.
2. Природа. Тайна природы заключена в зримой поверхности, которая в любое время всегда обворожительна. Нет тайны за пределами дня или ночи. Они и есть сущность природы. Именно видимость, непосредственно представшая нашим глазам, нашему слуху, нашему обонянию, нашим чувствам, есть тайна природы, её сущность, её глубина. Его пейзажные зарисовки обнаруживают много общего с картинами импрессионистов: то же стремление показать обыкновенное необыкновенно, та же субъективность мировосприятия и формы выражения.
3. Любовь. Отсутствие индивидуализированного образа любимой девушки. Передаётся радостное состояние влюблённости, когда окрылённый человек ощущает единство со всем мирозданием, а стихия природы как всегда слита с душевными переживаниями.
Тютчев и Фет от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, апеллируя к возвышенным чувствам, красоте. Для поэтов красота разлита во всём – в окружающей действительности, в природе, в женщине как высшем воплощении красоты. Способность заметить красоту среди случайного и поверхностного характеризует эстетическое начало, безупречное поэтическое чутьё «певцов жизни». Фет и Тютчев, как утверждают исследователи, в момент творчества отдают стихотворению лучшее, что есть в мире, они растворяются в своём творчестве.
4. Таблица (проецируется, отпечатанные таблицы раздаются учащимся).
Особенности поэтического мира
ТЮТЧЕВА ФЕТА
- Бытие воспринимал как катастрофу.
- Поэт-философ, поэт-психолог.
- Последний русский романтик.
- Природа – живой, одухотворённый,
многоликий мир.
- Человек часто одинок и бессилен в
сравнении с могуществом природы.
- Для стихов характерна богатейшая
метафоричность.
- В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. - Крупнейший поэт «чистого искусства».
- В историю поэзии вошёл как пейзажист.
- Природа – прекрасное живое существо.
- Любил изображать «переходные состояния» природы.
- Человек – частица природы, существо, равноправное ей.
- Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом.
- Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен).
- В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.
5. Работа с классом. Учащиеся читают наизусть стихотворения Тютчева и Фета, во время чтения проекция подборки картин, учитель даёт комментарии. Каждое стихотворение соотносится с тема или мотивом.
(тема поэта и поэзии)
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи!..
Особую значимость приобретает тема творчества, высшего назначения поэта-мыслителя, - Муза, говорящая среди «всемирного молчанья», равна в своём величии олимпийским богам. Молчание становится единственным средством, чтобы спасти внутренний мир от суетной и глумливой толпы, «убийственных забот».
Также развивается любимая мысль романтиков о невыразимости души, о невозможности во внешней речи передать внутреннюю, которая при своём языковом выражении утрачивает глубину и богатство чувств. Тем самым противоречие между душой и словом, выражающим её, становится всеобщим. Оно касается и человека, и его отношений с другими людьми.
(любовь и природа)
***
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Стихотворение Фета проникнуто одним настроением. Это настроение – результат строгого отбора прекрасных и непреходящих в своём значении впечатлений. Нет никаких намёков на реальность: чувство, в нём выраженное, вне конкретных категорий. Можно выделить два мотива – любовь и природа, они здесь не просто взаимообусловлены и образуют один чувственно-природный ряд образов, в котором главное – сопредельность чувства неуловимому природному целому. Важнейшим структурным элементом здесь является мелодика.
(природа)
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тихая лазурь
На отдыхающее поле…
Это одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева. Поэт действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ – «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льётся чистая и тёплая лазурь».
(природа)
***
Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томило немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема.
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.
Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Всё, что ковало – миновало.
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Стихийная жизнь природы вселяет в душу восторг. Духовные силы человека расцветают, к нему слетает вдохновение. Вена – это состояние воздуха и состояние души. Чувства и мысли человека улавливают состояние воздуха через запахи, звуки, краски. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тонкие изменения в ней с трепетом, радостью и восторгом. Так человек и природа составляют единое целое.
(любовь)
***
Я очи знал, - о, эти очи! Дышал он грустный, углубленный
Как я любил их, - знает бог! В тени ресниц её густой,
От их волшебной, страстной ночи Как наслажденье, утомленный
Я душу оторвать не мог. И, как страданье, роковой.
В непостижимом этом взоре, И в эти чудные мгновенья
Жизнь обнажающем до дна, Ни разу мне не довелось
Такое слышалося горе, С ним повстречаться без волненья
Такая страсти глубина! И любоваться им без слёз!
В этом стихотворении любимая предстаёт не как «неземное создание», а как человек, которому присуще всё человеческое: не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Стихотворение пронизано мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.
(любовь)
***
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
По-пушкински возвышенными и мудрыми являются стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых рождает в душе человека целую гамму чувств. И это стихотворение, как и многие другие, написано от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви.
(философское осмысление природы и жизни человека)
***
Не то, что мните вы, природа: Лучи к ним в душу не сходили,
Не слепок, не бездушный лик – Весна в груди их не цвела,
В ней есть душа, в ней есть свобода, При них леса не говорили
В ней есть любовь, в ней есть язык… И ночь в звездах нема была!
………………………………. И языками неземными,
Вы зрите лист и цвет на древе: Волнуя реки и леса,
Иль их садовник приклеил? В ночи не совещалась с ними
Иль зреет плод в родимом чреве В беседе дружеской гроза!
Игрою внешних, чуждых сил?..
Не их вина: пойми, коль может,
……………………………….. Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нём не встревожит
Они не видят и не слышат, И голос матери самой!
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Здесь проявляется одна из особенностей творчества Тютчева – созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жива и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мёртвого. Это ощущение избавляет поэта от раздвоения между мыслью и чувством: поэзия его полна осознанной мысли, а его мысли находили себе только поэтическое выражение.
Мир, как таковой, и все его проявления представляют собой целостный единый организм. Эти целостность и единство создаются благодаря противоречиям, благодаря борьбе стихийных сил. Тютчев стремился понять мир как целое, но не в виде механического сочетания или совокупности различных признаков, а как живой, подвижный и внутренне противоречивый организм. По мнению Тютчева, между человеком и природой нет непроницаемой стены. Напротив, человек и природа духовны. Они изначально наделены душой, чувствами и языками. Эти чувства и языки родственны. Они заложены в природу и человека свыше. Непонимание этого человеком ведёт к трагедии, и чревато разобщением человека с мировым целым, с природой.
В стихотворении нарастают обличительные, дидактические интонации, направленные в адрес тех, кто отторгнут от всемирной жизни, от бытия. Такими людей сделал нынешний век, и потому вина с них снимается, но не исчезает горечь: как голос матери не может встревожить глухонемого, так душа матери-природы не волнует бестрепетные и бездушные сердца.
(любовь)
***
На заре ты её не буди, И чем ярче светила луна,
На заре она крепко так спит; И чем громче свистал соловей,
Утро дышит у ней на груди, Всё бледней становилась она,
Ярко пышет на ямках ланит. Сердце билось больней и больней.
И подушка её горяча, Оттого-то на юной груди,
И горяч утомительный сон, На ланитах так утро горит.
И, чернея, бегут на плеча Не буди ж ты её, не буди…
Косы лентой с обеих сторон. На заре она сладко так спит!
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна
В этом стихотворении поэт точно уловил и передал состояние молодости с её тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами. И, как всегда, стихия природы слита с душевными переживаниями. «Утро дышит у ней на груди» - «переносный смысл утра-молодости пропадает, так как органично включен в картину самого утра природы, всеохватного жизненного утра,» - замечал Н.Н.Скатов.
День и ночь.
На мир таинственных духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров…
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мир рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Ночь не менее хороша, чем день: в ночи ярко светят звёзды и часто бывают откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночь сбрасывает прочь.
Однако дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняет её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашавшая высокий нравственный идеал.
(философское рассуждение)
Фонтан.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Фонтан уподобляется лучу. Это сравнение придаёт всему стихотворению особую напряжённость: ведь по традиции луч ассоциируется со светом небесным, и его естественная направленность сверху вниз, от неба к земле. Фонтан – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросает вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство он осуждён ниспадать на землю вновь.
(природа и человек; тема Родины)
***
Слёзы людские, о, слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя…
И.С.Аксаков
(поэт и поэзия)
Ф.И.Тютчеву.
Мой обожаемый поэт
К тебе я с просьбой и с поклоном;
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полёт
Меня увлёк волшебной силой,
Давно в груди моей живёт
Твоё чело, твой облик милый.
Твоей камене – повторять
Прося стихи – я докучаю,
А всё заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу – чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
В проходившей полемике «чистого» и демократического искусства поэзия Тютчева и Фета подвергалась особенно тщательному анализу. Фет, принимавший в этом участие, привлекал лучшие образцы поэзии Тютчева в качестве примера превосходства «чистой поэзии». И сторонники демократического лагеря к поэзии Тютчева относились как к серьёзному явлению. Образ Тютчева в этом стихотворении – это и пример, и идеал, и учитель для Фета.
(любовь)
AVE MARIA
Ave Maria –лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
***
Владычица Сиона, пред тобою
Во мгле моя лампада зажжена.
Всё спит кругом, - душа моя полна
Молитвою и сладкой тишиною.
Ты мне близка… Покорною душою
Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.
Дай ей цвести, будь счастлива она
С другим ли избранным, одна – или со мною.
О нет! Прости влиянию недуга!
Ты знаешь нас: нам суждено друг друга
Взаимными молитвами спасать.
Так дай же сил, простри святые руки,
Чтоб ярче мог в полночный час разлуки
Я пред тобой лампаду возжигать!
6. Итоговое слово учителя.
«Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. У Блока есть слова: «Всё торжество гения, не вмещённое Тютчевым, вместил Фет». Это утверждение высшего родства двух наших лирических поэтов…
Вслед за Тютчевым, вместе с ним, Фет усовершенствовал и бесконечно разнообразил тончайшее искусство лирической композиции, построения миниатюр. За кажущейся повторяемостью их стоит бесконечное разнообразие и многообразие, непрекращающийся лирический контрапункт, запечатлевающий сложность духовной жизни человека».
Л.А.Озеров
Большая часть любовной лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер ( «Я встретил вас…», « Я тебе ничего не скажу…», « На заре ты её не буди…»), определяется вслед за Аполлоном Григорьевым как «музыкально-неуловимая». Фет часто подчёркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается (музыкально-экстатическая, как её называют).
Музыкальность, символика и аллегория лирики позволяют считать поэзию Тютчева и Фета истоком символического направления XX века. Фет и Тютчев воспринимались символистами как великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:
Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…
- именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Фета и Тютчева.
Домашнее задание. Биография Тютчева; стихотворение наизусть по выбору; повторить элементы анализа лирического произведения.
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С.Тургенев
…для Тютчева жить – значит мыслить. И.С.Аксаков
И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной.
Ф.И.Тютчев
Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли.
В.Брюсов
И пока святым искусством Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.
К.Фофанов
Но в стихе умилённом найдёшь
Эту вечно душистую розу…
А.А.Фет
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.