Литература 8 класс. Тема: К. Паустовский " Телеграмма"
Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.
Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;
Оборудование: «Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;
Записи на доске: слова –антонимы:
Милосердие
Доброта
бессердечность
Чуткость
жестокость
Верность
бездушие
Отзывчивость
черствость
Преданность
неблагодарность
Щедрость души
равнодушие
Душевность
Добросердечность
Бескорыстие
Совесть стыд
Высказывания известных
людей.
- Никогда не делайте того, за
что вам придется казнить себя. Кант.
- Кто творит добро, тот и
процветает. Кант.
- Человек живет на земле не
для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым.
Стендаль.
- Заботясь о счастье других,
мы находим свое собственное. Платон.
- Есть только один способ
положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.
- Добрых людей на свете, было,
есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.
- Тот, кто не делает добро,
когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.
- Человек, который думает
только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.
Сенека.
- Зорко следите за юными
всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными,
добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.
- Когда одна свеча зажигает
другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает
другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.
- Делая добро другим, вы
помогаете себе.
- Самое большое счастье в
жизни – это уверенность в том, что тебя любят.
Гюго.
- Счастье – ощущение
собственной нужности. Хемингуэй.
- Добродетель развивается
последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.
- За добро плати добром. К.Паустовский.
- Есть на свете прекраснейшее
существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.
М.Горький.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его. Шехтер.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. В.Берестов
Ход урока:
Слово учителя.
Быть всегда нужным людям, чувствовать
веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на
долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году
весной ему исполнится 115 лет.
Деятельность его разнообразна: он – автор
романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги
- яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас
любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза
на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные
вопросы.
Писателя всегда интересовала
жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об
известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.
Читая его книги, мы не можем ощущать и
обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность.
Это неслучайно: Паустовский – человек,
«создавший себя», его жизнь может
служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему
делу.
Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)
Константин Георгиевич Паустовский родился
в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.
Отец был из запорожских казаков, а бабка
со стороны отца была турчанка.
Несмотря на профессию статистика, которая
требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И
поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в
Вильно, потом в Псков и ,наконец, надолго засели в Киеве.
Мать писателя была женщиной
властной и суровой.
Семья была большая, склонная к занятиям к
искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.
Мальчик начал учиться в 1 классической
гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и
Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось
самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.
В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и
напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения
Паустовский отправлял Бунину. И.
После окончания гимназии он
пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.
В начале первой мировой войны работал
кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах
Однажды в отряде ему попался обрывок
газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он
вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и
начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом
заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал
писать роман «Романтики».
Во время февральской революции вернулся в
Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917
года.
И снова его завертело. Он уехал с матерью
на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей –
Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.
Паустовский очень любил путешествовать, во
время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это
помогало ему в работе над произведениями.
Писатель побывал в Батуми,
Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму,
был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В
Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы
и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…
Во время 2 мировой войны был военным
корреспондентом.
В своих воспоминаниях он говорил так:
«…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и
путешествовать».
Произведения писателя переведены на
многие языки мира. В музее Паустовского
в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не
отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как
напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.
Слово учителя.
Паустовский часто писал о людях простых и
безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого
сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям?
Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?
Сегодня мы с вами обсудим произведение
Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я
попрошу вас кратко изложить его.
Краткое содержание рассказа
«Телеграмма».
Слово учителя.
Вот видите, никакого
захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.
- Как начинается рассказ? Его эмоциональный
фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень
- Расскажите о жизни Катерины
Петровны.
- Как передается одиночество Катерины Петровны?
- Как чувствовала себя
она в последнее время?
- Прочитайте письмо Катерины
Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?
- Кто же такая Настя? Опишите
ее внешность. ( «холодные глаза»)
- Можно назвать Настю
черствой, бессердечной, неблагодарной?
- по отношению к матери;
- а ее участие в судьбе
художника Тимофеева?
- Почему, когда говорится о
Катерине Петровне, писатель показывает
пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?
- Катерина Петровна осуждала
свою дочь?
- почему писатель использует
именно картину Крамского «Неизвестная»?
Эта картина напоминает о жизни Катерины
Петровны, когда она была молодой,
веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.
Автор предупреждает нас, что мамы
не должны оставаться одинокими при живых детях! Согласны вы со мной?
- Так о ком же должна была
подумать, прежде всего, Настя?
- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?
- Почему дважды в рассказе
появляется скульптура Гоголя?
- Осознала ли Настя ошибку?
- Какую библейскую заповедь
нарушила Настя?
«Чти отца своего и матерь твою,
да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).
- Что означают имена Катерина
и Настя?
Катерина ( греч.) – чистая, Настя
(греч.) – воскресающая.
- Писатель знакомит нас в
конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?
- А еще, каких людей мы
встретили в рассказе?
- Скажите, ложь во имя
спасения допустима?
- Какой урок нравственности
преподал девочке Тихон?
- Ребята, а все-таки, что
дороже: карьера или семья, мама?
- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?
- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?
Вывод:
Надеюсь, талант Паустовского
задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?
- Какой же вывод вы сделали из
этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?
Надо быть добрым, и за добро платить
добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое
отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.
Я хочу пожелать, чтоб на вашем
пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.
(Чтение стихотворений о маме).
Я хочу быть ласковым с тобою.
Ласковым и нежным до конца,
Чтобы ни единою слезою
Ты не опечалила лица.
Я хочу, чтоб ты спала спокойно,
Слушая осенние дожди,
Чтобы все печали и невзгоды
Навсегда остались позади. В.Ломанов.
Мать… Мы землю так называем,
Когда растим хлеба и цветы,
Когда в ракете над ней взмываем
И видим, какая она с высоты.
Читая, чистая, вся голубая –
Это, наверное, потому,
Что мамы ходят по ней, улыбаясь
Детям, будущему своему.
Взял бы цветы – миллиард букетов
И разбросал бы их над планетой.
Мамы получат их, улыбнутся
И сразу повсюду наступит лето.
Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.
И добро повидал, и война по мне смертью строчила.
Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.
И не лгал никогда. Это ты меня так научила.
Ты меня научила не прятать у сердца обид.
(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)
Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.
Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.
Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!
Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.
Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!
Отчего же тогда появляются люди плохие?
Отчего же тогда по земле еще ползает зло?
И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?
А ведь как на планете бы сделалось людям светло,
Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..
Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -
Мы судьбу свою метили самой высокой метой!
Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!
Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!
Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!
Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.
Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.
И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.
Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,
Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.
Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.
Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.
Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.
Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!
Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.
Слово учителя.
В конце урока я хочу прочитать маленький текст. Обсуждать мы его не будем. Думать и размышлять, анализировать и ставить на место героев себя вы будете сами. Один на один.
Этот дом расположен на окраине города.
Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их
приезда сюда тоже, конечно же, совершенно
разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли
прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не
могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли
перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от
доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом не так уж трудно. К нему
ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего
кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни
единого кустика.
Самое любимое место во дворе – та самая
площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и
подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят
автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает.
Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…
Вот на тропинке показалась молодая
женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30
лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за
ней.
Она заикнулась было: «Доченька, нельзя
ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения
окрик:
- Мне к 6 часам вечера надо быть
уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.
Ступив на крыльцо дома, женщина
произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»
Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый,
приветливый мужчина около пятидесяти лет.
- Проходите, пожалуйста,
садитесь.
Женщина вынула из сумочки какой –то
сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не
спеша начал читать. Затем спросил:
- Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
- Как кем? Дочерью, конечно.
- Дочерью? Извините, так она –
ваша родная мать?
- Да, мне в соцобесе заверили,
что все в порядке с документами.
- Конечно, конечно, -
полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на
сколько оставляете вы свою маму у нас?
- Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала ее мать, -
я сама напросилась.
Обрадованная поддержкой матери, женщина
как бы воспрянула духом и добавила:
- Сколько раз мы с Алешей ее
уговаривали остаться. Ни в какую.
- Все понятно, - сказал директор,
- вы можете идти.
Когда женщина, даже не
попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:
- Скажите мне честно, по своему
ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?
- Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.